Знаки не качества. Истории ревдинских домов, которым после капитального ремонта стало только хуже
Мнения жителей и комментарии чиновников
Уже несколько лет Ревда живет в состоянии ремонта. С каждым годом в нашем городе капиталят все больше и больше домов. Вот только отношение жителей к самому капремонту ухудшается. Как заметил в недавней беседе с нашим изданием директор УК «Антек» Александр Томилов, все дело в накопленном негативном опыте. Мы обошли несколько домов, которые уже капитально отремонтировали и узнали, чем недовольны их жители.
Угловой дом по адресу ул. Горького, 2/Энгельса, 52 «прогремел», буквально, недавно — 25 мая обвалилась часть карниза. Самое смешное, что, по утверждению представителей Фонда капитального ремонта, именно в этот день закончилась гарантия на все виды работ, которые были сделаны во время капремонта еще в 2016 году.
Тогда то, что делали строители, вызывало массу нареканий у жителей дома. Сейчас видно, что люди возмущались не зря. Со стороны улицы фасад дома идет трещинами, обвалился карниз, рядом — два таких же насквозь мокрых пятна, так что, скорее всего, эти куски вывалятся уже скоро.
Житель дома Николай Денисов утверждает, что все дело в водостоках, которые сделали так, что вся вода с крыши попадает на карниз и стены.
— Я со строителями боролся все восемь месяцев, сколько у нас шел ремонт, — говорит Николай. — Сразу было понятно, что делают какую-то ерунду. Во-первых, все материалы были самые дешевые. Вот из этого мы и лепили конфетку. Мне рабочие сразу сказали, что долго не простоит. Я даже удивился, что еще раньше валиться не начало.
По словам Николая, ни с крышей, ни с инженерными сетями проблем не было, а вот по водостокам вопросы были сразу.
— Их переделывали уже несколько раз, но толку нет никакого, все равно и стены, и карниз мокнут. То, что вывалился кусок — это только начало. Смотрите, какие темные пятна идут по всему карнизу, — показывает Николай Денисов. — Не знаю, в чем там дело. Но такое ощущение, что эти водостоки сделали чисто для виду, чтобы показать, что есть, потому что они не работают вообще. Карниз сразу стал набухать, в первую же весну. Мы все время ждали, когда же он рухнет. Вот он и упал.
На вопрос, обращались ли куда-нибудь жители со своей проблемой, Николай отвечает, что заявления писали и в управляющую компанию «Уют», и в Управление городским хозяйством.
— Это сейчас, я смотрю, нынешний замдиректора Управления Сергей Филиппов везде бегает, с людьми встречается, пытается что-то сделать, разобраться, — говорит Николай. — А раньше в УГХ даже просто звонить было бесполезно. Они навстречу вообще не шли. Знали ли там о том, что у нас здесь творится? Думаю, да, но потом мы узнали, что все акты подписаны, работы приняты. И теперь живем вот с этим всем.
Представители Фонда капитальных ремонтов на наш вопрос, что сейчас делать жителям этого дома, посоветовали обратиться в управляющую компанию, поскольку гарантийный срок уже вышел.
Владимир Сухих, житель дома №13 по улице Спортивной, о проблемах, которые принес ему и соседям капитальный ремонт, неоднократно рассказывал в прошлом году.
Но недавно он вернулся к этой теме после заявления начальника регионального управления Фонда капитальных ремонтов по Западному управленческому округу Татьяны Матвейчук — о том, что благоустройство дворов после работ восстанавливается ровно в том объеме, которое было до прихода строителей.
— Приходите, я покажу, как у нас все «восстановили», — пригласил нас Владимир.
Никаким благоустройством в этом дворе не пахнет совсем. Двор завален строительным мусором ровно в том объеме, в каком он здесь валялся еще осенью, когда мы в первый раз наведывались сюда с Сергеем Филипповым. Потом в этом доме мы были часто, поскольку у жителей были серьезные претензии к строителям. И неизменно во дворе нас встречала, например, куча шлака, которая получилась из старой отмостки, которую расковыряли. Сейчас через год она уже даже вызвала желание поздороваться. Рядом лежат кирпич, рубероид, куски шифера — всё это добавляет двору еще больше неряшливости.
У Владимира по-прежнему никуда не делись замечания по поводу качества работ.
— Смотрите, доски гниют, — показывает он на отмостку. — Нормальное дерево так не гниет за год. А эти вдоль всего дома гнилью уже пошли. Сама отмостка сыплется. Я не знаю, что за бетон они тут использовали. На юге такой называют «армянский» — там очень маленькое содержание цемента. Кроме того, раньше опалубка была выше, а теперь море под окнами плещется после каждого дождя.
Владимир не смирился и с тем, какими пятнами покрашен фасад его дома. Аргументы подрядчика, что именно так красится керамзитовый фасад и через какое-то время он станет однотонным, его не убеждают. К тому же прошел год, но пятна никуда не делись.
— Дверь перекошена, открывается с трудом, приходится дергать, — ведет нас в подъезд Владимир. — Из-за этого краска на косяках уже полезла. Поставили самые дешманские. Они даже необработанные — просто тупо фанера набита на брусок и покрашена. Все, что они сделали в подъезде, уже пошло трещинами. Это жесть полнейшая. Вот, люк чердачный, например, заменили — он уже начал ржаветь.
Единственное, что у строителей получилось неплохо, это инженерные сети. Владимир говорит, что зиму пережили без нареканий. Но вот все остальное не выдерживает никакой критики.
— Я понимаю, почему люди отказываются от капитальных ремонтов, — говорит Владимир Сухих. — На наш дом потрачено семь с половиной миллионов рублей. А в итоге получилось что-то невнятное. И на благоустройство наше просто положили.
На вопрос, пытались ли жители спросить с кого-нибудь за все эти недоделки, Владимир машет рукой.
— Вы же сами видели, сколько мы обращались в прошлом году, — говорит Владимир. — Сколько комиссий было у нас тут. И толку — всё равно приняли. Сейчас я вижу только смысл пинать Фонд капремонтов, может, получится достучаться, потому что за вот это всё нам еще долго и упорно платить.
На днях мы снова приехали сюда уже вместе с Сергеем Филипповым, который сфотографировал весь этот строительный бардак вокруг дома, отправил подрядчикам — в надежде, что те все-таки наведут порядок.
А еще мы обратились за помощью к нашим читателям, чтобы они подсказали нам адреса, где, по их мнению, после капитального ремонта стало только хуже. После чего наведались в три ревдинских дома.
На фасаде дома №18 по улице Горького уже красуется огромная трещина. Кроме того, от основания одного из балконов отвалился здоровенный кусок.
Из жителей мы застали дома только Марину Бегунову, которая рассказала, что главной проблемой после прошлогоднего капитального ремонта стали инженерные сети.
— Трубы уже несколько раз ремонтировали после их ремонта, — рассказывает Марина. — Первый раз у меня прорвало буквально сразу, как только их поменяли. Спасло то, что я за каким-то чёртом полезла в подпол, смотрю, а там просто вода бежит. Еле дозвонилась до строителей, начала говорить, что меня сейчас просто затопит, потому что вода хлещет. А они меня начали футболить. Хорошо, что удалось найти сотовый их руководителя, только после этого у меня в квартире появился сантехник, который что-то посмотрел, что-то подкрутил, вода прекратила бежать. Через пару дней прихожу домой — пол сырой. Оказывается, протекли трубы у соседки сверху. Ну, а то, что при замене радиатора они испоганили мои новые обои, которые потом пришлось полностью менять, я уже молчу.
Жители дома №11 по улице Жуковского, который также ремонтировали год назад, уже составили акт обо всех недоделках и недочетах, которые допустили строители. Потому что на самом деле их полно.
— Отмостка вся выкрошилась, — показывает местная жительница Нина Еремеева. — Тут у нас недавно женщина запнулась, ногу повредила. Наращивали бортики перед входом в первый подъезд, всё уже обвалилось. А все потому, что материалы были просто негодные.
К инженерным сетям, по словам Нины Еремеевой, претензий нет — дома тепло, с водой нет проблем. А вот то, что строители сделали с фасадом, приличным словом назвать трудно.
— Это же кошмар какой-то! — говорит Нина Еремеева. — Его просто пятнами покрасили. То есть начали темно-зеленой краской, потом, видимо, она закончилась в какой-то момент и они просто с середины стены начали мазать другим цветом. Под слуховым окном вода бежит на фасад и там огромное пятно, скорее всего, тут кусок штукатурки просто скоро вывалится. Ну, неужели не могли нормально сделать?
Примерно такая же история и с домом №55 по улице Карла Либкнехта, его ремонтировали в 2019 году. Если по отоплению и воде у жителей особых замечаний нет и даже крыша не вызывает желания перекрыть ее заново, то вот фасад до сих пор заставляет задавать один и тот же вопрос — почему всё так-то?
Сегодня это недавно отремонтированное здание некрасиво облезает. Декоративная решетка со стороны улицы и вовсе выглядит так, как будто к ней уже много лет не притрагивались.
— Видели наш фасад со стороны улицы? — спрашивает местный житель Евгений Девятьяров. — Вот это весь наш капремонт. Там просто все отваливается. Мы весь процесс пытались контролировать, говорили всю дорогу, что такое качество нас не устраивает. Бесполезно, как выяснилось, все акты подписаны, все работы приняты. А потом у нас отпала часть балкона. В прошлом году его сделали, но этой весной всё отпало снова. Просто смотришь на другие дома — они настолько отличаются от то нашего качеством ремонта. Думаешь, ну, почему нам-то так не повезло?
В конце мая во время депутатской комиссии замдиректора Управления городским хозяйством Сергей Филиппов озвучил информацию о резком скачке цен на металл и стройматериалы.
Мы задали вопрос специалистам Фонда капитального ремонта, отражены ли такие форс-мажорные обстоятельства в договорах с подрядчиками? Что они должны предпринимать, если рыночная цена внезапно стала намного выше той, что заложена в смету? Есть ли у них право в такой ситуации экономить на материалах или корректировать список работ?
Вот что нам ответили: «Действительно, с момента заключения контрактов резко (в 1,3-2 раза) выросла цена строительных материалов (листовой металл, дерево, утеплитель, цемент, металлсодержащие материалы и т.д.). В связи с чем затраты на выполнение работ стали значительно превышать сметную стоимость контрактов. В договоре данная ситуация никак не отражена, так как она не отражена в Постановлении Правительства РФ №615. Изменять в данном случае проектное решение подрядчик не имеет права. Сложившая ситуация может привести либо к снижению объемов выполненных работ, либо к банкротству организаций (изменение цен на материалы попадает под риск предпринимательской деятельности). Чтобы этого не допустить, Свердловская область и ряд других регионов выступили с инициативой о принятии федерального постановления, позволяющего компенсировать возникающую разницу в цене. В настоящее время документ уже проходит процесс согласования».
Практически все жители домов, с кем мы общались, связывали проблемы, возникшие после капремонта, с некачественными материалами. Если собственников не устраивало то, что было раньше, можно предположить, какое качество ремонта нас ожидает после скачка цен, когда подрядчики будут вынуждены экономить еще сильнее.
Единственное, успокаивают представители ФКР, все материалы, используемые при капитальном ремонте многоквартирных домов, имеют сертификаты соответствия — значит их, как минимум, можно считать безопасными.
Сергей Филиппов, заместитель директора Управления городским хозяйством:
— Я уже несколько раз говорил и повторяю еще раз — если вас, уважаемые собственники, не устраивает качество работ, вы обнаружили после капитального ремонта серьезные недостатки, обращайтесь в Фонд капремонтов. На это у вас есть целых пять лет, пока действует гарантия.
В ФКР есть гарантийный отдел, специалисты которого рассматривают каждое обращение от собственников по этому вопросу.
Сначала вы должны обратиться в свою управляющую компанию, составить акт. Затем — написать официальное обращение в адрес Фонда и приложить к нему паспорт, свидетельство о праве собственности, акт осмотра и фотографии проблемного участка. Если УК по каким-то причинам не предоставляет акт осмотра, то можно направить обращение и без него.
На заявлении поставьте личную подпись и дату. Скан-копию либо фото документов отправляйте на электронную почту fkr66@mail.ru.
После этого ФКР организует комиссию с участием нас, управляющей компании, подрядной организации и строительного контроля — с собственниками дата и время комиссии обязательно согласовывается. Если это на самом деле гарантийный случай, ФКР определяет объем работ и сроки их выполнения.
В этом году в Фонд капремонтов по состоянию на 7 июня уже направлено 11 обращений по вопросу исполнения гарантийных обязательств.
Не молчите, не ленитесь, не тяните время, не думайте, что это сделает кто-то за вас. Чем быстрее вы заявите о своих замечаниях, тем больше шансов, что их исправят, как следует, и на общем состоянии дома эта строительная недоработка не скажется.