Яндекс.Метрика
Автор:
Ольга Вертлюгова
Интервью

Будет вам. Начальник жилотдела администрации Ревды Мария Кулыгина рассказала, что ждёт жителей домов, которые признали аварийными

О каких документах стоит позаботиться заранее, из чего складывается размер выплаты, как признать дом аварийным — читайте в нашем интервью.

31 мая 2021
717

Недавно из программы капитальных ремонтов этого года исключили сразу четыре дома — ул. Чайковского, 19, ул. Чехова, 4, ул. Чехова, 21 и ул. Цветников, 24. Причина везде одна и так же — трещины по фасаду и фундаменту. Есть ли смысл «капиталить» эти дома или придется признавать их аварийными, должно установить дополнительное обследование. Мы поговорили с начальником жилищного отдела администрации Марией Кулыгиной о том, к чему готовиться ревдинцам, дома которых уже признали аварийными или могут признать в ближайшем будущем.

Начальник жилищного отдела администрации Мария Кулыгина, говорит, что ей безумно жаль старые дома. Но сейчас, в первую очередь, нужно думать о безопасности их жителей. Фото Владимира Коцюбы-Белых

ДОМ АВАРИЙНЫЙ. ИЛИ НЕ ОЧЕНЬ.

— Мария Николаевна, то, что с домами не все в порядке, становится понятно только во время обследования перед капитальным ремонтом?

— На самом деле, не всегда. Вообще случаи, когда это происходит перед капитальным ремонтом, у нас пока были единичные, например, ул. Цветников, 13 или ул. Карла Либкнехта, 57. Хотя в этом году сразу 4 дома выявили.

— Предположим, я живу в ужасном доме, который трещит и разваливается. Как признать его аварийными?

— Процедура прописана постановлением Правительства РФ и носит заявительный характер: либо граждане обращаются (обычно происходит именно так), либо имеется заключение органов государственного жилищного надзора и контроля.

Нужно провести общее собрание и обратиться в межведомственную комиссию, которая сможет вынести вердикт.

— Кроме коллективного обращения, какие еще документы нужно направить на рассмотрение МВК?

— Заключение специализированной организации по обследованию дома — это требует закон. В нашей комиссии таких специалистов нет. Если в доме все собственники, делать экспертизу они должны полностью за свой счет. Если есть муниципальные квартиры, бюджет может оплатить свою часть экспертизы.

— Противоположная ситуация — дом признали аварийным, но жители считают, что он еще в добротном состоянии. Есть ли возможность отменить постановление о признании дома аварийным?

— Только в судебном порядке. Но если люди обращаются в суд, они должны доказать обратное, то есть приложить результаты экспертизы, которые говорят, что дом можно реконструировать.

КТО И КАК ОЦЕНИТ КВАРТИРЫ

— Понятно, что те, кто живет в неприватизированных квартирах, получат квартиру по программе расселения. А на что могут рассчитывать собственники жилья в случае признания их дома аварийным?

— На выплату за изымаемое помещение в соответствии со статьей 32 ЖК РФ. В нее включается рыночная стоимость жилого помещения, общего имущества, в том числе земельного участка, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием жилого помещения, включая те, что он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другой квартиры.

— Разговаривая с собственниками квартир в таких домах, часто слушаю их опасения, что выплаты будут настолько мизерные, что купить что-то равноценное будет невозможно. Как рассчитывается размер выплаты?

— Независимый оценщик берет рыночную стоимость не менее пяти аналогичных квартир на том же этаже, такого же года постройки, такой же площади. Вычисляет среднее значение, плюс включает туда все убытки. Так и получается выкупная стоимость.

— Почему в одном доме за одинаковые квартиры могут дать разные выплаты?

— Нюансов много. Например, этаж — на крайние цены пониже.

— Можно ли оспорить выкупную стоимость в суде?

— У собственника есть такое право. В Ревде был прецедент, но затем граждане отказались от своих исковых требований, потому что поняли, что оценщик действовал в соответствии с законом.

Фото Владимира Коцюбы-Белых

А ЕСЛИ КВАРТИРА В ИПОТЕКЕ?

— Нам рассказывали читатели — купили квартиру в ипотеку, через год дом признали аварийным. У собственников на руках есть банковский договор, в котором четко прописана стоимость квартиры — 3,5 млн рублей. Именно эту сумму они и намерены требовать с администрации.

— Тут требовать что-то будет бесполезно — как формируется оценка, я уже рассказала.

— А вообще, что происходит, если на момент признания дома аварийным, квартиры оказались в ипотеке?

— Когда мы расселяли Восточную, 9, там было две квартиры в ипотеке. И мы пробовали урегулировать этот вопрос с банками, так как уже приняли решение об изъятии земельного участка. У людей же на тот момент была закрыта только половина ипотеки. Мы предлагали заключить трехстороннее соглашение, чтобы перечислить деньги сразу на счет банка, но ни Министерство строительства на это не пошло, ни банки. Им нужны были подтверждающие документы, что квартиры без обременений. Поэтому людям пришлось брать кредиты, чтобы погасить ипотеку, а мы моментально перечисляли им деньги и они закрывали эти кредиты. Но там суммы были небольшие.

Я еще хочу уточнить, что у нас программа принимается на 5-6 лет, поэтому какие условия программы будут в следующий раз, я не знаю, так как законодательство очень часто меняется. Разные ситуации, разные нюансы при расселении домов возникают. Вполне возможно, что законодатели пропишут механизм действий в случае, если квартира в аварийном доме в ипотеке.

— Как только дом признается аварийным, купить или продать квартиру в нем уже нельзя?

— Нет, закон не ограничивает совершение сделок. Тут уже только от совести людей все зависит — скажут они или нет, что дом признан аварийным. Но вот если квартира приобретается в ипотеку или за счет средств маткапитала, банки и Пенсионный фонд запрашивают у нас информацию. И если они узнают, что дом признан аварийным, сделка может быть приостановлена.

КВАРТИРА ИЛИ ДЕНЬГИ?

— Сколько домов сейчас состоит в программе переселения аварийного жилья?

— Действующая региональная программа переселения рассчитана на переселение жилищного фонда, признанного аварийным до 1 января 2017 года. Программу приняли в 2019 году, тогда таких домов у нас было 8. В 2019 году нам Министерство строительства выделило субсидию на расселение всех этих восьми домов — за год мы расселили всех, кроме жителей двух квартир в доме №1 по улице Западной.

Программа действует до 2025 года. Но не думаю, что Правительство РФ закроет эту тему, потому что она очень актуальна сейчас. Людей не бросят. Но, возможно, придется подождать.

— Несколько напрягает, что в Ревде на сегодняшний момент ничего не строится. А людей-то куда расселять?

— Программа предусматривает различные варианты, например, строительство домов, долевое участие при приобретении нового жилья и выкуп старой квартиры. Если в 2025 году у Ревды будут ресурсы, можно будет и дом построить.

Но судя по опыту, чаще всего люди говорят: вы заплатите нам деньги, мы купим сами жилье там, где хотим, например, поближе к школам и детским садам или к работе.

А если мы построим дом, то в любом случае будут какие-то моменты, которые не будут кого-то устраивать расположением, планировкой, отсутствием балконов, потому что такое строительство, как правило, малозатратное. То есть удовлетворить потребности всех таким образом невозможно.

— На какие средства реализуется программа?

— Нам дают субсидии — в 2019 году пропорция была такая: 93% федеральные средства, 6% областные и 1% средства муниципального бюджета. Сейчас до 3% муниципальную долю повысили.

— В какой очередности происходит процесс расселения аварийного дома?

— Те дома, которые признали аварийными раньше, расселяют первыми. Также в первую очередь расселяют жителей тех домов, где существует реальная угроза обрушения или при вступлении в силу решения суда о переселении.

Фото Владимира Коцюбы-Белых

НЕЛЬЗЯ ОТКАЗЫВАТЬСЯ БЕСКОНЕЧНО

— Какие квартиры должны предоставляться гражданам по программе переселения из аварийного жилья?

— 89 статья Жилищного кодекса говорит о том, что это жилье должно быть благоустроенным, равнозначным по площади и находиться в границах населенного пункта. Планировка квартиры, раздельный или нет санузел, лоджия и многое другое — этого, конечно, в законе нет.

Когда мы покупали квартиры в переулке Солнечный и на улице Интернационалистов, их принимала комиссия, в составе которой были специалисты из Госжилнадзора, Минстроя, руководитель «ЖКХ Контроля». Почему сейчас я в суде могу смело доказывать, что эти квартиры отвечают всем нормам законодательства, потому что я его не одна принимала. А когда составляли техническое задание для электронных торгов, мы прописывали все, что должно быть в квартире.

— Если не устроит ничего из предложенного до момента сноса дома, что происходит?

— Бесконечно отказываться нельзя. Все равно рано или поздно суд поставит точку в этом вопросе.

ПОДГОТОВЬТЕ ДОКУМЕНТЫ

— На каком этапе начинаются выплаты за выкуп жилья?

— Как только заключим соглашение с министерством, за полгода до расселения мы делаем оценку жилых помещений, затем приглашаем собственников, знакомим их с этим отчетом и предлагаем заключить соглашение. За эти полгода мы должны получить субсидию. Потом отдаем документы на регистрацию, после чего в течение месяца деньги переводятся на счет собственника. Он покупает на эти деньги жилье, сдает нам по акту свою старую квартиру. И всё, переезжает. Вообще это все быстро происходит, если соглашение о выкупе достигнуто.

— Какие документы должны подготовить собственники для процедуры выкупа?

— Первым делом, нужно надлежащим образом оформить правоустанавливающие документы на жилое помещение. Проверить, вступили ли вы, например, в права наследства. Все должно быть четко зарегистрировано в Росреестре. Во-вторых, заплатить все коммунальные долги. На квартиру не должны быть наложены ограничения, аресты и что-то подобное — она должна быть свободна от прав третьих лиц.

Если собственник собирается уехать на продолжительное время или вообще проживает в другом месте, нужно позаботиться об оформлении нотариальной доверенности.

И самое главное, нужно проверить, стоит ли квартира на кадастровом учете, соответствует ли фактическая площадь сведениям, которые содержатся в документах ЕГРН, потому что расхождения будут влиять на выкупную стоимость. Если была перепланировка, нужно ее узаконить.

Это основные документы, но каждый случай индивидуален.

Весной в доме №21 по улице Чехова проходило обследование перед капитальным ремонтом. Специалисты все посмотрели, предупредили, чтобы жители не делали ремонт в квартирах, дали подписать акты и ушли. О том, что дом исключили из программы капремонтов этого года, так как трещины на фасаде вызвали подозрение проверяющих, люди узнали от нас. Юрий Бакин, у которого здесь живет дочь, и Валентина Бормотова, местная жительница, говорят, что дом начал явно разрушаться лет семь назад. Сейчас трещины не только на фасаде — внутри в них все стены и потолки. Фото Владимира Коцюбы-Белых

КРАСИВЫЕ, НО ОПАСНЫЕ

— Сейчас одновременно четыре дома могут признать аварийными. Вообще для нашего города это очень много?

— Ну, например, на улице Обогатителей одновременно признали аварийными пять домов. Так что в этом нет ничего удивительного.

— В Ревде, на самом деле, очень много домов, которые переступили рубеж 50-70 лет. Я понимаю, физический износ у них часто очень высокий и эти дома надо признавать аварийными. Но ведь они придают городу неповторимый шарм. Это настоящая архитектурная изюминка Ревды. И одно дело, когда под снос отправляли дома на окраине, совсем другое — когда рано или поздно придется рушить центр города. Вы сами как относитесь к этой неприятной перспективе?

— Да, конечно, мне очень жалко эти дома. Они невероятно красивые. Но мы должны думать и о безопасности ревдинцев, а тут, к сожалению, все аргументы против таких домов.

Комментарии
Авторизоваться