Яндекс.Метрика
Автор:
Ольга Вертлюгова
Подробности

В Ревде две семьи отказываются съезжать из аварийного дома

Мы встретились с ними, узнали, что их не устраивает. И получили комментарии чиновников.

15 апреля 2021
1125

Восьмиквартирный дом №1 по улице Западной еще в 2014 году признали аварийным. В 2018 году жителей обрадовали — их ждет долгожданное расселение. И переселили почти всех, кроме двух семей. Артемьевы и Хусаиновы продолжают жить в полуразвалившемся доме, потому что их не устраивают квартиры, которая администрация предлагает взамен их нынешнего жилья.

Ралия Хусаинова говорит, что раньше этот дом своими силами содержали жители, постоянно подкрашивали, делали небольшой ремонт. Но после того, как дом признали аварийным, перестали следить за ним. Теперь дом разрушается, его регулярно топит весной и после дождей. Но пока съезжать женщина не собирается, говорит, будет добиваться таких жилищных условий при переселении, которые ее устроят. Фото Владимира Коцюбы-Белых

«Почему мы должны жить на кухне?»

— Здесь у нас трехкомнатная квартира и нас почти все устраивает.

Вот, смотрите, у нас две смежные комнаты, одна изолированная, — показывает свою квартиру Ралия Хусаинова. — Вот здесь кухня, туалет, душевая. Все удобства делали сами, когда заехали сюда в 1986 году. Квартиру тогда дали от совхоза, где мы с мужем работали — я в тепличном хозяйстве, он — трактористом.

Сейчас в этой квартире числятся четверо — Ралия, ее сын, внук и племянник. Внук сейчас в армии, но 10 мая должен приехать домой.

— Думали, внук придет уже в новую квартиру, — говорит Ралия Хусаинова, — но пока вот так получается.

Проблемы начались, когда пришла пора выбирать новую квартиру, которая администрация должна была выделить по программе переселения из аварийного жилья — Ралию Шафиковну не устроила планировка квартиры в доме на ул. Интернационалистов, 36.

— Нам дали двухкомнатную квартиру площадью 52,6 м2, — рассказывает Ралия Хусаинова. — Там одна комната 13,8 «квадратов», вторая совмещена с кухней — 27,7 м2. У меня сын — инвалид, ему нужна отдельная комната. А мы втроем, получается, должны на кухне жить?

Ралия Хусаинова пошла в городской суд и выиграла. Но администрация обжаловала решение в областном суде, который встал на сторону чиновников. Решение областной инстанции жительница аварийного дома обжаловала в Кассационном суде и снова выиграла.

— 12 апреля нас вызвали в жилищный отдел и сказали, что дополнительно к этой квартире дают 18 квадратов в общежитии на Энгельса, 54, — рассказывает Ралия Хусаинова. — Но там вонь, грязь, воды нет, туалета нет. И это улучшение жилищных условий? К тому же мы семья и не хотим жить по отдельности. Поэтому я буду добиваться, чтобы нам дали трехкомнатную квартиру.

Лидия Артемьева рассказывает, что второй год живет с баулами, в которые собраны практически все ее вещи. Не думала, что вопрос с переселением настолько затянется. Фото Владимира Коцюбы-Белых

«Думали, дождались»

В семье Артемьевых ситуация немного другая. Лидия Артемьева живет в этой квартире вместе с младшим сыном. Рассказывает, что по началу все складывалось неплохо.

— В 2019 году нас пригласили в жилищный отдел, — рассказывает Лидия Николаевна. — Показали план двух квартир. Одна 48,9 «квадратов» по адресу переулок Солнечный,4, вторая на 40,4 м2 по адресу переулок Солнечный, 2. Мы поехали смотреть квартиру, которая побольше. Комнаты хорошие, спальня, зал, коридор полноценный. Я обрадовалась: «Ну, Дима, всё, дождались, слава богу». Думала, старость встречу достойно. А на следующий день мне позвонили, говорят, что квартиру побольше застройщик продал за наличный расчет сегодня утром. Осталась вторая, поменьше, но там можно сделать перепланировку и получится две полноценные комнаты. Но я же понимаю, что они будут мизерные, потому что жилая площадь тут намного меньше, чем в наших нынешних квартирах — там студия 19,5 м2, а у нас 25,7 м2. Я отказалась.

Пять судов в Ревде и области Артьемьевы проиграли, а вот в кассационной инстанции выиграли. Суд постановил — выделить им квартиру общей площадью не менее 39,3 м2, благоустроенную, двухкомнатную и не в аварийном доме.

— 12 апреля нас пригласили посмотреть квартиру на Кирзаводе в доме №14, — продолжает Лидия Николаевна. — Там двухкомнатная квартира, но дом «убитый», 1979 года постройки. Мы отказались от этой квартиры тоже.

Лидия Артьемьева также намерена бороться за свои жилищные условия до конца.

— Нас обидели, — считает женщина. — Всем нашим соседям дали квартиры гораздо большей площади. Нам же дали квартиру почти один в один, кроме того жилая площадь намного меньше, чем есть сейчас. Как можно мне жить вдвоем с сыном в одной комнате? Ему 33 года, жениться пора, семью заводить. Поэтому пусть дают нормальную, полноценную «двушку».

В этот дом в переулке Солнечном переехали все бывшие соседи Артьемьевых и Хусаиновых. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Даем бесплатно

С начальником жилищного отдела Ревды Марией Кулыгиной мы отправились посмотреть все квартиры, которые предлагают сопротивляющимся жителям аварийного дома.

Сначала едем в переулок Солнечный, 2. Однокомнатная студия в новостройке с чистовой отделкой, которая не понравилась Лидии Артьемьевой.

— Вот эта квартира стоит 1 млн 700 тысяч рублей, — рассказывает Мария Николаевна. — Ну, вот если бы они просто захотели съехать из своего барака, смогли бы они позволить себе купить квартиру в новостройке? Думаю, нет. А мы им даем бесплатно квартиру, которую можно будет приватизировать через два месяца, при желании продать и купить то жилье, которое хочется.

По словам Марии Кулыгиной, 89 статья Жилищного Кодекса говорит: тем, кого переселяют из аварийного жилья, положены квартиры, общей площадью не меньше тех, которые они занимают. То есть равнозначной должна быть именно общая, а не жилая площадь. И здесь муниципалитет выполнил все свои обязательства. Всем жителям этого дома предложили квартиры, общая площадь которых даже немного больше.

— Я считаю, Кассационный суд подошел к этому делу субъективно. — говорит начальник Жилищного отдела. — Когда мы их переселяли по программе, нас поддержал областной и федеральный бюджет, мы смогли приобрести квартиры в новостройках — не всегда так везет другим переселенцам. А сейчас суд обязывает нас покупать квартиры за счет местного бюджета. Поэтому предлагаем то, что есть.

На Кирзаводе квартира, которую также предлагали Артьемьевым, также вполне добротная: в квартире чисто, есть паркет, натяжные потолки, две изолированные комнаты, большая кухня, раздельный санузел.

— Здесь им не нравится то, что это вторичное жилье, — говорит Мария Кулыгина. — Но мы и не обязаны им давать квартиры в новостройке, нигде в Жилищном Кодексе это не написано. Жилье должно быть не аварийным и благоустроенным. Всё. Это не «хрущевка», где кухня мизерная. Это спокойный район города. Отличный вид из окна. Квартира ухоженная, ни тараканов, ни клопов. Мы ее как приобрели, так тут никто и не жил.

Мария Кулыгина. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Пытаемся договориться

Квартира на ул. Интернационалистов, 36, куда предложили въехать Хусаиновым, также абсолютно новая и светлая. Тот факт, что планировка не устраивает, Жилищный Кодекс также никак не регламентирует.

— На аукционе мы не можем обговаривать еще и планировку, потому что это могут расценить как ограничение конкуренции, — объясняет Мария Кулыгина. — Мы настаиваем только на определённой общей площади. Вот эта квартира стоит 2 млн 400 тысяч рублей. Трехкомнатные в этом доме уже 70 и 80 квадратов, это намного больше, чем было в старом жилье. По нашим данным, племянник сейчас с ними не живет — у него семья. Но в личной беседе, Ралия Шафиковна опасается, мол, вдруг что-то пойдет не так, жена его выгонит и он вернётся. Из-за вот этого «вдруг» она и не соглашается.

Сейчас, по словам Марии Кулыгиной, они пытаются договориться. Дом на Западной, 1 будут сносить только в 2022 году. К этому моменту Лидии Артемьевой и Ралие Хусаиновой нужно выбрать какой-то вариант.

— Мы впервые столкнулись с такой ситуацией, — говорит Мария Кулыгина. — Да, и в Министерстве строительства говорят, что мы единственные такие в области. Если у нас не получится договориться, нам придется возвращать деньги за те две квартиры из местного бюджета, потом покупать этим переселенцам жилье опять за счет местного бюджета, а если учесть, что он у нас сейчас ограниченный, процесс может затянуться надолго. И это опять будет за счет других программ. Нам, например, нужно еще малоимущих обеспечивать квартирами, а их более 800 человек в очереди стоит. У нас 16 аварийных домов, жители которых тоже ждут своего переселения. А это тоже более 600 человек. Сейчас бюджет города продолжает нести расходы, поскольку второй год оплачивает коммунальные расходы пустующих квартир, так как дом до сих пор отапливается, там есть вода и электричество. Поэтому нужно как можно скорее приходить к разумному компромиссу.

Сюжет телеканала "Единство"

Комментарии
Авторизоваться