Яндекс.Метрика
Автор:
Ольга Вертлюгова
Интервью

Дмитрий Шуреков, директор "Водоканала": «Горожане нам этот запах не простят»

Почему в Ревде уже три недели пахнет водопроводная вода

22 июля 2021
1712

Тема воды в июле в Ревде стала доминирующей. Уже третью неделю большая часть жителей города мучается от того, что течет у них из кранов. Мы встретились с директором УМП «Водоканал» Дмитрием Шурековым и задали ему вопросы, которые волнуют не только нас, но и большинство жителей города.

Дмитрий Шуреков говорит, что его специалисты сделали все возможное, чтобы исправить качество воды. Но почему-то неприятный запах не исчез до сих пор. Фото Владимира Коцюбы-Белых

ОТВЕТ — МОЙТЕ ТРУБЫ

— Дмитрий Андреевич, мы видим, что на сегодняшний день с посторонним цветом и мутностью водопроводной воды вам удалось справиться. А с запахом что?

— Если честно — мы не понимаем. Сейчас уже отдали наши данные в три научно-исследовательских института — ФГБУ РосНИИВХ, «Водоканалпроект», НПО «Экохим», чтобы они помогли разобраться, почему у нас до сих пор пахнет вода. Но особого желания у них, видимо, нет, потому что предварительно они уже дали ответ — мойте трубы. А как физически это сделать — непонятно. Для того, чтобы помыть все трубы в городе, нужно будет, как минимум, на неделю отключить полностью все водоснабжение в Ревде. И вы думаете, прокуратура нам это позволит?

Самое интересное, что вода, при всей своей вонючести, соответствует всем нормам. Но при этом я понимаю, что горожане нам этот запах не простят.

— Мы разговаривали с жителями поселка Починок — там вода не пахнет. Почему?

— Потому что там магистральный водопровод полностью заменен. И вот этот факт я бы хотел отметить — если трубы поменяны, все хорошо. А если в трубах наросты, которые множились там десятилетиями, конечно, сложно ожидать, что вода, которая по ним поступает в квартиры, будет отменного качества. На очистных вода тоже не пахнет. Поэтому я уверен, что запах идет из сети.

ПОЧЕМУ НЕТ БЕСПЕРЕБОЙНИКА

— Вы называли две причины резкого ухудшения воды — возросшее потребление, которое способствует отрыванию наростов в старых трубах, и качество электроэнергии, к которому чувствительно импортное оборудование. Понятно, что первую причину мы сможем победить только в случае полной замены водовода. А вот что делать со второй?

— Мы вышли на институты, которые могут сделать обследование и проект по установке источника бесперебойного питания на электрических сетях, которое питает оборудование очистных сооружений.

По предварительным расчетам, он будет стоить 34 миллиона рублей. Но это неокончательная сумма, проектирование покажет точную цену.

Мне известно, что похожая ситуация была несколько лет назад на заводе ОЦМ, где также от перепадов напряжения страдало немецкое оборудования — завод вынужден был покупать источник бесперебойного электропитания.

— Как так получилось, что проектом вообще не был предусмотрен такой источник? Очистные — это же стратегический объект, который ни при каких обстоятельствах не должен останавливаться. А теперь выясняется вот такое…

— Бесперебойник считается дополнительным оборудованием, поэтому оно и не было предусмотрено проектом. Раньше, при старой технологии, все было проще, но станция не останавливалась. А сейчас любой скачок напряжения приводит к кратковременной остановке оборудования. Это когда оборудование встает на несколько секунд, до минуты. Таких остановок, на самом деле, было много — в мае 11 раз, в июне 14 раз, в июле 9 раз.

— Но то, что произошло 2 июля, когда вы три часа не могли запустить оборудование, кратковременной остановкой уже не назовешь. Это ведь серьезная авария.

— Да, и к этому привели многочисленные гидроудары, которые происходили во время предыдущих остановок оборудования.

Весь драматизм произошедшего заключается в том, что мы ничего не можем предъявить МРСК. В их понимании, это нормальное положение вещей, что по сетям электроэнергии чуть поменьше пошло. Но, к сожалению, импортному оборудованию этого не объяснишь.

У МРСК есть устройство автоматического включения резервного питания, которое используют при отключении рабочего источника. Время его включения — 0,5 секунды. И этого достаточно, чтобы оборудование участка ХПВ останавливалось. Да, автоматика срабатывает, делает перезапуск, и все продолжает работать. Но даже микроскопической доли секунды хватает, чтобы у меня насос встал. А при его внезапной остановке происходит гидроудар.

— Обращались ли вы после происшествия к венгерским коллегам? Что говорят они? Как у них решаются такие проблемы, и есть ли они у них вообще?

— У них таких проблем нет, поскольку качество подаваемой энергии соответствует европейским нормам. Конечно, мы задавали вопросы проектантам, они приедут разбираться на месте на следующей неделе. Пока особого понимания, что происходит с запахом воды, у них тоже нет.

Вот так выглядит изнутри большая часть ревдинских водопроводных труб. Фото Владимира Коцюбы-Белых

«ПОКА НАМ НИЧЕГО НЕ ПРЕДЪЯВИЛИ»

— Делали ли вы анализ воды во время аварии? Где? Что показали результаты?

— У нас своя аккредитованная лаборатория. Роспотребнадзор нас контролирует, и нам даже в голову не приходит подделывать какие-то данные. Пробы мы берем, как в пруду, так и на этапах очистки перед поступлением в распределительную сеть и в самой распределительной сети города. И все показатели находятся в пределах допустимых санитарных норм.

Вообще пробы в пруду мы берем постоянно. Нам нужны анализы исходной воды, чтобы посмотреть, какие реагенты и в каком количестве добавлять. Результаты не меняются — они из года в год такие же, как сейчас. Да, пруд грязный, у нас идут превышения по взвешенным веществам, кремнию, марганцу, меди, мышьяку и некоторым другим элементам. Ну, не бывает в открытом источнике идеальной воды. Мы для этого венгерскую станцию и построили. При этом говорить, что она не работает — смешно и глупо.

Если люди думают, что у меня дома из крана идет какая-то другая вода — нет, у меня вода тоже пахнет. Но этот запах, который сегодня идет от нашей воды, согласно лабораторным исследованиям, тоже находится в пределах нормы. Норма 2 балла, у нас 1-2.

— Есть ли уже данные проверки Роспотребнадзора, прокуратуры и природоохранной прокуратуры?

— Мы ничего не скрываем, но нам пока ни Роспотребнадзор, ни прокуратура, ни природоохранная прокуратура ничего не предъявила. Роспотребнадзор, например, первый раз у нас здесь появился 6 июля, по опыту знаю, что если бы что-то нашли, они бы уже мне направили представление. Штрафы за такие нарушения нешуточные.

«ФОТОГРАФИИ В СОЦСЕТЯХ — ЭТО НЕ ДОКУМЕНТ»

— Обращались ли к вам уже горожане за перерасчетом? Много? И почему все-таки нельзя сделать перерасчет в пользу неопределенного круга лиц, если вы знаете, что оказывали услугу ненадлежащего качества?

— Всего поступило 23 заявления о запахе и цвете питьевой воды, в некоторых из них было требование провести перерасчет. А на основании чего мы будем его делать, если по всем документам у нас вода соответствует нормативам? То же касается перерасчета в пользу неопределённого круга лиц. Нет ни одного задокументированного факта, что мы подаем плохую воду, то есть так, как того требует закон — позвать комиссию, зафиксировать нарушения. Фотографии в соцсетях — это не документ. Даже в момент аварии, вода, которую мы подавали в сети, укладывалась в верхние границы нормы.

— Сейчас горожане проводят экспертизу питьевой воды в трех независимых лабораториях. Насколько легитимны будут ее результаты?

— Совершенно нелигитимны. Для сотрясания воздуха, нагнетания общественного мнения — да, можно провести вот это вот. А для того, чтобы выступить где-то в суде или завести уголовное или административное дело — нет. Хочу также отметить, что лаборатория, в которой будет проходить исследование должна быть аккредитована именно на исследование питьевой воды. Но на самом деле, я даже сам хотел, чтобы эта экспертиза состоялась. Потому что не думаю, что результаты анализов будут существенно отличаться от тех, которые дает наша лаборатория.

Лаборатория «Водоканала» проверяет воду постоянно. Повода не доверять ее результатам у руководства предприятия нет. Фото Владимира Коцюбы-Белых

В КАКОМ СОСТОЯНИИ НАШИ СЕТИ

Протяженность сетей водоснабжения со степенью износа 70% и более составляет 32,45 км, со степенью износа 100% — 47,97 км. Общая протяженность сетей — 120,94 км.

ЧТО ПРОИЗОШЛО

В пятницу, 2 июля в 13.25 произошел скачок электроэнергии и отключение агрегатов на участке очистных сооружений ХПВ. Остановилась работа флотаторов, песчаных фильтров и насосной станции II подъема. При остановке флотаторов неочищенная вода начала поступать на песчаные фильтры, которые с такой нагрузкой не справились.В результате вода попалав резервуары с чистой водой, откуда насосная станция II подъема подала ее в городскую сеть.

При каждой остановке насосной станции II подъема происходят гидроудары в водопроводной сети, что вызывает отрывание наростов в трубах, которые увеличивают мутность воды и изменяют цвет. Также гидроудары в сети приводят к многочисленным порывам в водопроводных сетях. И именно они стали причиной остановки оборудования на три часа.

Качество подаваемой в город воды ухудшилось, но при этом она соответствовала нормативным показателям (верхняя граница нормы по таким показателям, как цветность, мутность и запах).

ЧТО ДЕЛАЕТ «ВОДОКАНАЛ» ПРИ КАЖДОЙ АВАРИИ

Опорожняет, промывает и хлорирует резервуары чистой воды на очистных сооружениях, а также контррезервуары, которые находятся в черте города.

«ПОСМОТРЕТЬ НА МЕСТЕ»

Александр Томилов, председатель комиссии по муниципальной собственности и жилищно-коммунальному хозяйству Ревдинской городской думы:

— Ситуацию с водой в городе мы держим на контроле. Сразу же, как только стало понятно, что что-то произошло, сделали запрос в «Водоканал». Пока вопросы к руководству предприятия еще остаются.

Сейчас мы собираем информацию по всем анализам проведенных экспертиз воды, а также ждем ответы институтов о запахе воды, в которые обратился Дмитрий Шуреков.

А в начале августа планируем провести выездное заседание нашей комиссии по объектам «Водоканала» с привлечением общественников, чтобы решение проблемы не ограничилось только переписками и кабинетной работой.

Комментарии
Авторизоваться