Поле «РУК». Что известно о новом мусорном полигоне под Ревдой. И когда он начнёт работать
Поговорили с директором нового полигона Иваном Козыревым — он провел для нас экскурсию.
О том, что под Ревдой может появиться мусороперерабатывающий завод, заговорили шесть лет назад. Тогда же проходили публичные слушания, где был представлен проект предприятия, отправившийся на государственную экспертизу. Казалось, на этом всё и закончилось. Ведь последние годы на землях, предоставленных под завод, вроде как царила тишина. Но сейчас на въезде на полигон поставили шлагбаум, на территорию стала пребывать тяжелая техника. Мы встретились с директором Региональной утилизирующей компании Иваном Козыревым, чтобы выяснить, будет ли построен завод и какие вообще планы у их организации на данную территорию.
Полигон расположился рядом со старой дорогой на Первоуральск, за восточными границами СУМЗа. Сейчас на въезде стоит шлагбаум. От него вглубь земель тянется отсыпанная щебнем дорога, обрамленная линией электропередач. На территории поставили несколько вагончиков для рабочих и инвентаря, есть площадки под транспорт и технику. Все это начало появляться в конце прошлого года. А в этом году подготовка полигона активизировалась.
Земли отданы в аренду Региональной утилизирующей компании еще в 2013 году. На этой территории всего четыре участка, общей площадью 50 гектар. В 2016 году компания заявила о том, что планирует построить здесь мусороперерабатывающий завод. Тогда в декабре провели публичные слушания, где и представили проект предприятия. Слушания получились шумными, длились практически три часа, народ переживал и требовал заключений экологов. Но в тот момент рассматривали лишь проект, который после одобрения большинства отправился как раз-таки на государственную экспертизу.
— Использовать эту территорию для переработки отходов, на мой взгляд, достаточно перспективно, — отметил тогда бывший директор первоуральского «Экологического фонда» Владимир Плюснин. — Это вполне оправдано, потому что то, что творится сейчас с отходами с 2012 года — это караул.
Еще тогда директор «РУК» Иван Козырев заявил, что на планировку и строительство потребуется как минимум 5 лет. И вообще процесс организации полигона — достаточно большая и длинная работа. Ведь «все должно соответствовать букве закона и быть безопасным» (цитата Ивана Козырева из интервью в 2016 году).
Прошло шесть лет. Видимые работы только начались, сюда провели инфраструктуру. Никакого производства здесь пока нет. Мы общались с Иваном Николаевичем прямо в центре территории, отведенной под мусорный полигон, в окружении котлованов.
Иван Козырев провел для нас экскурсию по будущему полигону. Ну как экскурсию. Показывать там пока нечего. Только схематически.
— Сейчас на территории идет планировка до нулевой отметки, — рассказывает Иван Николаевич. — Вот дорога, по которой мы ехали, это нулевая отметка. Получается, котлован на первом участке нужно засыпать до ее уровня. Получится огромная площадка, на которой мы поставим производственные мощности. Котлован мы засыпаем инертным материалом, в том числе строительным боем. Это отходы 5 класса.
Еще один участок уже отсыпан. Тут планируется запустить первые площадки по утилизации и обезвреживанию отходов. Все разрешения и лицензии на это у «РУК» получены, экспертизы проведены.
— Как утилизировать? У нас есть пиролизная печь, в которой отходы уничтожаются с помощью термической обработки, — отвечает Иван Козырев. — То есть никаких газов и вредных веществ в воздух не выбрасывается. Например, можем утилизировать шины. Они просто тлеют в герметичной установке. А то, что останется можно использовать как печное топливо. Один цикл занимает от 4 до 8 часов.
— Вот, кстати, шины. Сейчас вообще негде их утилизировать, — вспоминаем мы.
— Да, это большая проблема, — соглашается директор. — Настолько большая, что мне надо тут целую канонаду пиролизных печей ставить. Только в Первоуральске и Ревде их накопилось очень много.
Остальную территорию полигона займут котлованы под хранение отходов. Точнее, под то, что невозможно утилизировать или куда-то использовать.
— Наша позиция такова — все, что можно «выжать» из отходов, мы «выжмем». Из чего нельзя — положим на полигон, — говорит Иван Николаевич. Речь идет именно о промышленных отходах 3-4 класса опасности (умеренно и мало опасные вещества). Это могут быть как уличный и дорожный мусор, асфальт, старая мебель, осколки стекла, так и медные провода, шламы, масла и навоз.
Бытовые отходы возить на этот полигон не будут. В «РУК» считают, что для этого достаточно полигона Горкомхоза по соседству.
— Здесь будет лежать то, что потом навряд ли будет использоваться, — заключил Иван Николаевич. — И оно 100 процентов не радиоактивное. Я помню на слушаниях кто-то говорил, мол, сейчас радиацию сюда понесете. Это невозможно. Отходы 1 и 2 класса опасности хранят и утилизируют только компании «РосАтома». Еще говорили, что по полигону бежит речка, впадающая в Чусовую. Ее здесь нет, и никогда не было. Был маленький ручеек, который перенесли за пределы участка.
Попадания вредных веществ с полигона в почву тоже исключены. В котлованах укладывается гидроизолированный слой из глины, которая считается лучшим материалом для изоляции.
Кто же станет потенциальным клиентом полигона? По мнению директора «РУК», ходовые предприятия и города в радиусе 100 км.
— Много как больших, так и маленьких заводов, у которых есть отходы, и их нужно либо хранить, либо обезвреживать. И это место — самое подходящее. Сами посмотрите. Тут и СУМЗ, и ОЦМ, и Хромпик, и ПНТЗ, и куча маленьких производств. Тут сосредоточен целый кластер, ревдинско-первоуральский промышленный узел. На месте полигона плодородного слоя уже нет десятки лет. Тут еще в советские времена завод шлак закладывал. Поэтому, зачем вырубать где-то деревья, если есть готовая площадка? Дома тут строить никто не будет, картошку высаживать тоже. Эти земли можно использовать только под подобное производство.
Иван Козырев убежден, что в этом году хранение и утилизация отходов не начнется. Возможно, на следующий год что-то получится запустить. Сейчас надо закончить планировку и получить все оставшиеся экспертизы и разрешения (в частности, на участки, где будет хранение отходов). А будет ли мусороперерабатывающий завод?
— Будет, только не так быстро, как предполагалось. Так как работа должна быть слаженной между «РУК» и Правительством Свердловской области. А это долгий процесс финансирования, — констатирует Иван Козырев. — По промышленным отходам перерабатывающие производства будут отлажены по проекту, даже модернизируются в сторону улучшения. То есть будут применяться технологии с минимальными выбросами для окружающей природной среды. Над этим сейчас ведётся работа.