Известковый налет
Улицу Чернышевского засыпало известью, хозяева машин и огородов подсчитывают убытки
Известково-обжиговый передел «Промсорт-Урал» находится в районе Барановки. Жители близлежащего поселка уже давно жалуются на белый налет, которым время от времени покрываются растения в огороде и имущество во дворе. Руководство предприятия «СпецТехЗаказ», которое арендует цех, в свою очередь, все обвинения в выбросах отрицает. Этот спор длится уже много лет. А сейчас внезапно сигнал о поврежденных известью машинах и урожае пришел с улицы Чернышевского.
— Раньше никогда ничего подобного не было, — уверяет Андрей Щебров. — Про Барановку я слышал, но до нас известь никогда не долетала, хотя цех находится в пределах видимости. А тут, видимо, роза ветров поменялась, толи еще что-то случилось. Вечером 29 июля я выхожу во двор, а с неба как будто снег идет, хлопьями. Пригляделся, а это известь.
У Андрея от налета пострадали сразу два автомобиля — Nissan Almera и Honda Stepwgn. Как только он осознал, что случилось, бросился звонить директору «СпецТехЗаказа» Михаку Майтесяну.
— Я удивился, но директор на мой звонок отреагировал адекватно, — говорит Андрей Щебров. — Сказал, не переживайте, я к вам пришлю сейчас своего замдиректора и инженера. Договорились на 18.00. Специалисты приехали, осмотрели автомобиль. Я говорю, машины надо срочно в детейлинг сдавать (это комплекс услуг по уходу за внешним видом автомобиля, процесс тщательной очистки, полировки и защиты поверхностей от внешних воздействий), потому что известь сейчас впитается. Они оставили контакты, уехали думать. А я утром просыпаюсь — еще хуже стало, то есть ночью, получается, еще сыпало. Позвонил замдиректора, мы с ним поехали в сервис. Химия не взяла, так как известь уже въелась в лак. Сотрудники автосервиса сказали, что можно будет собрать налет синей глиной для детейлинга плюс сделать полировку, услуга стоит 30 тысяч рублей. Замдиректора тут же говорит, мол, я сейчас сам на спор ее ототру, дважды попробовал — не получилось. Он тогда пообещал, что оплатит экспертизу и уехал. Но через полчаса позвонил и сообщил: директор сказал идти в суд и доказывать ущерб там.
Андрей суд не боится, его поддерживают соседи, которые готовы подавать коллективный иск. Сейчас пострадавшие собирают доказательную базу.
— Фотографии того дня есть, — перечисляет Андрей. — Переписки с руководством завода также все у меня сохранились. Если бы это была не их вина, вряд ли бы они поехали со мной на встречу и активно пытались решить такую проблему. Сейчас мы собираемся писать заявление в полицию, параллельно делать экспертизу и оценивать ущерб. И нужно создавать судебный прецедент. Потому что жалобы есть и с Барановки, и с улицы Степана Разина. Так что мы намерены идти до конца.
Михак Майтесян, директор компании «СпецТехЗаказ»:
— Улица Чернышевского, находится совсем в стороне от нашего предприятия, но почему-то жители решили, что это именно известка. Когда жители позвонили, я поступил так, как должен был — отправил посмотреть на то, что произошло, своих сотрудников.
Но это совсем не значит, что всем, кто проживает в санитарно-защитной зоне нашего предприятия, мы сейчас должны выплачивать просто так по 30 тысяч рублей. Если в суде будет доказано, что это мы виноваты, конечно, возместим ущерб.
Андрей Мокрецов, депутат, председатель Думы Ревды:
— Андрей Щебров обратился ко мне за помощью. И меня радует его настрой. На самом деле, этой проблемой я занимаюсь уже много лет, поскольку и передел, и дома, которые периодически засыпает известью, находятся в моем округе. И местные жители жалуются на то, что их машины и огороды снова «припудрило», где-то с 2006 года, когда передел ввели в эксплуатацию. Но дальше дело не продвигается — как только люди осознают, сколько нужно потратить времени и денег на то, чтобы сделать экспертизу, участвовать в судебном процессе, у них опускаются руки.
В 2013 году я выяснил, что известковая пыль две недели сыпалась на Барановку действительно из-за несвоевременной замены фильтров. Но и тогда никто не решился идти в суд, отстаивать свои права.
Сейчас жители улицы Чернышевского настроены решительно. И я, конечно, постараюсь им помочь добиться справедливости.