Влюбляющий в себя Амурск. Чем живёт маленький таёжный город в сердце Хабаровского края
В новой серии проекта "Там, где нас нет" очень молодой город. Ему всего 63 года. И находится он на Дальнем Востоке
Густой лес, величественный Амур, коренные поселения Дальнего Востока и ворвавшийся в их размеренную жизнь советский прогресс. В новой серии нашего географически-бытового проекта «Там, где нас нет» мы хотим познакомить вас с городом Амурск в Хабаровском крае. Он молодой, ему всего 63 года. И здесь до сих пор живут люди, которые первыми приехали его строить. Что удивительно, Амурск местные до сих пор называют «городом молодости». Хотя именно молодости сейчас ему сильно не хватает. Как появился целый город посреди непролазной тайги и чем он живет сейчас, нам расскажет главный редактор интернет-журнала «Про Амурск» Вероника Шабунина.
В проекте «Там, где нас нет» всегда два главных героя — город и человек, который нас с ним знакомит. Вероника Шабунина — коренная амурчанка. Родилась в Амурске, в 2010 году окончила школу, поступила в Гуманитарно-педагогический университет на учителя русского языка и литературы. Через год решила сменить родную провинцию на большой город и перевелась во Владивосток. Но в 2013-м вернулась обратно.
— Я поняла, что жизнь в большом городе гораздо сложнее, тут труднее чего-то добиваться, — считает Вероника. — Это как мясорубка. Большой город кого-то берет себе, кого-то отсеивает. Мне не хотелось жить, как белка в колесе. Совсем рядом море, а я его даже не видела. Постоянная суета поглощает. Тогда решила, что видимо «где родился, там и пригодился». Вернулась в родной Амурск.
После декрета девушка решила попробовать себя в роли журналиста. К тому же, есть образование учителя литературы, владение словом присутствует. Вероника подалась на местный телеканал, куда ее с удовольствием приняли. Потом пригласили на другой в качестве главного редактора. Ну а следом родился проект интернет-журнала «Про Амурск», куда девушку позвали. Там она и обосновалась.
— Нашему журналу в апреле исполнится четыре года, — отмечает Вероника. — Мы пишем в нем только добрые и позитивные новости, которые создают имидж нашему городу. Мы аполитичны — этого хватает и в других СМИ. Хотим показать людям, что вокруг много прекрасного. И, несмотря на какие-то изъяны, нам есть, кем и чем гордиться.
«Про Амурск» нередко касается истории своего города. И она для более старших малых и средних городов России не совсем обычная. Ведь мы привыкли, что поселения строятся десятками лет, по домику, по кирпичику. А Амурск возник буквально за два-три года. И его строители — обычные люди со всей страны, которые ехали сюда за мечтой, а получали любовь, семьи и дом, который они своими руками возвели в дебрях тайги.
Официальное строительство Амурска началось в 1958 году. Хотя советское государство прицеливалось на эту территорию гораздо раньше. В 1936 году на берег Амура отправилась группа инженеров из Ленинграда, чтобы спроектировать здесь Целлюлозно-картонный комбинат. После изысканий они вынесли вердикт — это идеальное место под строительство. Но началась Великая Отечественная война и проект временно прикрыли. Вернулись к нему в 1956 году. Вот только была проблема — на этом месте, где хотели возводить комбинат, стояло нанайское поселение Восточное Падали.
«Нанайцы увидев, что русские ведут какие-то работы на территории села, забеспокоились — они не хотели, чтобы богатые промысловые угодья были потревожены, — пишет в проекте «Городу быть!» интернет-журнал «Про Амурск». — Но местный шаман сказал, что стройки здесь не будет, и люди могут жить спокойно. Действительно, 28 декабря 1956 года работы внезапно заморозили».
Это были временные меры. Строительство возобновили в 1958 году.
— Изначально было решено построить комбинат, о городе речи не было, — отмечает Вероника Шабунина. — Но если есть комбинат, людям надо где-то жить. К тому же, кругом непролазная тайга, добраться можно было только по реке. Поэтому решили строить город.
В стране объявили ударную комсомольскую стройку. И на нее с энтузиазмом и неподдельным патриотическим романтизмом ринулись тысячи молодых работяг. Сейчас их амурчане ласково называют «первостроители».
— В конце февраля 1958 года сельские жители заметили, что через озеро Падали появилась черная точка, которая стала постепенно увеличиваться, — рассказывает журналу «Про Амурск» первостроитель Вячеслав Паномарь, который жил рядом с будущим городом, в поселке. — Сначала мы не поняли, что происходит, а потом оказалось, что идет караван — впереди тракторы, а сзади тележки и упряжки с лошадьми. Так шли три бригады строителей. С их появлением строительная работа и закипела. Стали ставить брезентовые палатки, заселять в них первые семьи, которые приехали на ударную комсомольскую стройку.
Нанайское поселение пришлось снести. Правда, коренные народы не оставили без крова. Кому-то предложили работать на стройке. А вместо снесенного стойбища буквально за год построили отдельный поселок в стороне. Его назвали Омми.
Началось строительство градообразующего предприятия — Целлюлозно-картонного комбината. В тайге появлялись все новые палатки, потом бараки, а потом и первые дома. Город начал расти на глазах. Вот была палатка, где по вечерам танцевали рабочие, и вот на ее месте клуб «Строитель». Проектировали город опять же инженеры из Ленинграда. Они хотели построить его так, чтобы Амурск с высоты напоминал елочку. Такую же идею они продвигали в Петербурге. Но там не получилось. А в Амурске — да. Со временем появились первая школы, котельная, больничный городок. Потом уже кинотеатр, дворец культуры.
— В 60-70-х годах к нам в Амурск приезжали космонавты, так как строился новый город, связали это с первым выходом в космос, — продолжает рассказ Вероника. — В честь приезда космонавтов на площади возвели панно «Икар». В Амурске бывали Борис Волынов, Виталий Севастьянов, Валерий Рюмин и проездом Юрий Гагарин. В честь его приезда на берегу Амура готовили уху, которую назвали гагаринской.
Кстати, у Амурска было еще два альтернативных названия. В 1959 году провели митинг, где голосовали за то, как назвать город. Помимо Амурска, были варианты «Пионерск» и «Тайгоград». Выиграл сами понимаете какой.
В общем, ехали в Амурск все. Объявления о стройке появлялись во всех газетах. Народ, вдохновленный комсомольской романтикой, ехал. И оставался. Некоторые были без образования. Днем строили, вечером учились и потом шли на танцы. Для всех все было в диковинку, по-новому, интересно. Кое-кто даже комаров до этого не видывал. Если соседний Комсомольск-на-Амуре называли городом «юности», то Амурск — городом молодости. Но все стало меняться в 90-е.
— Жизнь кипела, бурлила, работал комбинат, рабочие места были обеспечены. Но в 90-х целлюлозно-картонный комбинат закрылся, — рассказывает Вероника. — Как жить дальше, если большая часть города работала на закрывшемся предприятии? Люди стали покидать Амурск. Оставались только те, кто строил город. Они так его любили, что старались не бежать, а пережить эти темные времена. И просвет наступил.
В 2013 году начал работу Амурский гидрометаллургический комбинат компании «Полиметалл», подаривший городу сотни рабочих мест. Сюда снова стали приезжать и оставаться молодые кадры. Он реально вдохнул новую жизнь. И Амурск, благодаря ему, снова начал процветать, как 60 лет назад. Приезжают молодые семьи, специалисты, развивается инфраструктура и социальные объекты.
— Компания «Полиметалл» поддерживает город и район не только налогами в бюджет, но и реализует много крупных социальных проектов, — считает Вероника. — Например, за последние годы у нас появился роллердром, где катаются на роликах и скейтах. При содействии компании инвесторы открыли у нас ледовый хоккейный комплекс «Территория льда». Мы гордимся, что в нашем маленьком городе развиваются секции фигурного катания, хоккея. Социальные инвестиции компании также направляются на ремонты школ, детских садов, дома культуры.
Также в Амурске работает патронный завод «Вымпел», который по заказу государства делает боеприпасы для воинских частей страны. Есть Амурская ТЭЦ №1, которая была запущена в 70-е годы. Есть Амурский лесопромышленный комбинат, где обрабатывают древесину, делают фанеру и шпон, перерабатывают мелкую стружку и щепу.
Амурск на карте и правда похож на елочку. И главные улицы носят названия в честь комсомольской стройки. Главный из них — проспект Строителей. Есть еще проспекты Мира, Октябрьский, Победы, Комсомольский. Улицы Школьная, Амурская вдоль набережной, Пионерская. Есть ли улица Ленина? Нет.
В состав амурского района входят несколько национальных сел, где проживают нанайцы. «Мы их называем коренные малочисленные народы севера», — уточнила Вероника Шабунина. Уже вышеупомянутое село Омми, а также Ачан, Джуен и Болонь.
От Амурска до Комсомольска-на-Амуре — 53 км, до Хабаровска — 430 км, до Ревды — почти 7 тысяч км. Разница во времени — +5 часов.
Был в Амурске хороший городской парк. С колесом обозрения, которое считалось самым большим на Дальнем Востоке. Но в 90-е все это остановилось, карусели срезали, осталась зеленая зона с лавочками. Несколько лет назад здесь установили роллердром. И он стал новым местом притяжения молодежи. Хотя это до сих пор острый вопрос.
— Мы давно уже говорим о том, что нужен единый центр, где могла бы собираться молодежь, — сетует Вероника. — Поиграть, обсудить проекты, идеи. Этого нет. Вопрос периодически поднимается, и мы надеемся, что нас услышат. А так, у нас люди любят просто гулять. Город был построен практически на сопке, которая поднимается от Амура, поэтому природа у нас необыкновенно красивая. Все, кто приезжают к нам, это отмечают.
Для молодежи, впрочем, в Амурске проводится много мероприятий. Стал, к примеру, популярен клуб выходного дня. Его проводит отдел молодежной политики и спорта Амурского района. На стадионе «Юность» проходят масштабные спортивные праздники с заездами на самокатах, скейтбордах, каталках-талокарах. Есть семейная эстафета, где участвуют даже младенцы. Там выстилают маты, ставят надувные препятствия, и малыши ползут на зов мам. Очень мило и весело. Да и молодые мамочки могут знакомиться друг с другом и общаться.
В загородном лагере «Орбита» традиционно проходит слет рабочей молодежи. Конкурсы, испытания, мастер-классы на открытой природе в палатках, с кострами и гитарой. Все, как было при строительстве города.
— Прошлым летом в селе Вознесенское прошел туристический слет. Это было похоже больше на археологическую экспедицию, — делится воспоминаниями Вероника. — Мы приехали в село на берег реки Усть-Гур, которая впадает в Амур. Там была встреча представителей рабочей молодежи с преподавателями исторических наук, археологами из Комсомольска-на-Амуре, которые поведали историю, о которой мы не знали. Мы живем и ходим практически по древним артефактам. Было одно из заданий — найти на берегу реки окаменелости эпохи неолита, какие-то керамические обломки. И каково было наше удивление, когда действительно нашли столько артефактов — порядка 50 кг. Нашли даже бронзовое украшение, которое датируется 9 веком н.э. И эти кандидаты наук подтвердили, что селу не 150 лет, а намного больше. Что здесь когда-то, примерно 700 лет до нашей эры, проживала другая цивилизация, которая называлась «нижнеамурская».
С культурой в Амурске тоже все в порядке. Проходят разные массовые мероприятия, конкурсы. Вот, например, скоро состоится недавно ставший традиционным проект «А ну-ка, парни», где участвуют представители военно-патриотических движений. Таковых в городе много. Есть и юнармия, и церемониальные отряды барабанщиц.
Для непрофессиональных артистов тоже есть конкурсы. Вероника вместе с сыном недавно участвовала в вокальном семейном проекте «Золотая россыпь».
— Человек, не умеющий петь, может просто выйти на сцену с ребенком, побыть с ним, заняться общим делом. Это же классно, — говорит девушка.
А еще в Амурске есть предприниматель Анна Сериченко. Она в свое время открыла караоке-бар. А потом решила организовать на его базе городской конкурс «Караоке-баттл». Сейчас идет уже четвертый сезон. А еще был сезон «Караоке-дети». Кстати, некоторые участники конкурса решили объединиться в кавер-группу. Так появился коллектив «Карабас», который частый и желанный гость на городских мероприятиях.
Вы не поверите, но в Амурске нет «Магнита» и «Пятерочек». Зато там есть местные торговые сети — «Амбар», «Амба» и «Реми». Сейчас по ценам в магазинах сравнивать сложно. Килограмм сахара стоит 130 рублей, а где-то и 190. Молоко — 80-100 руб., гречка — 90 руб., мясо в пределах 400 руб., помидоры 360 руб., десяток яиц 80 руб.
Недавно в Амурске местные предприниматели построили торговый центр, который сверху по форме напоминает корабль. Амурчане объявили голосование и большим количеством голосов назвали его «Линкор». Там сплошь и рядом морская тематика, даже есть развлекательный детский центр «Юнга». Владельцы, кстати, взяли в традицию раздавать много сладких подарков под Новый год детям из малообеспеченных семей и детям-инвалидам.
В городе появляется все больше детских площадок. Либо благодаря комбинату, который помогает благоустраивать дворы. Либо благодаря жителям, которые заняли активную жизненную позицию.
— Жители города сами создают ТОСы — территориальные органы самоуправления. Пишут проекты, получают гранты. Им, бывает, дают порядка 2 млн рублей, — рассказывает Вероника. — И они сами занимаются благоустройством дворовых территорий, делают футбольные коробки, спортплощадки, ставят уличные тренажеры. Один из ТОСов реализовал проект «Литературный дворик». Они сделали комфортную зону для чтения. Поставили во дворе лавочки и шкаф, который пополняют различной литературой. Также недавно в нашем крае заработала программа «1000 дворов».
Чего же не хватает амурчанам? Вероника недавно проводила опрос. Оказалось, что не хватает боулинга, баз отдыха, где бы был шашлык, беседка, домик с банькой, качественных бьюти-салонов и хороших ресторанов. Хотя в городе работает два гриль-бара, две пиццерии и ресторан «Амурск». И, конечно, много других разны кафе.
— Главная проблема города, на мой взгляд, это отток молодежи, — уверена Вероника. — В городе нет высших учебных заведений. Соответственно, после 11 класса молодежь уезжает в большие города учиться, а возвращается обратно сюда 30%. Плюс есть проблема в здравоохранении, нет узких специалистов и терапевтов.
Мы не могли не спросить у Вероники про дороги. Ведь это вечная тема любого города страны. В Амурске это тоже одна из проблем.
— Постепенно дороги во дворах начинают ремонтироваться, благодаря федеральному проекту «Комфортная городская среда», — отметила девушка. — Что касается дорог городских, то здесь бюджета не хватает. Как заявляют власти, на 1 км дороги надо около 15 миллионов. Поэтому латают из года в год одни и те же дыры, качество материала тоже оставляет желать лучшего. Ведь за асфальтом приходится ездить в соседний Комсомольск-на-Амуре. Пока довезут, он уже остыл. Плюс ко всему порой приходится его укладывать прямо в дождь, в лужи. Все по той же причине — асфальт заказали, а тут резко пошел ливень. Что делать? Вот и нарушается технология.
С освещением в городе тоже есть вопросы, хотя администрация пытается их решать. Да, есть районы, покрытые мраком. А вот в центре города все хорошо — на главном проспекте старое освещение меняют на декоративные фонари.
Еще один вопрос, которым мы задаемся вместе с героями проекта, плата за коммунальные услуги. За однокомнатную квартиру выходит в районе 4-6 тысяч рублей, за двушку — около 8 тысяч. Самая дорогая услуга — тепло.
— Те дома, которые строились первые, там нет газа. Люди пользовались газовыми баллонами, но законодательство изменилось, их запретили, они перешли на электричество.
Новостроя в Амурске не было с 80-х годов. Сейчас планируют строить две девятиэтажки. Первые спустя 30 лет.
Нанайцы, как коренные жители, до сих пор живут на амурской земле. И, конечно, интересно, как же они уживаются с приехавшими русскими.
— Да хорошо живут, и семьи создают, — улыбается Вероника. — В национальных селах большинство населения нанайцы. Сейчас коренные народы пытаются сохранить свои традиции. Многие были утеряны. Они пишут ряд крупных проектов, чтобы их возродить. Недавно в селе Ачан проходила встреча весны и праздник охотника. И ачанцы очень тепло принимали гостей, показывали свою культуру.
На празднике охотника проводились состязания, где нужно было стрелять из лука, метать копье, переносить добычу. Так ачанцы определяли лучшего мергена. А на празднике весны показали обряд кормления огня. Они в костер бросают кусочки еды, дичи, чтобы задобрить духа.
— Более старшее поколение еще говорит на нанайском. Дети, в основном, на русском. Но в сельских школах сейчас вводят дополнительный язык на изучение, нанайский. Пишут книги на нем, читают стихи, ставят сценки и исполняют песни. В самом Амурске такого нет.
Амурск удивляет не только своей историей и национальным колоритом. Он действительно будто дышит молодостью. Как минимум, благодаря людям. Как максимум, окружающей природе. Тайга, конечно, не прямо в центре города, но очень близко. Да и медведи тут спокойно по городу не разгуливают. Лишь изредка захаживают.
— Амурчане любят свою природу, — констатирует Вероника Шабунина. — Вокруг много мелких озер и речушек. Если есть машина, 15 минут — и ты в живописном месте. Нам на шашлыки и рыбалку ехать далеко не надо.
Зимы в Амурске, правда, суровые. Температура опускается до минус 40 градусов. А прошлым летом была аномальная жара. Температура поднималась до 45 градусов. Люди все вентиляторы скупили и на установку кондиционеров очередь была.
Но все это не сравниться с тем уютом, уединенностью, которые дарит город. Думаю, именно поэтому люди сюда приезжали и оставались. Лишь молодые, амбициозные срывались с этого тихого места в большие города. Вероника вернулась. Ведь она поняла, как ценна та атмосфера, которая окружает Амурск. Атмосфера, в которую Амурск влюбляет.