Яндекс.Метрика
Автор:
Ксения Данилова
Интервью

Особый мир музыки. О том, как в Ревде познают музыку дети с ограниченными возможностями здоровья

5 ноября 2023
207

5 лет назад Детская музыкальная школа открыла свои двери для получения начального музыкального образования детям с ограниченными возможностями здоровья. Это одно из направлений государственной политики, поддержать которое оказалось весьма непросто. По словам сотрудников школы эта тема была для них как белый лист бумаги, поскольку они привыкли работать с детьми, которые поступают к ним по отбору, имеют какую-то базу и музыкальный потенциал. Но все-таки решились. Что из этого вышло нам рассказали директор музыкальной школы Татьяна Асельдерова и педагог Татьяна Новокшонова.

Татьяна Асельдерова: «У каждого из наших учеников свое обоснование по части ограничения возможностей здоровья. Но все они — дети с чистыми, невинными душами, открытые миру, очень старательные и дисциплинированные ученики». Фото Владимира Коцюбы-Белых

Для того, чтобы успешно работать с особенными детьми педагоги музыкальной школы прошли специальное обучение. Для детей были разработаны две адаптированные общеразвивающие программы — основы инструментального и вокального исполнительства.

— У каждого из наших учеников свое обоснование по части ограничения возможностей здоровья, — говорит Татьяна Гениевна, — Но все эти дети особенные — с особой психикой, эмоциональной сферой, вниманием, памятью и коммуникативными навыками. Поступают ребята сразу же на бюджет без всякого конкурса, в процессе они учатся слушать музыку, играть на музыкальных инструментах, изучают основы сольфеджио, а с этого года мы добавили в учебный план еще и «Окно в театр», чтобы дети попробовали себя в роли артистов. До недавнего времени у нас занималось 10 человек, есть уже и выпускники, которые покидают школу со слезами. Это дети с чистыми невинными душами, наивные и открытые миру, очень старательные и дисциплинированные, они трепетно относятся к занятиям в музыкальной школе и очень благодарные и благодатные ученики. И работать с ними очень приятно.

Дети, закончившие обучение просят придумать для них еще какую-нибудь обучающую программу, поскольку не могут без музыки и хотят продолжать занятия.

Доступно каждому

В июне этого года в Музыкальной школе прошел день открытых дверей, который посетили более 40 человек детей и взрослых. И педагоги еще раз убедились, что надо продолжать это востребованное и нужное дело. В этом году первый класс музыкальной школы принял 9 новых детей, помимо тех, кто продолжает учиться. Причем, среди поступивших есть дети даже из Дегтярска. Жители Первоуральска также обращались с просьбой о возможности возить на занятия в Ревду своих детей.

В 2023 году музыкальная школа выиграла конкурс по программе «Доступная среда», и получила около 1,5 млн рублей из областного бюджета. На эти деньги внутри школы был проведен большой фронт работ, поскольку для обучения детей с ОВЗ государством установлены определенные требования к материально-техническому оснащению. В здании оформили внутреннюю навигацию, постелили тактильное напольное покрытие, развесили указатели, выполненные шрифтом Брайля и мнемосхемы, которые человек может прочесть пальцами. Внизу установили специальный терминал, который будет давать информацию крупным шрифтом или голосовыми сообщениями. Кроме того, на первом этаже расширили двери в учебный класс, который станет базовым кабинетом для детей с заболеваниями опорно-двигательной системы. Для них же по всем правилам была переоборудована туалетная комната.

— В 2024 году мы надеемся завершить все работы по созданию доступной среды для маломобильных групп населения: установить подъемник, приобрести запасную коляску для внутреннего пользования и специальную учебную мебель. Мы надеемся, что совсем скоро наша школа будет доступа для всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья.

Государством установлены определенные требования к материально-техническому оснащению школ, обучающих детей с ОВЗ, поэтому в школе был проведен большой фронт работ. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Музыка для сердца

Кроме того, в этом году музыкальная школа выиграла конкурс на реализацию социокультурного проекта «Откроем музыке сердца» для детей с ОВЗ и также получила на это деньги. Руководителем проекта стала педагог музыкальной школы Татьяна Николаевна Новокшонова.

Проект включает в себя три концерта, на первом из них в конце сентября побывало более 80 посетителей, из них более 50 — дети.

28 октября в рамках проекта состоится второй большой концерт, к участию в котором сейчас готовятся все ученики и педагоги музыкальной школы.

На выделенные деньги для детей, которые пройдут все три мероприятия, приготовлены небольшие памятные подарки и музыкальные словарики, которые они получат при закрытии проекта.

— Я считаю этот проект очень ценным — говорит Татьяна Новокшонова. — Мы не только занимаемся в классе, но и выходим на сцену, даем детям возможность выступить. В ноябре у нас пройдет третье и заключительное мероприятие в духе «вечорки», как раньше, когда на Руси праздники отмечались всем миром. Люди пели, плясали, играли и водили хороводы — вот и мы решили пойти по такому сценарию.

Про эмоциональный отклик

Педагог Татьяна Новокшонова ведет у детей два теоретических предмета. Обычно дети изучают музыкальную литературу, а у них этот предмет называется «Беседы о музыке». На уроках они УЗНАЮТ о выдающихся произведениях и композиторах, самые популярные и известные произведения дети без труда узнают на слух.

— Благодаря интерактивному оборудованию мы имеем возможности транслировать музыку на большом экране. На одном из уроков я включила детям отрывок из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика» и на фоне звучащей печальной музыки рассказывала о том, как Орфей спускался в ад. Я была поражена, увидев слезы в глазах детей. Они настолько проникаются музыкой, она вызывает у них большой эмоциональный отклик.

Второй теоретический предмет — сольфеджио. Но у ребят оно не простое, а занимательное. Здесь дети изучают азы, самое главное и основное. Хотя, по мнению педагога, могут в полной мере освоить музыкальную грамоту, если к этому есть желание.

Кроме теоретических предметов Татьяна Николаевна ведет еще и народное пение.

— У меня занимается несколько детей, и я с радостью отмечаю, насколько это ценно для них. Пение очень эффективно для развития речи, и логопеды это подтверждают. В прошлом году мы решили провести наблюдение и на уроках сольного пения с разрешения родителей начали записывать небольшие видео того, как ребенок поет в сентябре, в октябре, в ноябре... Результат был поразительный! Эта динамика очень порадовала и меня, и родителей, и самих ребят. Ну и кроме того, дети избавляются от внутренних страхов, которые порой не заметны на первый взгляд. Они становятся увереннее в себе.

Про дружбу и принятие

Раньше ребята с ОВЗ занимались в общих группах с обычными детьми, и Татьяна Николаевна вспоминает еще один момент, который ее приятно удивил. Она отмечает терпимость и доброту детей в отношении к более слабым товарищам.

— Вот кто-то долго не может открыть учебник на нужной странице. Вот у кого-то все упало на пол. Но тут же находятся помощники — вещи аккуратно собраны, учебник заботливо открыт. И нет никакого раздражения, только доброжелательность. Видимо в нашем обществе все-таки случился какой-то поворот.

Как педагоги мы должны очень бережно относиться к нашим детям, но в то же время быть требовательными к ним, ведь это школа, и наша задача здесь — научить и воспитать. И нам это удается.

Педагог Татьяна Новокшонова и ее ученики. Фото Владимира Коцюбы-Белых

«Мы даже фортепиано купили»

Татьяна Сергеева, дети Валера и Ульяна (первоклассники)

Мои сын и дочь занимаются в музыкальной школе, педагоги у детей разные. Ульяна ходит на фортепиано, учителя говорят, что она может играть, у нее это получается. Она исполнительный ребенок, на занятиях ее хвалят.

Валера гиперактивный, усидчивости у него мало, но он старается и выполняет все задания, говорят, что у него и слух есть, только его надо развивать.

Оба они очень любят эти уроки. Недавно у нас отменилось занятие в субботу, и дети были расстроены, они его ждали. Многое зависит от педагога, его умения заинтересовать ребенка, наладить контакт. Здесь с этим проблем нет. Занятия помогают нам в развитии речи, памяти и усидчивости. Где-то нужно выучить, ответить, запомнить — все это они там делают, и делают с удовольствием. Вы знаете, мы даже фортепиано домой притащили, теперь ждем специалиста, который придет его настраивать. Если ребенку хочется и интересно чем-то заниматься, то надо дать ему такую возможность. Я думаю, что каждый ребенок по-своему одарен, важно лишь понять в какой сфере, а для этого надо пробовать разные направления. Но ведь все охватить все равно не возможно, а музыка дает ребенку очень многое. Валера вот хочет на гитаре играть, но мы говорим, что сначала надо выучить ноты. Поддержка родителя очень важна. Не нужно лениться, нужно быть проводником в мир для своего ребенка.

«Мы живем в Дегтярске, но расстояние не помеха»

Ольга Мокроносова, сыновья Богдан, 11 лет и Данил, 8 лет

Мы живем в Дегтярске и очень благодарны Татьяне Гениевне, за то, что нас взяли сюда на занятия. У нас есть и своя музыкальная школа в городе, но там нам были не очень рады. У моего ребенка задержка речевого развития, а занятия музыкой как раз дают толчок к ее появлению. Здесь мои сыновья занимаются вокалом, у них есть музыкальный слух, петь они пока только учатся, находятся еще в начале пути, сейчас разучивают ритмы. Узнали мы о школе из соцсетей совершенно случайно. Когда здесь был день открытых дверей, приглашали детей с ОВЗ, и мы приехали. Посмотрели концерт, нам очень понравилось, я была под впечатлением от того, как выступали дети, было видно какая колоссальная работа для этого проделана.

Я вожу детей на уроки дважды в неделю и уже вижу результат этих занятий, особенно у старшего — он хорошо отбивает ритмы и уже начинает немного петь. Занятия помогают развивать не только речь, но и мышление, особенно при изучении сольфеджио. А это очень большая помощь детям, и мы рады, что нашли такую школу. Моим детям здесь очень нравится.

«Дочери лучше всего удаются музыкальные импровизации»

Екатерина Боталова, дочка Ангелина, 15 лет

Мы занимаемся уже третий год и все это время с огромным удовольствием. Здесь моя дочь социализируется, учится коммуницировать с детьми и педагогами. Ангелина незрячая, но при этом у нее хорошо развит слух. Педагоги отмечают у нее наличие данных, которые необходимо продолжать развивать дальше. Здесь она поет, посещает занятия сольфеджио, занятия по игре на синтезаторе. Наш педагог Александр Владимирович отмечает, что больше всего ей удаются музыкальные импровизации. Ей и самой нравится, когда Александр Владимирович аккомпанирует ей на баяне, а она при этом солирует на фортепиано. Какие-то конкретные выученные гаммы она тоже играет и может их повторить, но дается ей это сложнее. Больше все-таки нравится привнести что-то от себя. Также она неплохо сочиняет, например, может наложить на музыку свои слова. Дочь всегда была музыкальной, еще в детском саду ей легче было выучить стихи, если наложить их на музыку и читать на распев. Также у нее отличная память. Но к ней нужен особый подход, подростковый возраст дает о себе знать. Но на уроки она всегда ходит с удовольствием. Недавно мы немного приболели и пропустили одно занятие. Она очень переживала. Ведь для нее это еще и общение. Раньше мы даже не знали, куда нам кинуться, куда пойти, а когда попали сюда, то нашей радости не было предела. Следующий год обучения у нас последний, и мы уже думаем о том, куда подадимся дальше, потому что бросать музыку мы не планируем, будем дальше учиться и развиваться.

Комментарии
Авторизоваться