Яндекс.Метрика
Автор:
Александра Токтарёва
Интервью

Настольная битва. Как Евгений Минин делает мини-диорамы

И как ему в этом помогают палочки от мороженого и веточки из сада

19 июня 2022
532

Крошечные кирпичики, сгоревший наполовину дом размером с кофейную чашку, выглядывающие из окон бойцы с оружием наперевес — грозные, но не выше мизинца. Это всё — дело рук ревдинца, бывшего пограничника Евгения Минина. Создание настольных диорам — его увлечение, которому он посвящает холодные зимние вечера. Евгений рассказал нам, как создаются маленькие, но такие реалистичные 3D-картины, насколько важно при работе следовать исторической правде и с какими сложностями приходится сталкиваться.

Работа над одной диорамой обычно занимает у Евгения Минина несколько месяцев. Фото Владимира Коцюбы-Белых

С чего всё началось

Однажды я увидел в интернете, что люди создают такие мини-диорамы. Красиво, увлекательно, можно задуматься на какую-то тему, выбрать, что именно сделать, — в общем, мне понравилось, и я заказал первых солдатиков. Правда, из-за того, что не было опыта и не знал, как учитывать размеры, выбрал неподходящий масштаб. Они пришли совсем маленькие, всего два с половиной сантиметра в высоту. Я их еле-еле раскрасил, а потом стал глубже вникать в эту тему, разбираться с размерами, учитывать масштаб. И вот следующие уже пошли побольше, в 35-м масштабе.

Конечно, поначалу ничего не знал. Не представлял, как мастерить деревья, из чего можно сделать траву. Но сейчас очень удобно во всём разбираться — многое можно посмотреть и узнать в интернете. А что-то придумывается и своё.

О первой диораме

Первую диораму делал по местам службы. Увидел пограничников — тема мне близкая. Решил расположить их на норвежско-финской границе, где и сам служил. Там пейзажи — горы, горы, горы. Делать было очень интересно.

Потом появилась идея — раз уж делаю часть границы, поставить там екатерининский копец. Это каменная глыба, которая расположена на границе с Норвегией. Сначала я увидел фотографию, решил воспроизвести копец у себя. А потом дополнительно прочитал, как и откуда такой пограничный знак появился.

О том, почему важно знать историю

Погружаться в материал, изучать историю надо обязательно. Это нужно, и чтобы самому не допустить ошибок, и чтобы на вопросы отвечать со знанием дела. Потому что бывает так, что люди, когда смотрят на такие работы, начинают придираться к мелочам, искать какие-то недочёты. Например, спрашивали про форму немцев на одной из диорам — почему она именно такая, утверждали, что нужно было сделать иначе.

А дело в том, что примерно с 1942 года у немцев всё стало плохо с обмундированием и форму им выдавали разную, кому какая попадётся. Поэтому и я сделал так, что у кого-то вся форма одного цвета, у кого-то штаны и гимнастёрки по оттенкам отличаются, что-то светлее, что-то темнее. А узнал всё это как раз когда погружался в тему. Кроме того, когда работаешь над диорамой, находишь цветные фотографии и долго подбираешь цвета, сравниваешь, чтобы было близко, соответствовало исторической действительности.

К первой диораме пришли совсем маленькие фигурки, но даже их удалось раскрасить. Фото Владимира Коцюбы-Белых

О времени

Чаще всего спрашивают, сложно ли такие диорамы делать. Я обычно отвечаю, что первую — сложно, потому что ещё ничего не знаешь и не умеешь. Первая диорама у меня заняла месяца два, причём большая часть времени ушло на то, чтобы разобраться, как и из чего всё делать. А с опытом дело идёт быстрее, уже знаешь, что хочешь сделать и как к этому подступаться. Некоторые детальки уже готовые лежат в коробочках, баночках — тоже не надо ломать голову, где их взять.

Вообще время найти сложно. Обычно занимаюсь зимой, тогда времени побольше. Но всё равно — вроде сядешь, чуть-чуть пораскрашиваешь, даже не до конца, — а день уже прошёл. Самое интересное, когда работу уже закончил, говоришь — всё, больше ничего подобного делать не буду! Времени занимает много, дома стоит отдельный стол, весь заваленный красками и кисточками, жена всё время спрашивает: когда закончишь? И вот всё сделано, убираешь стол — квартира сразу становится больше, просторнее, чище. А всё равно тут же начинаешь думать над следующей работой. Пока занимаюсь только второй год, за две зимы сделал три диорамы.

Об историях, которые воплощает

Главная сложность — придумать сюжет для будущей работы. Обычно идеи приходят, когда смотришь на наборы солдатиков. На коробке показывают, как они примерно будут выглядеть, когда их соберёшь и раскрасишь. И вот смотришь и думаешь, что с ними можно сделать, как расставить, какой сюжет придумать?

Идей на самом деле много, но когда начинаешь в них погружаться, понимаешь, что не всегда можно найти солдатиков, которые подходили бы на эту тему. Бывает и так, что некоторых переделываешь. Так, например, случилось с диорамой, которая рассказывает о горных стрелках. У меня был солдат с гранатой в руке, я его собрал, а потом не мог придумать, куда бы такого поставить? В конце концов, руку отрезал, сделал другую, с киркой, и расположил солдата так, словно он залезает на гору. Так получилось более естественно.

О других сложностях

Фигурки приходят полностью разобранные: даже у пулемёта, например, диск отдельно, оружейные сошки отдельно. Всё это надо склеивать и, главное, ни одной детальки при этом не потерять. Потому что они совсем малюсенькие! Один раз всё-таки потерял, потом искал два дня.

Собираю и раскрашиваю их в очках, с большим увеличительным стеклом, медленно и аккуратно. Очень сложно обычно нарисовать лицо. Бывает и так, что уже почти всё готово, и вдруг что-то идёт не так, кисточка соскакивает. Тогда перекрашиваешь всё. Если что-то идёт не по плану, не отчаиваюсь. Наоборот, сразу думаю — а как это исправить?

Ещё важно учитывать размеры, масштабы. Чтобы, например, забор не был больше человека. Порой приходится что-то переделывать, искать другие варианты, как воплотить задумку. Например, в одной из диорам забор расположен возле сгоревшего дома. Я его сначала дома тоже сжёг, но он сгорел слишком сильно. Пришлось делать заново, и потом уже щипчиками и ножницами подрезать, как будто забор сгоревший. Подкрасил — получились будто угли.

О материалах

Если заниматься этим плотно, то такие диорамы выходят очень дорого. Например, профессиональная трава, хоть и выглядит как настоящая, но зато и стоит довольно много. А к ней ещё нужен специальный аппарат — тоже расход. Поэтому я всё делаю в бюджетном варианте, придумываю разные варианты. Например, готовая кровать стоит полторы тысячи. А я сделал её сам из проволоки и пластиковой сетки, в которой мячики продаются. Получилась как натуральная.

Фото Владимира Коцюбы-Белых

В ход обычно идёт всё, что есть под рукой. Один из самых часто используемых материалов — губка. Её нужно покрасить, высушить, на тёрке натереть. Крупные кусочки уходят на листву деревьев, мелкие становятся травой. Стволы для деревьев можно делать из проволоки, кисточек рябиновых или любых веточек и палочек. Пол делал из палочек от мороженого. На улице собираю всякие камешки, песок, сухостой. Ещё использую пенопласт, утеплитель для стен, строительный силикон. Ну и, конечно, краски. Лучше всего акриловые. Первую диораму я красил гуашью, но это неудобно, она с пластика слезает, а акрил хорошо прилипает. Причём краска должна быть матовая, чтобы не блестела, потому что иначе выглядит совсем нереалистично.

А снег делал из пищевой соды. На 9 мая, когда выставлял диорамы, дети половину съели. Как узнавали, что это сода, сразу пальцем тянулись. Всем надо же потрогать, пощупать, попробовать, а усмотреть за всеми не успеваешь. Потом где-то маленько досыпать соду пришлось.

О деталях

Заранее я ничего не планирую, эскизов не рисую. Всё решается в процессе работы — как, что, где будет. Считается, что на диораме должно быть как можно больше самых разных мелких деталей, чтобы было что рассматривать. Тогда вся работа будет лучше, красивее и интереснее. Не нужно бояться добавлять детали — если окажутся лишними, их всегда можно будет убрать. А вот если чего-то хватать не будет, то это сразу будет в глаза бросаться.

Например, на одной из диорам получилась пустая полянка. А у меня от сухостоя остались веточки, положил их туда, как будто сухие ветки валяются. Получилось уместно и здорово. А веточки ещё остались, совсем маленькие, многие про такие сказали бы — мусор. А я подумал — дай-ка попробую маленькие цветочки сделать! Обклеил их, раскрасил. Получилось замечательно! Многие их не сразу замечают, потому что они совсем крошечные, но без них в диораме бы чего-то не хватало.

Фото Владимира Коцюбы-Белых

О мечте

Когда появится время, хочу сделать диораму с техникой. Сейчас заказал немцев с мотоциклом, буду собирать, пробовать. С техникой сложно работать, потому что там много деталей, которые к тому же нужно раскрасить так, чтобы всё выглядело реалистично: пыль, ржавчина, потёртости, грязь. Как будто этот мотоцикл или танк на самом деле только что выехал из леса.

А вообще хотелось бы сделать большую диораму, размером хотя бы со стол. В которой был бы большой сюжет, например, какой-нибудь бой, где наших — человек 50, немцев — человек 100. Сделать взрывы: для них нужны обычная вата и краски. Подключаются мерцающие светодиоды, и всё получается вполне реалистично и впечатляюще. Но чтобы осуществить такую задумку, нужно очень углубленно заниматься только ей, и ничем больше.

Комментарии
Авторизоваться