Яндекс.Метрика
Автор:
Ксения Данилова
Интервью

Человек века. История жизни единственного в Ревде векового юбиляра — Виктора Ивановича Белоглазова

18 января 2024
406

В начале января свой столетний юбилей отметил единственный оставшийся в Ревде ветеран Великой Отечественной Войны, Виктор Иванович Белоглазов. Мы встретились с юбиляром и поговорили о войне, о его жизни после нее, о семье, работе, здоровье и о мечтах.

Со столетним юбилеем Виктора Белоглазова поздравляла не только вся родня, но и глава города Татьяна Клепикова и представители администрации. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Всегда рад гостям

Дорога до дома Виктора Ивановича оказалась неблизкой, живет он в частном секторе на улице Демьяна Бедного. Зима нынче выдалась снежная, и по пути через окно машины я любовалась разномастными домиками, утопающими в снежных сугробах. Они, словно ожившие картинки из книжки со сказками мелькают, сменяя друг друга. А вот и нужный мне адрес. Передо мной крепкий деревянный дом, во дворе, пугливо озираясь, пробирается по снежным тропам толстенный хозяйский кот. У ворот припаркована машина — это внучка Лена приехала навестить деда. Живет здесь Виктор Иванович не один, а с дочерью Верой. Она то и встречает меня и проводит в дом знакомиться с юбиляром.

Виктор Белоглазов — коренной ревдинец, в августе 1942 года он был призван на фронт. Служил в Черкасском пехотном училище, которое в годы войны эвакуировали в Свердловск. В звании младшего лейтенанта прибыл на Второй Украинский фронт. Был командиром взвода противотанковых оружий. Имеет награды и боевые медали «За отвагу», «За боевые заслуги».

В одном из сражений был тяжело ранен, едва не потерял ногу и почти целый год лежал в госпитале в Махачкале. Был комиссован в начале 1944 года.

Виктор Иванович встречает меня в добром здравии и хорошем расположении, как мне сказали, он любит гостей и всегда им рад.

Стол в комнате, где мы расположились уставлен вазами с различными цветами — следами недавнего юбилея.

И я сразу спрашиваю, как прошел праздник.

— Как в тумане — шутит Виктор Иванович, а потом добавляет, — да как обычный день был. Раньше, когда отмечал — рюмочку выпивал, а сейчас нельзя после инсульта.

Вся семья в сборе

Призвали Виктора Ивановича в 1942 году из Ревды. Фото Владимира Коцюбы-Белых

В юбилей ветерана в доме как обычно собралась вся родня. Родные из Екатеринбурга и Дегтярска в этот раз приехать не смогли, заболели, а ревдинские приехали все — 15 самых близких людей поздравляли юбиляра в этой комнате.

Семья у Виктора Ивановича большая, спрашиваю, сколько же у него уже внуков-правнуков?

— Пора учет вводить, это считать надо — отвечает он и начинает загибать пальцы.

У Виктора Ивановича одна дочь и один сын, а вот внуков и правнуков множество, и все они не забывают деда.

Интересуюсь тем, как он воспитывал своих детей, строгим ли был отцом.

— Да какие там строгости! Жили как обычная семья. Дети школу закончили и сразу по институтам разъехались, приезжали на выходные. Не могу сказать, что слишком мы их баловали, но всегда старались чем-то угостить.

Велосипед и долгое эхо войны

Несмотря на почтенный возраст и тяжелое ранение в годы войны, на здоровье Виктор Иванович не жалуется.

— Во двор летом выхожу, весной и осенью тоже. А вот зимой гуляю все больше у окошка. По комнате хожу туда-сюда. По дому передвигаюсь без палочки, а когда во двор иду или на улицу немного прогуляться, то на трость опираюсь.

Очень долгое время Виктор Белоглазов восстанавливался после тяжелого ранения ноги. Однажды даже ездил в Ригу — РММЗ, где он трудился после войны, выделил ему путевку на лечение. И там один хирург сказал, что ногу все равно надо нагружать и разрабатывать и посоветовал попробовать ездить на велосипеде. И это действительно помогло. Так Виктор Иванович и начал крутить педали — на работу, в лес, на покос, на рыбалку, по грибы и ягоды. Ходить было сложно, а ездить на велосипеде получалось лучше, да к тому же быстрее. Так и передвигался. В какой-то мере восстановить ногу все-таки удалось.

Сейчас Виктор Иванович признается, что ему бы очень хотелось как прежде прокатиться на двухколесном. Он уж и не помнит, когда садился на него в последний раз.

Конечно, жизнь Виктору Белоглазову выпала не из легких, но менять в ней он ничего не стал бы.

— А что бы я мог изменить? Время такое было. И «голодовал», и воевал, много чего пережить довелось. Это ведь судьба такая, просто выпало мне в то время родиться.

Про довоенную жизнь и путь домой

Виктор Иванович показывает мне свою израненную ногу, она отчетливо сохранила страшные следы того далекого военного времени. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Виктор Белоглазов родился и вырос в Ревде, семья жила на улице Гоголя, маленький Виктор учился в местной школе. Закончил 8 классов, а затем военное Черкасское пехотное училище.

Отец трудился бухгалтером на Ревдинском заводе. Мама была домохозяйка — в семье было семеро детей: шесть братьев и одна сестра.

— Брат Никандр погиб под Москвой, — рассказывает Виктор Иванович. — А Борис под Ленинградом. Если точнее, то Ленинградская область, Псковский район, село Зуи. А младший брат был где-то на границе, отцу писал последние письма: «Папка, в нашем городе на каждом шагу можно встретить вооруженного немца». А потом и он погиб, во время бомбежки попал под электрическую сеть. Остались два младших брата, Александр и Глеб, да сестра. И я. Четверо нас осталось из семи.

В армию Виктора призвали из Ревды. После призыва оказался в Свердловске — туда было эвакуировано военное училище, в которое и попал призывник. А дальше уже отправился на фронт, на передовую. Там же и получил ранение — в бою под городом Изюм на Украине.

Виктор Иванович показывает мне свою израненную ногу, она отчетливо сохранила страшные следы того далекого военного времени. Тогда и вправду шла речь об ампутации, но в Махачкале ему попался хороший врач, он не только старался сохранить ему ногу, но и посоветовал Виктору вернуться на Урал, поскольку климат Дагестана ему не подходил. Так он и отправился домой после того, как был комиссован из-за ранения в 1944 году. А когда вернулся в Ревду, то узнал, что родители уехали в деревню, в Чернушку, и пришлось Виктору с больной ногой добираться до Чернушки на костылях 15 километров.

— В общем, папе везло: в плен не попал, ногу не отняли, домой вернулся, до родных добрался, и волки его не съели — добавляет дочь Вера

Добравшись до родни в Чернушинский район, в село Трун, Виктор Иванович устроился на работу в среднюю школу военруком, учил ребят с первого по четвертый класс. Проработал сезон, а потом война закончилась, стал народ возвращаться в село, и семья перебрались обратно в Ревду, вернулись в родительский дом на улице Гоголя. Уже позже Виктор устроился на Ревдинский завод, где и проработал 29 лет. Сначала был подручным в литейном цехе, а после сталеваром в мартеновском. Получил звание «Почетный металлург» завода.

Встреча с любовью на «Угольной горе»

Со своей супругой Евдокией Ивановной Виктор Белоглазов прожил вместе 73 года. Два года назад ее не стало. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Здесь же, в Ревде Виктор Иванович и встретил свою будущую супругу. Случилось это на «Угольной горе».

— Тогда там было общежитие, вот на танцах мы и познакомились. Было это в 1946 году. Она не местная была. Прислали их сюда из Казахстана, из Семипалатинской области, был там детский дом — детдомовская она. Везли их на фронт работать радистками, а привезли на Урал. Кто-то потом назад вернулся, а она тут осталась, на работу устроилась. Вот мы и повстречались.

Звали будущую супругу Евдокия Ивановна Крымзова. В 1948 году они зарегистрировались и прожили вместе 73 года. Столько и люди то многие не живут, а у супругов Белоглазовых даже медаль за крепкий брак есть. Не стало Евдокии Ивановны два года назад, ушла в возрасте 94 лет.

Как дожить до ста лет?

Юбиляр говорит, что для долголетия ничего специального не делал, никаких полезных привычек не имел, но всегда очень много трудился. Возможно, это и помогло ему сохранить здоровье, активность, ясный ум и хорошую память.

— Ничего особенного я не делал, да и в семье никто шибко долго не жил. Мама до 87 лет дожила, отец и того меньше, так что долгожитель я такой один. На рыбалку ходил и зимой, и летом. Да на охоту на лыжах. Каждую весну копал огород, осенью собирали урожай, снова копали. Держали скотину. Вначале корову, телят, потом козы появились. Свиньи тоже были, куры обязательно всегда. А еще гусей держали. Так что хозяйство у нас было немалое. Летом надо было косить, потом сено убирать. Да и работа на заводе была не из легких.

Виктор Иванович к тому же опытный печник, по всей округе в домах у людей стояли выложенные им печи.

— Утром папа рано вставал, уходил на работу. А с работы возвращался и шел то печи складывать, то на рыбалку, то что-то еще по хозяйству. А еще и кротоловил, было время — рассказывает его дочь Вера Викторовна.

—Раньше вот я еще и табак курил. Сам сеял его, курил полжизни. А потом раз и бросил. Сказал: «Больше я курить не буду!» — так всем и объявил. Помню, тогда гости были, я последнюю сигарету выкурил и попрощался с привычкой раз и навсегда. Сказал и сделал.

«Хочется дальше пожить»

Виктор Иванович ждет лето. И обязательно дождется. Фото Владимира Коцюбы-Белых

В конце нашей встречи я спрашиваю Виктора Ивановича о том, чего бы ему самому хотелось, какие есть у него мечты и желания. И он говорит.

— Хочется дальше пожить, весну встретить. Жду, чтобы лето скорее пришло, тепло стало.

Я прощаюсь и напоследок прошу ветерана дать напутствие молодым.

— Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать. Трудитесь, и живите по совести, и тогда все благополучно будет.

Комментарии
Авторизоваться