Яндекс.Метрика
Автор:
Александр Зиновьев
Подробности

Толкнул и покатился. Как в Ревде живут электросамокаты?

И почему воровать их — бессмысленное занятие

31 августа 2022
2010

В начале августа в Ревду пришёл сервис проката электросамокатов Lite. Синие средства передвижения можно было заметить на площади Победы, в парке Дворца культуры и в Еланском парке. А через две недели по городским пабликам разлетелись фотографии этих самых самокатов, которые валяются в канавах и мусорках. Мы пообщались с предпринимателем Сергеем Рудичем, который организовал в Ревде прокат самокатов. Поговорили про то, как в Ревде устроен кикшеринг, дорогое ли это удовольствие и что делать с вандалами и глупыми воришками.

Самокаты в Ревде стоят на 7 площадках. Одна из них — ТЦ «Камео». Фото Владимира Коцюбы-Белых

Кикшеринг — что это такое? И почему Ревда?

Кикшеринг — довольно модное явление в больших городах. Это сервисы краткосрочной аренды электрических самокатов. Термин «кикшеринг» происходит от английских терминов «kick scooter» (самокат) и «share» (делиться), и по аналогии с каршерингом (краткосрочная аренда автомобилей).

Одна из отличительных особенностей кикшеринга — его бесстанционность. Самокаты не требуют станций, на которых их можно взять, это может быть любая точка города. Просто подходишь, оплачиваешь транспорт безналичным расчётом через приложение и едешь куда хочешь.

В России есть уже множество сервисов кикшеринга, но самые популярные из них — Whoosh и Urent. Ревдинские самокаты же числятся за компанией Lite. Эта компания появилась в 2018 году в Москве, а затем развила бизнес и в других городах России. В Свердловской области «лайтовских» городов только три — это Екатеринбург, Нижний Тагил и, с недавних пор, Ревда.

— Мы посмотрели на успешные примеры работы в других небольших городах, — рассказывает Сергей Рудич. — Такие популярные сети как Whoosh и Urent развиваются без привлечения партнёров, самостоятельно. Поэтому наш выбор пал на Lite — компания пошла на сотрудничество.

Организаторы закупили небольшую партию самокатов (12 штук), нарисовали зоны парковки и ограничения скорости, арендовали место для хранения транспорта и согласовали вопросы с властями. Впрочем, не обошлось и без накладок.

— Была не очень приятная история с Дворцом культуры, — вспоминает Сергей Рудич. — Мы сделали парковку в парке, но администрация Дворца забеспокоилась, что кто-нибудь на самокате разобьётся, и вызвала участкового, чтобы он описал самокаты. И их временно забрали. Произошло это в ночь с пятницы на субботу, поэтому в выходные мы вообще не понимали, что происходит. С началом рабочей недели ситуация разрешилась. Зону парковки из парка убрали, но кататься в нём можно.

Как это устроено?

Так выглядит экран приложения Lite. Здесь и самокаты, и парковки, и зона действия.

Открываем карту города в приложении Lite. Первое, что мы видим на ней — самокаты на нескольких парковках. Нажимаем на один из них — появляются тарифы поездки, номер самоката, запас хода, расстояние до транспорта и зона действия.

Тарифов поездки пока только два — поминутный и часовой. Есть зона действия — гонять можно не по всему городу. Пока что она ограничивается улицей Спортивная с запада, Энгельса — с севера, Павла Зыкина и Ленина — с востока и Мичурина — с юга. Но её можно и увеличить, если на то будет потребность.

В городе есть несколько парковок самокатов — оставлять транспорт лучше на них. На данный момент их семь — у Дворца культуры, на площади Победы, у торгового центра «Камео», у памятника на Аллее Интернационалистов, в Еланском парке, на перекрёстке Павла Зыкина — Карла Либкнехта и у большого «Магнита». Довольно много для небольшого города. Но эти парковки можно как убрать, так и добавить, если будет нужно, — это сделают администраторы шеринга.

Максимальная скорость самокатов, по словам предпринимателя, — 22 км/ч. Но в Ревде есть зоны ограничения скорости — там нельзя ехать более 15 км/ч. Это парковые зоны — парк Дворца культуры, сквер Металлургов, Литературный сквер, парк Победы, парк РГБ, аллея Интернационалистов, Еланский парк и парковка у большого «Магнита». В этих местах ходит довольно много людей, поэтому скорость там ограничена, чтобы самокатчики никому не навредили.

Вечером транспорт с улиц убирают и отправляют на склад — мыться и заряжаться. В больших городах самокаты исчезают с улиц уже к полуночи, однако у нас система немного другая — это связано с пиком использования.

— В Ревде электросамокаты в основном, как ни странно, используются ночью, — рассказывает Сергей Рудич. — Ближе к утру мы увозим их на склад, где заряжаем и протираем. Около полудня выставляем обратно. Собираем мы их в легковушку и за несколько рейсов увозим. На это уходит два часа.

«Один из самокатов сейчас в многоквартирном доме»

Извечная ревдинская проблема, мелкие воришки и вандалы, не обошла стороной и самокаты. По словам Сергея Рудича, из двенадцати ревдинских самокатов три уже повреждены. Один из них фотографировала наша читательница Ульяна Антонова — он лежал в канаве на Карла Либкнехта. А коллеги из «Городских вестей» публиковали фотографию самоката в мусорном ведре у школы №29.

Один самокат и вовсе украли. При этом его местоположение уже известно — это один из домов на Цветников. Правда, сделать пока ничего не удалось

— У каждого самоката имеется GPS-трекинг, — говорит Сергей Рудич. — Один из них находится сейчас где-то в многоквартирном доме. Обход квартир с полицейским, к сожалению, пока не принёс результатов. Не исключено, что его спрятали в подвале или на чердаке, но попасть туда нам пока не удалось. Будем просить возбуждать дело о краже, уже пишем заявление.

Логика кражи самоката вообще не поддаётся пониманию. Если хочешь на нём кататься, то тебе всё равно нужно платить, потому что транспорт уже зарезервирован за шерингом. Для подзарядки нужно платить за электричество — тоже траты. А ещё у шеринговой компании есть железный козырь, чтобы обнулить усилия вора.

— Зарядить самокат воришка сможет, а поехать — нет, — объясняет Сергей Рудич. — Мы заблокировали этот самокат, конечно же.

Такая проблема не открытие для компаний-шерингов — это в России повсеместно. Видимо, люди не осознают, что своими действиями они усиленно нарабатывают себе на уголовную статью. Не идёт даже речи об уважении к чужому имуществу — разломанные площадки во дворах показывают это. А как воспитать уважение к тому, что принадлежит не тебе, но тебе разрешают этим пользоваться?

— Эта тема гораздо шире, она не ограничивается самокатами, — говорит Сергей Рудич. — Я думаю, что воспитать уважение конкретно к имуществу нельзя. Это должно идти в комплексе: общая культура общества, неизбежность наказания за проступки и многое другое. В общем, далёкий сценарий.

Любишь риск — вложись в самокаты в небольшом городе

Сергей Рудич. Фото из личного архива Сергея Рудича

На приобретение двенадцати электросамокатов Сергей Рудич потратил чуть более 700 000 рублей. В рынке электросамокатов это — капля в море. Особенно для тестового запуска.

— В Екатеринбурге общий парк самокатов раз в 250-300 выше, — объясняет Сергей. — Плюс есть города-милионники и куча городов поменьше. Но при этом Ревда окупит затраты на себя очень и очень нескоро, если ничего не менять.

Стратегию Сергей выбрал довольно рискованную — перед заходом в Ревду он не проводил никакого анализа, не прогнозировал доходы и расходы, востребованность услуги. Предприниматель признаётся, что ему легче будет попробовать и уйти, если ожидания не оправдаются.

— В случае чего самокаты просто поедут в другой город, — говорит Сергей Рудич. — У нас нет капитальных затрат, поэтому сложно говорить про какой-то риск. В любом случае, наша плата за риск — это наша прибыль.

Сервис шеринга берёт за франшизу свой процент — сейчас это 15% выручки. Вполне демократично, если учесть, что у Lite нет паушального взноса (суммы, за которую предприниматель передаёт права на использование бренда), нет скрытых платежей и месячная гарантия выкупа самокатов, если что-то пойдёт не так.

Сезон самокатов заканчивается через месяц. И через месяц придётся принимать решение о том, оставаться ли самокатам в Ревде или ехать в другой город. Сергей Рудич отмечает, что на решение будут влиять два фактора — вандализм и количество клиентов и повторных поездок. Но главный, конечно, первый — если будет больше случаев вандализма и краж, то Ревда самокаты потеряет. Так что вопрос сохранения самокатов очень сильно зависит от нас самих.

Правила дорожного движения: не суйся на дорогу

Электросамокаты долго были «серой зоной» наших ПДД. Только в последние два года наметилось регулирование в этой сфере. Чтобы узнать, какие правила прописаны для электросамокатов, мы обратились к начальнику ревдинской ГИБДД, старшему лейтенанту Эдуарду Хабирову.

— Электросамокат мощностью более 250 Вт, но не более 4 кВт приравнивается к мопеду, — объясняет Эдуард Хабиров. — Для управления данным транспортным средством требуется водительское удостоверение категории «М». Водители данной категории должны руководствоваться п. 24,7 ПДД. Если самокатом управляет лицо, не имеющее водительского удостоверения, то оно подлежит административной ответственности по ч.1 ст. 12,7 КоАП, и ему будет назначен штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей. Водители самоката мощностью менее 250 Вт приравниваются к пешеходам, которым следует руководствоваться правилами для пешеходов (п. 4 ПДД).

Отдельный вопрос — поездки детей. Когда начинается аренда самоката, в приложении выходит форма с подтверждением возраста. Если родитель покупает своему чаду поездку на самокате, то он автоматически берёт на себя ответственность за дальнейшие события.

— Если лицо, управляющее самокатом, является несовершеннолетним, его родители или законные представители подлежат ответственности по ст. 5,35 КоАП «Неисполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», — объясняет Эдуард Хабиров. — Кроме того, административным законодательством предусматривается ответственность за передачу управления т/с лицу, не имеющему права управления т/с — ч. 3 ст. 12,7 КоАП. Санкция статьи — административный штраф в размере 30 000 рублей.

Что в будущем?

Ревдинские тротуары, к сожалению, для самокатов не приспособлены — даже велосипеды с трудом проезжают по этим буеракам. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Сам Сергей Рудич регулярно ездит на самокатах и воспринимает их именно как средство передвижения — удобное и экологичное. Нет необходимости искать парковку, можно передвигаться быстро и без затруднений. Но для этого нужна качественно выстроенная инфраструктура — это отдельные от пешеходных и автомобильных, ровные дороги без перепадов высоты. У нас, как нетрудно догадаться, с этим проблемы. Поэтому в Ревде пока другой подход по отношению к самокатам.

— Похоже, что самокаты как средство передвижения в Ревде не используются, — считает Сергей Рудич. — Только как развлекательное катание. Возможно, потому что их мало. Возможно, потому что город небольшой и всё в пешей доступности. Мы считаем, что в городе нужно больше самокатов и больше точек парковки. Но оправдано ли это экономически — ещё неясно.

Ревда — пока единственный город, где Сергей развивает кикшеринг. Вполне вероятно, что сеть расширится и на другие города области — например, Первоуральск или Полевской. Но, как говорит предприниматель, это сценарий на следующий сезон.

— Есть ли у Ревды и кикшеринга будущее? Посмотрим, — отвечает Сергей Рудич. — Мне бы хотелось, чтобы такие сервисы приходили в небольшие города и жили там.

Контакт для связи

Организаторы кикшеринга открыты для любых предложений — дополнительные парковки, продление зоны действия самокатов, расширение парка — обсудить готовы всё. Чтобы дать свои отзывы и предложения по кикшерингу, напишите на специальную почту: literevda@mail.ru

Комментарии
Авторизоваться