Оживляя игрушки. Как Центр робототехники помогает детям стать инженерами
Чем с какими трудностями за эти шесть лет столкнулся Центр. И в чём преуспел
Маленькая машинка из лего — моделька, собранная из детского конструктора. Как правило, ребенок соберет ее, поставит на видное место. Ну, или сразу разломает, атакуя ворота лего-замка. Дети (да и все мы) привыкли, что конструктор — это просто игрушка. Но есть в Ревде место, где эта игрушка начнет двигаться и выполнять, пусть не сложные, но задачи. А ученик из ребенка превращается в настоящего инженера. Спустя шесть лет после открытия, навещаем Центр образовательной робототехники и смотрим, с какими трудностями он за это время столкнулся. И в чем преуспел.
— А я говорил, что надо было его еще раз откалибровать, — сокрушается мальчишка-пятиклассник. Они вместе с другом вышли из кабинета после занятий.
— Для начала все мосты надо было проверить, — уверен второй. — И движок можно заменить. Ты, кстати, поставил его на зарядку?
— Обижаешь!
Мы, будучи пятиклассниками, после занятий могли обсуждать какой-нибудь очередной мультсериал. Ну, или сколько в копилке набралось вкладышей от жвачек. Но никак не калибровку, мосты и движки (я и сейчас в этом особо не разбираюсь). Все дело в том, что несколько лет назад правительство крепко взялось за инженерное образование детей. Это логично — регион у нас производственный, предприятий много, все автоматизируется, нужны специалисты. Спрос породил предложение.
В 2015 году, по инициативе губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, начал работу проект «Уральская инженерная школа». Его реализация легла на плечи Дворца молодежи. В области, как грибы, стали расти различные организации дополнительного образования, объединенные техническим направлением.
В Ревде было решено открыть Центр робототехники. Его в свои ряды приняла Станция юных техников. Но разместить новую организацию на базе СЮТа не представлялось возможным — не было помещений. Тогда Станция вместе с Управлением образования окинули «взором» образовательные учреждения и нашли место. Центр собрались разместить на первом этаже школы №2.
Помещение подходящее — несколько кабинетов, большая рекреация, отдельный вход. Правда, требовался хороший косметический ремонт. Так как генеральным партнером «Уральской инженерной школы» выступил УГМК, то помочь с ремонтом вызвался Среднеуральский медеплавильный завод. Отремонтировали кабинеты (даже больше, чем требовалось), коридор, провели ремонт наружной стены, поменяли несколько окон в школе. Со всем управились буквально за два месяца. Дворец молодежи предоставил весь необходимый комплект оборудования. И 27 декабря 2015 года в Ревде открылся Центр образовательной робототехники.
Сегодня Центр является одним из крупнейших в городе, скажем так, кружков. Здесь постоянно занимаются более 200 ребятишек. В основном, это ученики начальной школы. Но есть и постарше. Работает пять педагогов — двое основных, трое совместителей. Основные учителя обучают каждый по 8-10 групп по 12 человек. Совместители — по 1-2 группы. Первые занятия начинаются уже в 8.30 утра (на них приходят ребята, которые учатся во вторую смену). Работает Центр со вторника по субботу.
Чем тут занимаются ребята? Если коротко — строят роботов, которые, с помощью специальных механизмов и программ можно заставить двигаться и выполнять разные задачи. Даже малыши-первоклассники могут сами собрать, к примеру, динозавра, который начнет качать головой и махать лапами. Старшие ученики делают механизмы посложнее. Например, могут сделать погрузчик, который будет двигаться по заданной траектории и собирать груз.
Роботов делают из конструктора. Из самого обычного лего, который коробками может лежать у вас дома, в детских комнатах. А его детальки коварно поджидают оголенные стопы домочадцев. В секции робототехники этот конструктор оживляют.
Во школе №2 мы встретились с руководителем Центра Рамазаном Капсалыковым. Он его возглавил еще на этапе ремонтных работ. Рамазан Кинжесович — заместитель директора по административно-хозяйственной части. Раз именно он помогал с обустройством площадки для Центра образовательной робототехники, то ему и предложили стать руководителем.
— Для сборки роботов мы действительно используем, в основном, конструктор лего, — объясняет Рамазан Капсалыков. — На самом деле, есть много производителей, в том числе и российских. Но федеральные и международные соревнования проводятся именно на конструкторах лего. Опираемся на них, чтобы тоже участвовать.
— Как быстро набрали штат в Центр? Довольно специфическая работа тут у преподавателя.
— Так как территориально Центр робототехники находится во второй школе, то и первыми педагогами были учителя данного учреждения. В основном, из начальных классов. Дворец молодежи создал все условия — проводит краткосрочные курсы по робототехнике, выдает сертификаты. К тому же, Дворец дал возможность всем школам и детским садам приобрести наборы оборудования в свои учреждения.
— Я слышал, что уроки по робототехнике сейчас много где проводятся.
— Тут стоит отметить, что к моменту открытия этой базовой площадки существовало несколько местных центров. Это традиционно была школа №3. Это была Еврогимназия. Наш преподаватель Ильдар Гибадуллин раньше работал именно там учителем математики и робототехники. 28-я школа тянулась. Есть частный центр — «ЛегоМакс».
Раз Центр образовательной робототехники был базовой площадкой «Уральской инженерной школы», то он имел и большую материальную базу, и больший состав специалистов. Поэтому в 2016 году сотрудники поставили себе цель — стать городским центром робототехники и одним из центров в Западном управленческом округе. И получилось.
— В 2016 году мы провели первый фестиваль «Смарт робофест», — отметил Рамазан Кинжесович. — Провели, в первую очередь, для себя. Нужно было понять, кто мы во всей этой стихии и на что способны. Рассчитывали собрать человек 30 на конкурс, а собрали 50. Стали проводить фестиваль два раза в год — в апреле и в ноябре. Количество участников росло. В одном из последних офф-лайн фестивалей у нас было 200 команд.
— А сколько в команде человек?
— От одного до двух человек. Лично я считаю, когда много участников в команде, теряется личность. Ну, или проект должен быть для этого достаточно крупный. Мы выбрали вот такой формат. Он игровой, нужно делать роботов средней сложности. И для этого два человека — оптимальный состав.
Расширялся и контингент участников. Если сначала на конкурс приходили только ревдинские учреждения, то позже к ним присоединились коллективы из Первоуральска, Екатеринбурга, Полевского.
— С самого начала нас поддерживала Ассоциация товаропроизводителей Ревды, — говорит Рамазан Капсалыков. — Они постоянно нас спонсировали. Поддерживал фестиваль и частный бизнес, пополняли наградной фонд. Если говорить о нашем Центре, то в соревновании с более опытными участниками или гостями из уральской столицы мы поначалу проигрывали. Потом поднабрались опыта и стали одними из лидеров. Недавно мы включились в программу УГМК «Инженериада». Первые соревнования наша младшая группа, кстати, выиграла. И холдинг оказал нам поддержку, закупил еще оборудование. Сейчас участвуем в аналогичной программе от НЛМК — тоже достойно выступили весной.
Последний ревдинский фестиваль «Смарт робофест» проходил весной. И из-за пандемии его приходится проводить удаленно и теперь только раз в год. Вообще, пандемия сильно ударила по деятельности Центра. Ведь они всегда готовы участвовать во всех проектах, которые предлагает область, выезжать на них. Сейчас все соревнования проводятся только в рамках первого этажа второй школы.
— Как вы думаете, почему робототехника сейчас пользуется такой популярностью? Что детей так цепляет?
— Говорят, что жизнь — это движение. И я вот смотрю на маленьких детей, они любят все двигать. В нашем детстве игрушки были неподвижными или они приводились в движение мускульной силой. Сейчас ребенок может самостоятельно сделать любую машинку, и она будет ездить под твоим управлением. Это удивительно! Это чудо созидания — создание живой игрушки. Думаю, именно оно является притягательным для ребенка. Бог создал жизнь, и в каждом человеке есть божественное начало. Ребенок получается возможность своими руками сделать что-то его, что будет двигаться. Обратите внимание, у нас в СЮТе все двигательные программы — автомоделизм, авиамоделизм, картинг, корабли плавают. И не важно, станут эти дети инженерами или нет (хотя я уверен, что большинство станет). Они сейчас создают свой мир. Как Сократ говорил: «Познай самого себя». И вот дети познают. Это активное самопознание, творческое и взаимовыгодное.
— Чего сейчас не хватает Центру робототехники?
— Сейчас у нас все есть. Двигаться дальше мешают пандемийные ограничения. И еще хочется, чтобы у нас появились прорывные вещи. Например, построили новую Станцию юных техников, которая могла бы стать в Ревде центром нового технологического образовательного проекта «Кванториум». Туда потянуться молодые специалисты, прорывные педагоги. Тогда будет новый толчок. Мы видим сейчас, что «Уральская инженерная школа» растет. Недавно открыли «Точку роста» в Мариинске. Секций робототехники становится больше. Становится больше педагогов, которые умеют этим технологиям обучать. Главное — не останавливаться.
Проект реализуется с 2015 по 2034 год. Она направлена на повышение мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей. А также для повышения качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального и высшего образования. Проект одобрен Указом губернатора от 6 октября 2016 года.
— Проект «Уральская инженерная школа» охватывает все уровни образования: от дошкольного до системы профессионального образования и последующей переподготовки кадров, — рассказал министр образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов. — Для воспитанников детских садов регулярно организуются экскурсии на промышленные предприятия, в том числе в онлайн-формате. Воспитанники не только знакомятся с технологией производства, но и, вернувшись в детский сад, создают на 3D-сканере и 3D-принтере промышленные детали. Материально-техническая и организационная база позволит обеспечить уровень подготовки специалистов, которых ждут на производстве. А значит обеспечить подготовку кадров, способных сразу перейти от учебного места на производственное. Это программа еще больше приблизит учебное заведение к промышленному предприятию и наоборот.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:
— Сегодня наша задача — сохранить опорный, становой характер Урала, развить и подготовить условия для роста традиционных для нашего края производств, ориентированных на российское потребление. Создавать условия для развития новых производств. И обязательное условие — сохранить социальный характер нашей государственной политики, ориентированной на повышение качества жизни уральцев. Приоритет должен быть отдан развитию металлургической промышленности и оборонно-промышленного комплекса. Умение делать железо и оружие не подводили Урал и уральцев на протяжении веков. И еще ой как долго понадобятся России качественный металл и высокотехнологичное, современное оружие, сделанное на Урале. Именно металлургия и оборонно-промышленный комплекс станут теми якорями, которые стабилизируют региональную экономику и обеспечат её дальнейшее развитие в будущем. Для развития этих отраслей у региона есть необходимые технологии, но самое главное — сохранился кадровый потенциал. И «Уральская инженерная школа» обеспечивает связь науки и производства, выпуск инновационной техники, которой не будет равных.