Место, где свет. Экскурсия по Ревдинскому педагогическому колледжу и студенческой жизни
Погуляли по его коридорам и кабинетам, узнали, как изменилась жизнь РПК, и почему ничего не стало слышно про Лицей.
Ревдинский педагогический колледж отметил свой 35-летний юбилей. Праздник совместили с профессиональным событием — с Днем учителя. И отметили сразу и то, и другое. Большой концерт прошел в актовом зале учреждения 5 октября. Мы решили поближе познакомить вас с этим учреждениям. Вместе с преподавателями и студентами погуляли по его коридорам и кабинетам и узнали, как изменилась жизнь РПК, и почему ничего не стало слышно про Лицей.
Не заметить колледж невозможно. Он расположился на главной улице Горького, у самого въезда в город. Но больше всего гостей Ревды привлекает архитектура здания. Педколледж больше напоминается компактный замок с небольшим густым лесом на своей территории. Отчасти величественность зданию придает серо-белый окрас, подчеркивающий колонный и уголки фасада.
Построили задние еще в 1937 году. Сначала тут была женская гимназия, потом школа-интернат, а в 1987 году открылось педагогическое училище. Колледжем оно стало в 1996 году. Если говорить о профессиональном педагогическом образовании в Ревде, то к цифре 35 можно легко накинуть еще 10 лет. Ведь в городе с 1945 по 1955 годы работало Ревдинское школьное педагогическое училище. Правда, базировалось оно в здании 25-й гимназии. На Горького, 5 педагогов стали готовить лишь с 1987-го.
Свой исторический облик зданию удалось сохранить даже спустя 85 лет. Не протянул лишь забор — вокруг территории раньше стояли массивные кирпичные столбы с громоздкими коваными перекрытиями. Несколько лет назад они начали разрушаться (точнее, забору активно помогали вандалы). В 2017 году его окончательно снесли. Теперь колледж ограждает аккуратненький металлический забор.
Многие помнят, как гуляли по лесопарку педколледжа, переходя с Больничного переулка на Горького. РПК пришлось перекрыть все проходы — требования по антитеррористической безопасности. Впрочем, доступ в лес открыт — через центральную калитку, которую закрывают лишь на ночь (тоже такие требования). Да и со стадиона никто не гонит — тут часто играют ребята, гуляют мамы с малышами.
Огляделись. Теперь давайте посмотрим, что там есть внутри.
Нас встречает охранник, «вертушка» и рамка металлоискателя — таковы меры безопасности. Сразу напротив входа — стена из зеркал. Ее в колледже называют «Зазеркалье». Раньше на нее вешали разные плакаты, объявления, украшали под стать какому-нибудь празднику или мероприятию. Сейчас этого не делают — стеклышки уже старенькие, надо беречь. Такой стены в учреждениях больше нигде не встретишь.
Здание колледжа двухэтажное, в форме буквы «П». Холл с раздевалками и «Зазеркальем» можно условно считать центром, от него в разные стороны разбегаются длинные коридоры с кабинетами. Сейчас в РПК учатся 522 студента (из них 100 человек — на заочном отделении). Колледж реализует три образовательные программы — «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Дошкольное образование».
— В прошлом году началось перераспределение учебных аудиторий с точки зрения содержания подготовки, — рассказывает заместитель директора РПК по учебно-производственной работе Гульнара Патракова. — В общежитии полностью сосредоточился блок, где осуществляется подготовка по дошкольному образованию. На втором этаже основного здания проходят занятия по начальным классам и коррекционной педагогике, потому что они похожи по содержанию. А на первом этаже — общеобразовательный цикл. Здесь учатся, в основном, первокурсники.
Прогуляемся сначала в правую часть колледжа. Тут, помимо аудиторий, расположена святая святых всех студентов — столовая. Она просторная, светлая. Много небольших столов, длинная раздача. Меню небольшое, но его достаточно. Сегодня на обед дают борщ, запеченную с сыром рыбу, куриную котлетку, пюре, тушеную капусту и молочную гречневую кашу. Из выпечки — пирожок «Лакомка». Студенты довольны.
Идем в левую часть. На первом этаже есть библиотека. На втором — огромный спортзал и актовый зал. Кстати, совсем недавно спортивный зал обзавелся новенькими раздевалками с душевыми. Для этого пожертвовали лыжной базой, которая переехала в тренерскую, и костюмеркой, которая теперь расположилась в общежитии.
В правом крыле тоже учебные кабинеты. Но один из них особо выделяется. Тут хороший ремонт, все выполнено в серо-синих цветах, много компьютеров, новой техники, оборудования. Это Центр проведения демонстрационного экзамена и частично мастерская для студентов начальных классов. Он открылся в 2020 году (мы об этом рассказывали). Сейчас колледж подал заявку на получение гранта, чтобы оборудовать еще одну мастерскую для обучения студентов преподаванию в младших классах.
У дошкольников в общежитии тоже все хорошо. Недавно открылась мастерская по этой специальности. Там тоже классный ремонт, новейшее оборудование и специальное помещение, имитирующее группу в детском саду.
Меняется не только здание, но и содержание образования. Сейчас специальностей всего три, хотя лет 15 назад было в два раза больше. Это связано с изменением классификатора, в котором прописан перечень специальностей, подходящих для обучению в средне-профессиональных учреждениях.
— Раньше у нас были еще учителя иностранного языка, русского и литературы, и социальные педагоги, — констатирует заместитель директора по развития и содержанию образования Наталья Коровина. — И мы были очень рады обучать по этим специальностям. Но теперь эти профессии можно получить только в ВУЗе. Может быть, и будет какой-то возврат в виде дополнительных квалификаций к имеющимся специальностям. Но вряд ли вернется специализация в полной мере.
Как бы то ни было, потребность в педагогическом образовании растет. В этом году колледж набрал пять групп первокурсников. Одна из них на внебюджетной основе — такого не было давно. То есть, обучение в колледже, как правило, бесплатное. Но желающих на специальность «коррекционная педагогика» было столько, что решили набрать дополнительно платную группу. И желающие заполнили ее полностью.
— Эта специальность более соответствует требованиям к педагогу начальных классов, потому что к основной образовательной базе добавляется та часть, которая позволяет работать выпускникам с детьми с ограниченными возможностями здоровья, — пояснила Наталья Анатольевна. — Благодаря этому становится шире сфера трудоустройства. Да и детей с ОВЗ, к сожалению, становится все больше. Они сейчас встречаются и в обычных школах.
Поступают в колледж по среднему баллу аттестата. За последние пять лет он стал выше. Средний проходной балл был 3,6, а теперь минимум 4,0. Хотя у ребят в самих аттестатах теперь средний балл и вовсе составляет 4,5.
Многие знают, что при педколледже работал Лицей. И там среди одиннадцатиклассников всегда были медалисты. Но в этом году Лицей выпустил последний класс. Больше наборы не проводились. Теперь Лицея официально не существует.
— Это связано с тем, что была больше потребность в специалистах. Со временем во всех педагогических колледжах закрылись лицеи, где они были. У нас в РПК об этом жалеют все, — с грустью признается Лариса Бормотова. — Это была жемчужина нашего учреждения, дружная семья, со своими интересными традициями. У лицеистов было прекрасное взаимодействие со студентами. Обучающиеся колледжа могли оттачивать свои знания и навыки вместе с ребятами, проводить открытые уроки. Работа студентов с лицеистами — это как раз та деятельность, к которой мы их тут готовим. Да, спустя 25 лет мы попрощались с лицеем. Надеемся, это временно.
Колледж славится своей практической базой. Ей уступают даже педагогические ВУЗы! Потому что нигде в университетах нет столько практики, сколько в колледже.
— У нас большое внимание уделяется практике. ВУЗ делает акцент на теоретическую часть, а мы — на практическую готовность специалиста, — подтверждает заместитель директора колледжа Татьяна Наймушина. — И это всегда было так, во всех учреждениях СПО. Более того, последнее поколение стандартов увеличило количество учебной практики. Они теперь отрабатывают свои навыки не только в детских садах и школах, но и в рамках учебного процесса. Каждый что-то говорит, выходит к доске, может выполнять функции педагога в моделируемых ситуациях. Создается среда, приближенная к их будущей профессиональной деятельности. Та же внеурочная деятельность. Студенты не просто приходят на мероприятие, на концерт. Они сами его организуют и проводят. Так и формируются необходимые навыки.
Сложно поспорить. Мероприятия проводятся чуть ли не каждый день. В РПК есть актив, который занимается студенческой жизнью. Есть выборы председателя актива, есть день самоуправления в День учителя, есть спортивные соревнования, педагогический отряд, коллектив волонтеров, пресс-центр и даже команда КВН. Студенты постоянно ездят на разные конкурсы, форумы, разрабатывают проекты, привозят призы всероссийского уровня. После пар жизнь начинает кипеть в актовом зале. Тут всегда что-то происходит. Как и в еще одном здании РПК — общежитии.
Общежитие тоже сильно изменилось за последнее время. В здании три этажа. Живут студенты на втором и третьем. На первом — учебные аудитории. Жилые этажи разделены на 8 секций. В каждой из них есть отдельно туалет, отдельно душевая, отдельно кухня. Кстати, именно эти три объекта отремонтировали в первую очередь, превращая советскую общагу в современную. Везде поставили пластиковые окна, сделали новое крыльцо, покрасили стены, оборудовали удобную вахту, есть система контроля. Осталось еще отремонтировать коридор первого этажа. Но все впереди.
Комнаты есть разные — одноместные, двух-, трех и до шестиместных. Как правило, маленькие комнаты дают детям-сиротам и другим льготникам. По парам чаще живут старшекурсники. А вот абитуриенты сначала обитают большими компаниями. Селить стараются по группам, по месту проживания (ну чтобы ребята из одного села жили вместе). Принято считать, что это женское общежитие. Но и парни там тоже живут. Как им среди девчонок? Да отлично! Правда, просьбы прибить полки, пододвинуть шкаф и вкрутить лампочку никто не отменял. Для этого есть уместный бартер — еда. В студенческих общежитиях свои законы и устои.
Меняются не только здания или система образования. Меняются сами студенты. Сейчас они другие.
— Просто появляются качества, которых не было у студентов предыдущих поколений, — замечает директор. — Это студенты цифрового века. Они владеют технологиями, которыми не все педагоги владеют. Это, скорее, хорошо. За последние годы у студентов выросла мотивация на получение профессии. Может, это связано с тем, что статус учителя теперь ценится выше, может рост зарплат повлиял. Плюс пандемия нам дала онлайн. Мы теперь можем проводить дни открытых дверей в удаленном формате, общаться напрямую со школами других городов. Проводить онлайн-экскурсии. Конечно, мы проводим и дни открытых дверей в колледже. Многим хочется приехать и посмотреть, как тут у нас.
Обновляется и педагогический состав. Сейчас в колледже работает значительная часть опытных и мудрых педагогов. Вместе с тем много молодых специалистов. И все они замечательно взаимодействуют. Об этом говорит одна важная цифра — 80%. Именно столько выпускников колледжа в среднем идут потом работать по профессии. Не только в Ревде, многие едут в Екатеринбург, в города и села Свердловской области и за ее пределами. И работают. Педагогами.