И снова тариф. Общественникам Ревды объяснили, почему в квитанциях такие цифры
Побывали на комиссии по ЖКХ,вот подробности
Мы уже писали о том, что в России с 1 декабря 2022 года во второй раз повысились тарифы на коммунальные услуги. В этот раз правительство разрешило увеличить цены в платежках на 9,5%. Именно этой теме была посвящена львиная доля заседания профильной комиссии по ЖКХ, которое состоялось 20 января. Участие в нем приняли представители Совета МКД.
Про новые тарифы мы писали неоднократно. Одно приятное изменение ждало жителей региона уже в новом году, когда ФАС отменила увеличение тарифа на электроэнергию на 35%, и согласовало увеличение только на 9,5%. Правда, уже 19 января РЭК отменила постановление, по которому жители региона оплачивали расход энергии в выходные и праздники по сниженной цене.
В целом же рост совокупного тарифа не может превысить 9,5%. В противном случае, как в Ревде, где совокупный размер тарифа по некоторым домам увеличился на 9,9%, то есть жителям предоставляется мера социальной поддержки на превышение 0,4%. Сейчас горожане уже получили перерасчет за осенние месяцы в сумме 2,6 млн рублей. Мера не требует обращения, она предоставляется автоматически всем.
Об этом рассказала главный экономист УГХ Марина Ситникова, которая также добавила к докладу несколько интересных деталей. Дело в том, что общественники, агитируя за снижение тарифа и собирая под этим воззванием подписи горожан, ссылались на то, что в соседних Первоуральске и Полевском тариф значительно ниже. Эта информация, естественно, вызывала негодование ревдинцев, которые не понимали, почему они должны платить так много.
На деле всё оказалось не совсем так — общественники толи слукавили, толи просто не разобрались в данных РЭК, указав вместо тарифов основных поставщиков ресурсов, данные по компаниям, которые обслуживают небольшие районы.
— Я уже неоднократно объясняла участникам Совета МКД, что величина тарифа зависит от множества факторов: это и тип топлива, и объемы, и степень изношенности оборудования, удаленность котельных от источников тепла и многое другое, — говорит Марина Ситникова. — Поэтому даже в одном городе они могут отличаться. Вы неоднократно приводили в пример тариф Первоуральска 1662,17 рубля за гигакалорию, единственное, умалчивая о том, что это не тариф по всему городу, а только по одному микрорайону Динас. А вот для основного поставщика ресурса «Т Плюс» тариф составляет 2340,4 рубля. В Ревде тариф 2439,9 рубля за гигакалорию. По Полевскому та же ситуация — вы приводили в пример только тариф одного из поставщиков ресурсов компанию «ПКК» 1689 рублей за гигакалорию, а вот у основного поставщика ресурса «ПКК- Энерго» тариф составляет 2135,4 рублей за гигакалорию.
Председатель комиссии Сергей Филиппов пояснил, что если в некоторых городах несколько поставщиков ресурсов, то в Ревде один и затраты на все котельные, которые отапливают и отдаленные территории, в том числе Совхоз, Барановка, Промкомбинат, учтены в едином тарифе.
— А по какой цене ГТ «Энерго» продает тепло ЕТК? — спросил депутат Андрей Беляев.
Технический директор Вадим Великоречин ответил — 1148 рублей за гигакалорию.
— Это значит, вы делаете 100-процентную накрутку, правильно? — задал дополнительный вопрос Андрей Беляев.
— Нет, это значит, вы просто не понимаете, как формируется тариф, — ответил Вадим Великоречин. — Мы обслуживает тепловые сети, большинство из которых проложены в 50-60 годах, у них уже двукратный износ. Город весь перекопан ведь не из-за того, что мы этого хотим, а потому, что у этих труб просто пришел срок. Плюс мы обслуживаем все отдаленные котельные, на некоторых из которых тариф достигает 7 тысяч рублей. Там затраты огромные, но они растворяются в общем тарифе. Хорошо, что сейчас мы заключили трехстороннее концессионное соглашение, и пытаемся выправить эту ситуацию: меняем теплосети, автоматизируем наши котельные. Процесс идет, но тем не менее деньги в тарифе для того, чтобы ликвидировать аварии, тоже нужны.
— А какая перспектива? — спросил Сергей Филиппов. —Тариф все также будет расти из-за количества аварий или хоть какая-то стабилизация будет?
— Мы поменяли квартальные сети в двух районах, в планах еще в двух поменять, — отвечает Вадим Великоречин. — А еще магистральные. Жители, правда, не видят эту работу, так как основная замена магистральных сетей проходила вне городской черты, 1600 метров трубы мы поменяли в сторону газотурбинной станции. Но то, что запланировано в концессии не позволит нам стабилизировать ситуацию, чтобы уменьшить количество порывов будем готовить инвестпрограмму.
Сергей Калашников спросил, почему тариф на водоотведение снизили, так как не выполнена в полном объеме реконструкция очистных ХБК, а в 2018-2019 году такая же процедура не постигла тариф на холодное водоснабжение, хотя там тоже были отставания?
— РЭК снизила объем валовой выручки, но всем тарифе это никак не отразилось, — поясняет Марина Ситникова. — Возможно, изменения не произошло, потому что снизилась только одна из составляющих тарифа, а все остальные увеличились. В любом случае, нужно анализировать, почему РЭК приняла такое решение.
Еще одна версия, озвученная общественниками, почему тариф на холодную воду высокий — из него не исключили строительство водовода до Первоуральска, ведь изначально очистные были рассчитаны на два города. Заявления сотрудников УГХ, что в тариф включаются только подтвержденные расходы, а водовод построен не был, значит, в тарифе его быть не может, силы не возымели.
Совет МКД подготовил обращение на имя председателя коммунальной комиссии, в котором просит обратиться к губернатору с инициативой привести предельный индекс к уровню 2015-2016 годов и откорректировать тариф на холодную воду; подготовить информацию о мероприятиях по снижению оплаты за коммунальные услуги; провести депутатское расследование по срыву сроков реконструкции очистных ХПВ, привлечь общественность и правительство региона.
— Тема эта не будет сбрасываться со счетов, мы будем за ней следить, — говорит Сергей Калашников. — Я говорю от имени 10 тысяч ревдинцев, которые поставили свои подписи под обращением к губернатору.
Сергей Филиппов поинтересовался, была ли от властей какая-то реакция на это обращение.
— Пришел ответ от представителя президента по Уральскому округу о том, что наше обращение к нему направлено в правительство Свердловской области, — начал перечислять Сергей Калашников. — Пришел ответ из Закособрания, оттуда перенаправили письмо министру ЖКХ Смирнову и в РЭК. Вообще РЭК (комиссия, которая, собственно, и занимается утверждением тарифа — ред.) — это самое любимое место, куда нас отправляют. От губернатора пока ответа нет. Я понимаю, что вы все действуете в рамках закона, правильно и квалифицированно всё объясняете. Но Дума должна заниматься этим вопросом.
— Вопрос очень непростой, моментов много, — подвел итог встречи Сергей Филиппов. — Коммунальная комиссия продолжит заниматься темой формирования тарифов, но хотелось бы больше конструктива, а не ругани, предметных разговоров, и меньше эмоций в этом вопросе. Тогда, возможно, будет толк.