«Десяточке» — полтинничек. Как школа №10 провела свой 50-й день рождения
11 ноября учреждению исполнилось 50 лет
Школа №10 отметила «золотой» юбилей. Большого праздника не было из-за пандемии. Если бы не ограничения, то коллектив школы встретился с учениками и выпускниками где-нибудь в зале Дворца культуры, на большой сцене, с ярким концертом. Мы отправились в «десятку» в день их рождения, 11 ноября, чтобы посмотреть, как школа отмечает юбилей и чем живет на пороге 50-летия.
Идем к центральному входу школы. Из здания выходит молодая женщина с мальчиком. Они что-то бурно обсуждают и широко улыбаются. Потом мама протягивает сыну ладошку, тот звонко дает «пятерочку». «Ну что, поздравляю тебя с новым местом учебы», — улыбаясь, сказала девушка после этого. Наверное, классно устроиться в новую школу в день ее полувекового юбилея.
На входе нас встречает сотрудница охраны. Не пропуская нас через металлорамку, она спросила куар-коды, проверила документы, замерила температуру. Попросила нас присесть на скамеечку и подождать, пока к нам выйдет заместитель директора по воспитательной работе Гульнара Маюрова. В холл спускается библиотекарь Людмила Николаевна со стопкой учебников в руках.
— Они чего, ушли что ли? — вопросила она, увидев в зоне ожидания только нас.
— Ага, — протянула женщина-охранник, и Людмила Николаевна, вздохнув, побежала дальше. Видимо книги предназначались для нового ученика, которого мы встретили на улице.
Гульнара Геннадьевна спускается буквально через пару минут. В школе — тишина. Идет урок. Но учатся только 1-4 классы, остальные пока на дистанте. В раздевалке висят несколько десятков курточек. На стенке-решетке — «выставка» вещей, которые школьники потеряли или забыли. Мы поднимаемся на второй этаж, откуда и начинается наша экскурсия по школе-юбиляру.
Рядом с кабинетом директора — Доска почета. Тут висят портреты всех отличников прошлого учебного года. К нам присоединилась заместитель директора по учебно-воспитательной работе Елена Ярош. И она рассказала, что ученики стремятся на эту доску попасть — подходят, смотрят. Это ведь самый топ учеников.
Рядом на стенах рекреации висят фотографии выпускных классов разных лет. И там очень много знакомых лиц. Например, на одной из самых старых фото выпуск 1973-1974 года. На ней узнаем депутата городской думы Юрия Мячина.
— Это наш зал славы, — улыбается Гульнара Геннадьевна. — Малыши подходят, рассматривают фотографии, узнают на них своих мам и пап, а кто-то бабушек и дедушек. У нас еще много фото есть, мы их периодически меняем. Некоторые выпускники приносят свои фотографии сами.
Дальше по дороге заходим в библиотеку. Светлая, уютная, очень теплая. Нас вновь встречает Людмила Николаевна. Именно она многие годы сохраняет здесь эту атмфосферу.
— В будущем планируем попасть в программу цифровой трансформации, — объясняет Елена Александровна. — Раз мы сейчас работаем в формате смешанного обучения (оффлайн и дистант), то все-таки будем переходить на электронные ресурсы. Мы уже получили часть оборудования на 2 млн рублей — это цифровой класс, 30 ноутбуков и две интерактивные доски. Кажется, такая большая сумма, но в объемах школы это, конечно, немного.
— Но вы правильно заметили, что тут очень уютно, — поддерживает Гульнара Маюрова. — Когда уроки заканчиваются, сюда приходят малыши, берут книжки, читают. У нас с 1 класса работает курс внеурочной деятельности «Слово к мудрости ступенька». Ребятишки один час в неделю знакомятся с новыми книгами, рассказывают, викторины разные проходят.
Напротив кабинета директора — стенд с успехами школы и ее учеников. Учителя признаются, что прошлый учебный год у учреждения был «звездным». К примеру, «десятка» в 2021-ом стала победителем всероссийского конкурса «Школа года». А еще на одном федеральном мероприятии — по программам развития образовательных организаций — заняла второе место, уступив лишь лицею из Санкт-Петербурга.
Недавно школа получила грант — 1 млн рублей для создания центра цифровой профориентации. Гульнара Геннадьевна сейчас занимается проектом «Суббота ревдинского школьника».
— На данный момент, этот мега-проект работает только онлайн по понятным причинам, — рассказывает Гульнара Маюрова. — Суть его в том, что мы с детьми и родителями заранее обговариваем тематику встречи, в субботу все вместе подключаемся и встречаемся с представителями разных организаций и предприятий, которые рассказывают о своей деятельности. В прошлую субботу к нам подключались НЛМК. Мы беседовали с представителями МВД, ГИБДД, кирпичного завода, УрГЭУ, общались с Челябинским высшим авиационным училищем. Они рассказывают о преимуществах, как поступить, какие предметы сдавать. Можно сразу получить все ответы на вопросы.
Много побед принесли школе ее ученики. Они побеждали практически во всех конкурсах. К примеру, только в муниципальном конкурсе исследовательских работ учащиеся «десятки» взяли все призовые места. Всегда есть победители в «Карьере. Шаг в будущее». Большие успехи ребят можно перечислять очень долго.
В 1971 году, когда школа открыла свои двери, за парты сели 1500 учащихся. Сейчас, спустя 50 лет, здесь учатся 902 ребенка. Со временем, конечно, здание устаревает и начинает требовать ремонта. Каждый год, в каникулы, учителя своими силами что-то подкрашивают, подклеивают, пытаются обновлять. Но взять и разом все освежить невозможно. Поэтому с особой гордостью учителя демонстрируют кабинеты, до которых ремонт все же добрался.
Чистый, светлый и современный кабинет информатики на 12 человек. Отремонтировали и кабинет физики. Он полностью снабжен учебно-методическими комплектами и мобильными лабораториями. Прекрасный ремонт провели и оборудовали кабинет химии.
— Посмотрите, какая у нас лаборантская, — Елена Ярош и Гульнара Маюрова заводят нас в место, куда не заходит никто, кроме учителя. — Она такая единственная в городе. С вытяжным шкафом, всеми реагентами, инструментами. Все это аккуратненько стоит на своих местах.
В этом кабинете работает легендарный учитель химии, ветеран педагогического труда Лариса Александровна Чернобай. Она в школе №10— с первого дня работы учреждения. За ее плечами — огромное количество благодарных учеников и родителей. Говорят, она обладает не только уникальной способностью «влюбить» учеников в свой предмет, но и оставаться учителем, другом и наставником.
— А за какие кабинеты хотелось бы взяться в следующий раз? Что отремонтировать? — интересуюсь я.
— За все хочется взяться, — смеется Гульнара Геннадьевна. — Как минимум, за весь 4 этаж. У нас там ремонт в кабинете технологии, в кабинете математики, в 408 кабинете. Остальными надо заниматься. Хотя у нас в каждом кабинете есть хотя бы одно пластиковое окно для проветривания. Понятно, что есть еще, что надо сделать. Но! Когда к нам в школу пришла Евгения Брониславовна Калмыкова, многое изменилось. У нас ремонты были и на первом, и на втором этаже, частично сделали третий. Спортивный зал в этом году отремонтировали. А еще второй корпус школы №10 (который за ДК) попал в программу капитального ремонта.
Да и вообще сейчас все рабочие места учителей автоматизированы, оснащены нужным оборудованием, компьютерами. А педагоги воспоминают времена, когда разные картинки, яблочки, паровозики вырезали дома всей семьей.
Отдельно заглянули в сенсорную комнату для коррекционных занятий. Я такую видел разве что в Ревдинской специальной школе и в новых детских садах на Российской и Мичурина. Здесь много разных мягких тренажеров, сухой бассейн, стол с подсветкой и письмом, световой водопад, бизи-борды, а на потолке несколько проекторов, чтобы в темноте устроить, например, звездное небо. Такую комнату в свое время подарил СУМЗ.
— В школе на сегодняшний день обучается 53 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — поясняет Елена Ярош. — И они приходят сюда, с ними работают специалисты. Также сюда приводят детей с какими-то психологическими проблемами, со сложностями в поведении.
В школе большое количество педагогов-коррекционщиков. Есть два учителя-дефектолога, три учителя-психолога, учитель-логопед, социальный педагог. А еще в учреждении работает кабинет, где стоит компьютеры со специальным оборудованием для детей, у которых нарушение зрения, и детей, у которых нарушения слуха. В общем, с точки зрения коррекционной педагогики в школе №10 отличный комплект.
Задаем главный вопрос на сегодня: «Каково это — не праздновать 50-летие школы?» Гульнара Геннадьевна с Еленой Александровной глубоко вздыхают.
— Конечно, хотелось большого праздника. Пойти во Дворец культуры, пригласить учеников, выпускников, родителей. Как было классно, когда мы праздновали 40-летие, — вспоминает Гульнара Маюрова. — Когда на сцену вышла Лариса Александровна, весь зал, 500 человек, встали, аплодируя. Это было что-то невообразимое! У нас сейчас столько стажистов, так хотелось бы, чтобы и их сегодня так встретили.
Но праздник все-таки был. Ученики рисовали поздравительные газеты, которые теперь висят в холле на первом этаже. Учителя с детьми заранее сняли видеоролик, который выложили на сайте. Выпускники тоже сделали видеопоздравление для любимой школы.
— Родители тоже привыкли, что все мероприятия в школе мы делаем своими силами, — соглашается Елена Ярош. — Нам этого не хватает. Мы хотим, чтобы детям было интересно и весело.
Последний большой праздник в актовом зале школы был в мае — Последний звонок. Ну, как большой — 20 детей на сцене и около 30 учителей в зале. Родителей пускать было нельзя.
— Родители стояли на крыльце, окна были открыты, поэтому они все слышали, — добавляет Гульнара Геннадьевна. — Они хлопали и кричали детям: «Поздравляем!» А концерт мы сняли на видео, родители потом смогли его посмотреть.
Прозвенел звонок. И весь первый этаж моментально залился детскими голосами. Этот смех, суета, бегающие по коридорам младшеклассники. Наверное, это и есть праздник. Ежедневный. Праздник, ради которого школа и живет уже полвека. И, мы уверены, проживет еще очень долго.
Выбор в пользу школы
Карина Наймушина, учитель математики:
— В 10 школе я училась, а теперь работаю здесь второй год. И сейчас родные стены мне помогают. А учителя стали не просто коллегами и наставниками, это настоящая поддержка и опора для молодого специалиста. Если честно, еще в конце 11 класса я не знала, куда поступать и кем стану. Мне всегда очень нравилась математика. И я очень любила работать с детьми. Здесь в школе всё и сложилось. Мне предлагали работать в университете по специальности, преподавать математику. Но ведь главное в нашей деятельности — это сами дети, атмосфера, энергия, которой они делятся. Поэтому сделала выбор в пользу школы.
Я также взяла классное руководство. Это замечательно! Когда они пришли в пятый класс, такими малышами были. А сейчас шестой, и дети так быстро растут. Очень интересно наблюдать за их становлением, развитием. И родители нам сильно помогают, мы с ними всегда на контакте, оперативно решаем все вопросы.
В этом году я участвовала в первом Всероссийском форуме классных руководителей, который прошел в октябре в Москве. От Ревды туда ездили всего два педагога — я и учитель начальных классов школы №3 Галина Зиновьева.
Попасть туда для меня — это фантастика! Был сложный отбор. Организаторы получили 21 тысяч заявок, а прошли на форум всего 1000 человек. В течение двух дней мы работали на разных площадках, обменивались опытом, проходили мастер-классы. Это было полезно, продуктивно и почетно.
11 ноября педагогический коллектив школы №10 поздравил Среднеуральский медеплавильный завод. Заместитель директора предприятия Светлана Ляпцева привезла цветы и подарок — сертификат на 100 000 рублей для приобретения оргтехники. Такое внимание от СУМЗа не разовая акция — завод и школа сотрудничают уже много лет.
— Это наша подшефная школа, мы оказываем помощь, поддерживаем, помогаем ремонт делать, закупать оборудование, — говорит Светлана Михайловна. — Сейчас у нас основное направление сотрудничества — это набор ребят для поступления в техникум «Юность» Верхней Пышмы и в Технический университет УГМК. Дети школы №10 участвуют в «Инженериаде» у нас, разрабатывают проекты — это очень важно, чтобы поддерживать уровень образования в городе и затем, чтобы эти ребята приходили к нам и работали на нашем предприятии.
Сейчас в техникуме «Юность» и Техническом университете УГМК обучается 10 выпускников школы. А еще, из почти тысячи учеников, родители 160 ребят трудятся на СУМЗе. Так, что дружеские и партнёрские отношения между заводом и школой — это всерьез и надолго.