Чудеса у «Чердака». В Ревде покажут танцевальный спектакль, в котором зрители станут частью истории
О постановке рассказала её режиссёр и хореограф Ксения Каплун
Иногда для того, чтобы получилось настоящее произведение искусства, автору нужно пройти огромное количество испытаний. Так случилось и с образцовым хореографическим коллективом «Чердак». Артисты сменили дом, собрали реквизит, своими руками возвели колоссальные декорации, сшили костюмы. И вот танцовщики готовы представить Ревде свой первый спектакль с полным вовлечением зрителей «Чудеса в Алисе». Режиссер и хореограф постановки Ксения Каплун рассказала нам, как они оказались на «чердаке» РЦ «Кин-дза-дза» и что такое альтернативная культура. И почему ее не стоит бояться.
После того, как коллектив вместе с Ксенией покинули Дворец культуры, танцовщики обосновались на цокольном этаже здания, в котором раньше был «Эльдорадо». Они сделали там ремонт, приступили к занятиям. Но в дело вмешалось законодательство.
— Мы прозанимались буквально месяц, как вышли новые правила пожарной безопасности, — объясняет Ксения Каплун. — Там было написано, что «запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга». В том числе, детские центры и секции. Все. Помещение стало не соответствовать нормам. Нам пришлось закрыть его на клюшку. Что делать? У нас 80 детей. Куда идти? И я вспомнила, что мне советовали обратиться к директору «Кин-дза-дзы» Лидии Гайфулиной. Мы с ней встретились, поговорили. Оказывается, она давно мечтала сделать танцевальную школу в своем развлекательном центре. А когда Лидия привела меня в «Клевер-холл», я была потрясена этой красотой и убранствами. Эти шикарные люстры, это пространство.
Теперь «Клевер-холл» — дом «Чердака». Где ему комфортно и уютно. Еще один зал для занятий организовали на втором этаже центра. Ксения признается, что уже видит результат, насколько технически выросли ее воспитанники. И все это благодаря возможности регулярно проводить танцевальные классы.
— В спектакле у нас работает 20 человек от 15 до 23 лет. Это основной состав. И это полупрофессиональные артисты. Если их взять и сделать из них танцевальную труппу со своим репертуаром, то она станет первой в Ревде. И будет играть спектакли в течение года, на которые могут прийти все желающие. Городу важно иметь такую репертуарную историю, когда каждый месяц стабильно идут спектакли. И у человека будет выбор, смотреть их в родной Ревде или ехать в Екатеринбург. Нужно вкладывать в это, чтобы новое поколение воспитывалось на прекрасном. И еще важно, когда в городе есть разные направления искусства. Есть эстрадное, есть народное творчество. Здорово иметь среди всего этого и современное альтернативное искусство.
«Чудеса в Алисе» станет именно таким проектом. Современной постановкой, похожей на иммерсивный театр.
Иммерсивный театр — это театр с полным погружением. Когда зритель находится внутри истории, внутри спектакля. Формат новый, современный, весьма необычный. Все действие, как правило, происходит не в простом зале, на сцене. А, например, в целом особняке, где зритель ходит по разным этажам, комнатам, следует за разными героями. В Свердловской области такое не встретишь.
— Классные иммерсивные театры есть в Москве, в Казани. Один спектакль по произведениям Франца Кафки «Превращение» меня просто потряс. Его показывали в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной. Делала постановку моя подруга Ксения Михеева вместе со знаменитым хореографом Мигелем. Я была под огромным впечатлением! Оно не отпускало меня еще часа четыре после просмотра. Я тогда сказала подруге: «Не знаю, как ты это сделала, но это потрясающе». Это очень интересная концепция. Мне хочется поделиться ею со зрителями нашего города. И познакомить с таким форматом спектакля.
Правда, перенести питерский масштаб подобных постановок в Ревду сложно. У «Чердака» будет всего два зала. Поэтому «Алиса» — не совсем иммерсивный театр. Это именно танцевальный спектакль с полным вовлечением.
По сюжету зритель отправляется вслед за любознательной девочкой Алисой. Ему предстоит совершить путешествие в сказочный мир, где невероятные приключения ждут буквально за каждым углом. В описании проекта говорится, что Страна Чудес таит в себе множество загадок и, постигая их, зрители вместе с героями найдут новых друзей, сделают много полезных жизненных открытий. Это мир фантазии и игры воображения, в котором возможна любая встреча, совершено невообразимое явление и самый непредсказуемый фокус.
— Вовлечение в историю начнется в первой локации. Это пространство, полностью созданное нами, своими руками, руками детей. Чтобы его обустроить, мы объявляли сбор по всей Ревде — старая мебель, куклы, игрушки, коробки. Потом все это реставрировали. В общем, тут будет сад, где Алиса говорит с цветами. Будет зона гусеницы, зона Шляпника, зона чаепития и так далее. Всё, как в сказке. Тут со зрителями будут взаимодействовать маленькие кролики. Они могут вовлекать детей в игру, попеть с ними, сыграть в прятки. А потом зрителя приглашают с зону спектакля, в саму историю. Это как падение в кроличью нору, где все разворачивается.
А дальше начинается основное действие. Зрители проходят во вторую локацию. Проводником по стране чудес станет очаровательный Чеширский кот, который познакомит Алису с безумным Шляпником, мартовским зайцем, Королевой и другими занятными существами. Вам предстоит стать свидетелями метаморфоз и настоящих чудес, ведь в мире нет ничего не возможного.
Кстати, рассадка зрителей будет необычной. В этой истории зал, и сцена — это единое пространство. Зрители будут сидеть внутри всего действа. С ними постоянно взаимодействуют актеры, делая их соучастником истории. Это непривычно, ведь артисты будут очень близко. Это не как в концертном зале, где от зрительских мест до сцены — приличное расстояние. Тут же артист может даже прикоснуться к зрителю.
Стоит отметить, что в целом по сюжету это будет все та же «Алиса в стране чудес». Событийный ряд сохранен. Главная героиня, которую сыграет ученица школы №29 Аня Елыкомова, встретит знакомых всем персонажей. Будет и Шляпник в исполнении Инны Ударцевой. И Красная Королева — ее сыграла Анастасия Дутова.
— Мой фокус внимания в этой истории сконцентрирован не на путешествии Алисы, как девочки, которая смотрит по сторонам и встречает разных героев. А на том, как Алиса смотрит внутрь себя через сон, через погружение в него, — рассказывает Ксения Каплун. — И те же Шалтай, Шляпник, Чеширский кот или Красная Королева — все они часть Алисы. В каждом человеке живут все эти персонажи. Ведь мы тоже можем быть и веселыми, и нежными, и отвергать всех вокруг. Это базовый комплект. Другое дело, что мы развиваем в себе. Какими мы можем быть после этого путешествия? Подарим миру улыбку, как Чеширский кот. Или будем злыми и занозчивыми, как Красная Королева, которая очень красивая, но внутри у нее ничего нет.
Для всех. Создатели поставили ограничение 6+. Но у актеров есть маленькие братья и сестры, которые ходят с ними на репетиции и, получается, тоже смотрят постановку. Ксения обращает на них особое внимание.
— Дети — это главный зритель для меня. Взрослый человек может не дать реакции. А ребенок всегда смотрит искренно. Смотрела тут за девочкой, ей 1,5 года. Она сидела и смотрела, не вставала со стула, никуда не уходила. Ее привлекло то, что она видела. Потом пришли дети, им 5 лет. У одной девочки я спросила: «Понравилось?» Она говорит: «Да». — «А что поняла?» — «Я еще хочу посмотреть». Спрашиваю, было страшно? Смеется, нет, было интересно.
В общем, вот такая альтернативная культура не должна пугать или отталкивать. Это действительно интересно и необычно. К тому же, в самом начале зрители услышать рассказ, который введет их в историю. Как раз, чтобы было не страшно увидеть что-то новое. Ксения об этом говорит так: «Просто надо идти с открытым сердцем и впитывать». Ведь эту постановку все актеры делали именно так — искренно и открыто.
Идея такой вот «Алисы» появилась у Ксении Каплун еще весной. Но к подготовке приступили в середине декабря. Два месяца создавался спектакль.
— Мы потратили колоссальное количество времени на декорации. Колотили, красили, штукатурили. Все создавалось своими руками. И для нас это первый подобный опыт, когда мы делали декорации в таком объеме. Получилось все, во многом, просто благодаря людям. Вот я придумала сделать ванну из книг. Но как — не понимала. Одна из наших артисток привела парня, который взял и сделал. Вот прям как я задумывала. Это ли не чудо? Я не знала, что наши дети могут так круто рисовать. То, как они расписали стены — это же Пикассо. Одна моя подруга как-то раз звонит: «Я возле мусорки, тут дверь стоит старая, из СССР. Она нам по любому нужна! Но ее невозможно поднять». «И что делать?» — начинаю думать я. «Подожди!» — кричит она, ловит мимо проезжающую Газель, платит водителю 300 рублей. Он загружает дверь и везет ее в «Кин-дза-дзу». А у меня тут брат с другом сидят в кафе, обедают. Я забегаю к ним. Говорю: «Заносим дверь!» Сейчас она стоит, шикарная, раскрашенная.
Большую роль в спектакле сыграет свет. Сюда специально для этого привезут большое количество светового и звукового оборудования. «Чудеса в Алисе» — это дорогостоящий проект. И коллектив вряд ли его окупит. Весь заработок пойдет на следующий проект, который уже есть в планах Ксении.
— У нас нет спонсоров, не откуда брать средства, — признается хореограф. — Мы в поисках инвесторов, тех, кто поможет договориться, связаться, поработать вместе. У нас есть только люди. Простые люди. Кто-то шьет костюмы. Кто-то приходит после работы ночью и помогает колотить декорации. Я просто благодарна Богу, что меня окружают такие люди, которые делают это самоотверженно. Сейчас, когда все сделано, я сижу, смотрю и понимаю: «Вау! Мы сделали это. Сами». В это сложно было поверить. Очень надеюсь, что нам получится показать «Алису» не только в Ревде. Но и съездить с постановкой в Полевской, в Первоуральск, по другим городам области. Это искусство, которым хочется делиться со всеми.
«Чудеса в Алисе» обещают быть не просто спектаклем, а ярким современным культурным явлением в Ревде. «Чердак» готов показать нам то, чего город еще не видел. Готовы ли мы к этому? Сказать сложно. Но не попробовать это, зная, сколько сюда положено сил, эмоций, вдохновения и любви, нельзя. Хотя бы для опыта. Зрителя не должны пугать понятия «иммерсивный театр», «полное погружение». Нас будут окружать знакомые многим артисты «Чердака». А попадет зритель все в ту же детскую, знаменитую «Страну чудес». Просто теперь ее можно будет потрогать руками.
Танцевальный спектакль «Чудеса в Алисе» пройдёт 26 и 27 марта в «Кин-дза-дзе», зал «Клевер-холл». Начало в 12.00 и в 16.00. Билеты — 650 рублей. Адрес: Калинина, 1а. Телефон для справок: 33-900. Количество мест ограничено.