Яндекс.Метрика
Автор:
Андрей Агафонов
Подробности

Благодарная профессия. Наталья Григина — о подходе к ребёнку, питании в детском саду и роли родителей в воспитании

Интервью с воспитателем специально ко Дню работников дошкольного образования

30 сентября 2022
630

Вы помните вашего воспитателя в детском саду? Сейчас самое время вспомнить. Ведь 27 сентября отмечался День работников дошкольного образования. Вместе с ними мы учились кушать ложечкой, пели песенку про кузнечика, занимались физкультурой в черных шортиках и белых маечках. А как оно сейчас — в детском садике? Мы встретились и пообщались с воспитателем Натальей Григиной. Она работает в детском саду №39 (структурное подразделение 2) в группе самых махоньких воспитанников — с ребятишками двух лет. И в нашей беседе попытались понять, почему воспитатели, несмотря ни на что, любят свою работу.

Наталья Григина работает в дошкольном образовании 35 лет. Три года нянечкой и 32 — воспитателем. Фото Владимира Коцюбы-Белых

35 лет детства

Садик приютился в сосновом островке на улице Олега Кошевого, прямо напротив поликлиники. Мы пришли сюда в тихий час — все ребятишки спали, в здании царила тишина. Тут она даже звучит как-то по-другому — сладко и умиротворенно. Детские вещи аккуратно разложены по стульчикам, рядом стоят маленькие сандалики, усталые игрушки спят на полочках, в воздухе вкусно пахнет супом и котлетками. Рай для взрослого. Наталья Петровна встречает нас с улыбкой, заботливо предлагает чай и конфеты.

Вот знаете, бывает, смотришь на человека, и понимаешь — он на своем месте. Он его действительно красит. Они с этим местом едины духом. Такое же ощущение у меня возникло после первой встречи с Натальей Григиной.

— Нет, я не мечтала с детства быть воспитателем. Но детство мое было интересным, красочным, добрым. И это благодаря моей воспитательнице Вере Ивановне Елецкой (помню ее с детского сада) и моей первой учительнице — Валентине Васильевне Желонкиной. Мы были для них маленькими детьми, которым они отдавали всю радость, всю любовь. Поэтому детство запомнилось вот таким счастливым.

— Значит, свою роль сыграли воспоминания и впечатления?

— Думаю, да. Когда мы пошли в учебно-производственный комбинат, там были повара, швеи и дошкольные воспитатели. Вот сразу выбрала последних. А после окончания школы мы втроем с одноклассницами пошли устраиваться в детский сад №34. Подруги проработали недолго, а я три года была нянечкой. Когда исполнилось 18 лет, перешла в воспитатели. Тогда открылся детский сад №21, куда я и перебралась. Проработала там 21 год. Это было интереснейшее время! Потом перешла сюда, в 39-й садик. Работаю тут 11 лет. В июле этого года отметила 35 лет работы в дошкольном образовании.

— Тяжело менять место работы после стольких лет?

— Вы знаете... (тут Наталья Петровна прослезилась) Всегда, сколько бы я не работала, мне везло на детей, на родителей, на коллег. Вокруг меня всегда хорошие люди. Конечно, бывают какие-то моменты, но мы умеем их сглаживать.

Большой «автобус»

Как правило, Наталья Григина набирала группу с 3 лет и вела ее до выпуска в школу. «Хотите, не хотите — я ваша навеки», — шутит она с родителями. Кстати, в День воспитателя к ней уже приходили сообщения от ребят-выпускников и родителей с поздравлениями, приятными словами. Последнюю старшую группу она выпустила в этом году. Ну а сейчас у нее новая группа — детишки с двух лет. С таким юным возрастом воспитатель работает второй раз в жизни.

Наталья Петровна считает, что воспитателю важно создать в садике домашнюю атмосферу. И обнимашки — отличный инструмент. Фото Натальи Григиной

— Они такие хорошие! Правда, говорить не умеют, одеваться тоже, приходится всему учиться здесь. Зато, когда спустя месяц ребенок говорит: «Папа», «Мама», «Би-би», радости просто нет предела! Мы начали набирать группу с 1 августа, и я сразу полюбила этих малышек. А сейчас уже вижу, кто из них каким будет при выпуске в школу. Мне достаточно пару часов пообщаться с ребенком, чтобы понять его характер, и какой нужен подход.

— Правда, у вас в группе прям чувствуется какая-то дружелюбность, любовь. Да как и во всем садике.

— Детский сад — это большой «автобус», который «везет» детей вперед в их развитии и взрослении. Здесь важна каждая структура, каждый «механизм». Начиная с прачек, дворника, повара, заканчивая руководством. Когда все это налажено и работает в одном ритме, тогда все получается. У нас, слава Богу, все налажено, работает профессиональный коллектив, нет текучки — все работают много лет, дружно, помогают друг другу. И вот, когда всё налажено, то и работать в удовольствие. Хочется этому делу отдавать душу и любовь.

— Есть такой стереотип, что воспитатель должен быть всегда на позитиве, весь такой игривый, улыбающийся.

— Я такой человек по жизни. Конечно, случается всякое, все мы люди. Но когда ты приходишь на работу, приходят твои двухлетки, бегут к тебе, кричат «мама», «тетя», «баба», по-разному, и обнимают, шепчут «я люблю тебя» — это многого стоит. О проблемах как-то сразу забываешь.

— А с родителями надо быть таким же?

— Конечно. Они же мне в дети годятся. С кем-то нужно просто поговорить, поддержать, что-то посоветовать, доброе слово сказать. Я тут подумала... Ребятам из первого моего выпуска уже 33 года!

Как дома

— Что самое сложное в работе с детьми?

— (задумалась) Не знаю. Мне они сложностей не доставляют. Я же говорила, просто нужно найти подход. Кого-то надо по спинке погладить, а кому-то и слова достаточно. Все дети разные. Но они все одинаково веселые и добрые. И я знаю к каждому из них свою «волшебную кнопочку». Единственное, что стали плохо говорить. Мне кажется, раньше они говорили больше.

— Да, я неоднократно слышал о таком явлении. Как думаете, в чем причина?

— Может быть, в телефоне. Ведь родителям удобно — надо занять ребенка, дали ему в руки телефон. С игрой, с мультиками. А это перекрывает центр речи. С ребенком надо общаться, его не обмануть. А еще нужно помнить, что дети видят, что делают родители, воспитатели, и как они это делают. И ребята воспринимают тот уровень любви, который идет от взрослых. Не знаю, как в других садиках, у нас в группе заведено так — я и моя верная помощница Надежда Алексеевна всегда обнимаем детей. Так было и со старшими ребятками. Они приучены к этому с младшей группы. Вот пришел малыш в садик, поздоровались, обняли ребенка. Это помогает создать в группе домашнюю обстановку. У нас многие родители, когда в школу уходят дети, отмечают сразу — да, в садике было как дома.

В детском саду детишки получают первые навыки социализации. Например, вместе с воспитателем приготовить салат. Фото Натальи Григиной

— А вот что делать воспитателю в садике, если ребенок не говорит?

— Играть. Проводить игры на развитие речевого аппарата. Мне когда сказали, что придут двухлетки, я начала готовиться, читать литературу, купила карточки. Они элементарные. Вот дудочка, надо сказать «ду-ду». Мне не нужно, чтобы ребенок сразу сказал «дудочка». Сначала просто «ду-ду». Машинка — «би-би». Дети очень любят такие карточки. Я читаю много сказок, стихов, поем с ребятами песенки. Я много говорю, рот вообще не закрывается.

— Если говорить о мультиках и, в принципе, телевизоре. В новых детских садах они есть везде. У вас тоже, правда, маленький.

— Мы никуда не денемся от современных технологий. Это наша жизнь. И дети современные, это очень заметно. Вот зазвонит у меня телефон, кто-то несет, подает: «На!». А кто-то начинает пальчиком по экрану водить, пытаться разблокировать. Сразу понятно, какой ребенок и что умеет делать. Да, современные технологии должны быть. Просто не нужно забывать и о классике. Читать сказки, книжки. Чуковский, Барто, Маршак, Пушкин, русские народные сказки — это обязательно.

— У вас в группе 14 детей двух лет. Я, как отец малыша, понимаю, насколько сложно их одеть, особенно зимой. Как вы справляетесь со всеми?

— Конечно, физически это непросто, но мы учимся. У нас есть определенные правила. Мы пытаемся что-то сначала надеть сами. Где-то я сама показываю — вот так надеваем носочек, вот так снимаем. Ребенок повторяет. Сейчас мы умеем снимать сандалики, носки и шорты. Причем, я еще родителям пишу — вот, смотрите, мы умеем снимать сандали. Чтобы они и дома просили его это делать. И если получается, обязательно хвалили.

— А как вообще ребята в 2 года идут в садик? Маленькие ведь совсем.

— Есть период адаптации, безусловно. У нас она прошла очень хорошо. Да, ребенок приходит в детский сад, его отрывают от мамы, отдают чужой тете. Я ведь должна ему понравиться. Для этого у меня есть разные сюрпризики в шкафу. Например, миска с фасолью, куда я прячу разные предметы, и их надо найти. У нас есть большой волшебный мяч, дети кидают, я кидаю — он хоть куда летит. Есть различные прищепки, ребята любят их цеплять и снимать. Каждое утро малышей встречают разные зверюшки (мягкие игрушки). Про них я потом читаю сказки, пою песенки. Мы постоянно пытаемся придумать что-нибудь, чтобы их завлечь. И ребенок привыкает, ему тут интересно с другими такими же ребятками.

Дети очень умные

— Часто спорите с родителями?

— Я никогда не спорю. На первом собрании я всегда говорю — мы государственное учреждение, которое работает по нормативным документам. Это — Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, разные СанПины и так далее. В Законе об образовании четко прописано — первыми воспитателями являются родители. А потом государство. Поэтому родители тоже должны понимать, что несут важнейшую миссию по воспитанию собственного ребенка. А мы делаем то, что можем в рамках нашей деятельности. У нас процесс воспитания начинается с раздевалки. Вот мы здороваемся с ребенком, он здоровается с нами. Это уже воспитание. И процесс здесь идет непрерывно. Но! Родители думают, что все воспитывается в детском саду. Это не так! Ребенок учится тому, что видит у себя дома. А родители — пример. Если мама и папа сидят дома за столом, кушают, обсуждают что-то, ребенок это видит и тоже садится за стол. В садике это видно. Если малыш подбежал, схватил кусок хлеба и дальше побежал играть, значит, дома нет традиции кушать за столом. Тут мы только корректируем такие моменты. И подсказываем родителям, что нужно делать дома.

— Как не крути, но в садике вы, зачастую, делаете для воспитания гораздо больше, чем родители дома. Ведь дома быт, дела, готовка, на которые нужно время.

— Жизнь проходит быстро. Нужно понимать, что бытовые дела будут всегда, а ребенок взрослеет быстро. И нужно просто успевать быть ему другом, сопровождать его. Детская посуда, машинки — все это должно быть дома. Нужно строить шалаши из покрывал. Вы делали в детстве? (утвердительно киваю) И я делала. И детям хочется делать. А родители переживают, что будет бардак дома, и дают ему вместо этого телефон. Дети очень умные. С ними часто приходится договариваться. Вот не хочет ребенок делать определенное действие, а хочет играть. Надо сказать: «Вот давай сначала с тобой сходим туда и сделаем это, а потом то, что ты хочешь». Нужно проговаривать с ним каждую ситуацию.

В этом году Наталья Петровна выпустила очередную старшую группу. Теперь они первоклассники. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Как воспитывать социальные навыки с детьми 2-3 лет? Мне кажется, они этого не понимают.

— Они все понимают. У них нет пока сюжетно-ролевой игры, но есть отобразительная игра. Вот мы берем плюшевого мишку, говорим, что он пришел к нам в гости, давайте его научим кушать. Садим его на стул, на столе накрыта посуда, и все проговариваем — вот он берет ложку и кушает, вот наливаем ему чай, он пьет. Это работает.

Чёрное и белое

— С каким возрастом работать сложнее?

— Со старшей группой, 5-6 лет. Они становятся вредными и крикливыми. У них же меняется ушная раковина, им кажется, что они говорят тихо, а на самом деле кричат. К подготовительной группе все меняется. Там они уже вообще все умеют и знают. Великие помощники.

— Дети меняются? Проще ли было работать 15 лет назад?

— Да, проще.

— Потому что дети были проще? Или мир был проще?

— И дети проще, и родители. Все вокруг было ясно и понятно. Это черное, это белое, это можно, это нельзя. Сейчас много вседозволенности. Родители знают много разных прав. А мы мало защищены.

— Не могу не спросить о детском питании. Везде говорят, что его мало, и оно невкусное.

— Питание у нас хорошее. Работает замечательный повар и работает с нами давно. Чем кормят детей — меню висит в раздевалке, все родители его видят. Сегодня на завтрак давали кашу, на обед — щи и пюре с куриной котлетой. Ребята у нас все кушают. И порции нормальные. Даже взрослому хватит.

— Но ведь есть то, что дети не любят?

— Разные овощные запеканки, рыбу. Что они не приучены дома кушать, то и не кушают. Дают им родители макароны, пельмени, сосиски — они ведь их у нас просят! А нет этого в садике, у нас котлетки.

— Последний вопрос. Воспитатель — неблагодарная профессия?

— Благодарная. Я вижу благодарность от детей, от родителей. Больше от детей. Когда они забегают в группу, маленькие такие, улыбаются, подходят к тебе, обнимают — в этот момент я понимаю, что работаю не зря.

Комментарии
Авторизоваться