Без срока давности. Тимофей Михайлов второй год подряд становится победителем Всероссийского конкурса сочинений о войне
В прошлом году мы рассказывали вам о том, как ученик мариинской школы № 13 Тимофей Михайлов стал победителем Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».
В этом году 14 летний Тимофей отправил на конкурс свою новую работу и снова стал победителем. Мы пообщались с ним и узнали, как шла работа над сочинением, и что он думает о своей победе.
— Тема Великой Отечественной Войны мне по-прежнему очень интересна. Как победитель в номинации прошлого года я мог сразу участвовать в конкурсе на уровне федерации, минуя региональный уровень. Было бы неправильным не воспользоваться таким шансом.
Идея моего сочинения вынашивалась давно. Хотелось рассказать о военных буднях детей Урала. Мои прабабушка и прадедушка были детьми войны, они помнят тяжелую жизнь в тылу, голод, труд в колхозе или на заводе. Хотелось написать о тех детях, которые своей работой помогали фронту, не жалея себя, тяжело работали на производстве.
Перед написанием сочинения я читал много статей, воспоминаний таких детей, искал информацию на сайте музея Уралвагонзавода и Уралмаша.
Папа помогал мне понять характеристики танков, тонкости металлургического производства, заводской жизни, потому что он работает на заводе инженером. Вместе мы изучали фотографии танков, разницу в их модификациях в различные годы.
Эта моя работа отличается от предыдущего сочинения «Коленька». «Коленька» — об отчаянии, безысходности, о надежде, а в «Клепка» — о смелости, мужестве, о точном понимании победы, о большой надежде на нее. На мой взгляд это сочинение более жизнеутверждающее. На победу, честно говоря, я не рассчитывал, но очень рад что победил.
В этом году награждение также пройдёт в Москве в канун дня Победы, но на него я не поеду. Уже давно была запланирована поездка в Беларусь с бабушкой и дедом, где мы посетим Брестскую крепость, Минск, Хатынь, а на обратном пути заедем на мемориал в городе Ржев. Надеюсь, в этом путешествии я подчерпну вдохновение для следующего сочинения.
Мне хочется поблагодарить своего педагога Оксану Николаевну Формагину за её поддержку, веру в меня и за помощь в редактировании моего текста.
Февраль 1943 года на Урале выдался холодным.
Кузмич смотрел из окна кабинета инженера заводоуправления на бредущих к проходной завода людей, ежащихся под порывами ветра. Закончилась ночная 12-часовая смена, уставшие рабочие шли домой, чтобы поспать и выйти в ночь снова. Старики, женщины и дети… В первое время старались малышню в ночные не ставить, но война брала свое - мужчины уходили на фронт, рук не хватало. Им на встречу шла первая смена. Конвейер завода работал круглосуточно.
Вдруг худенькая фигурка отделилась от толпы и как бы невзначай завернула за здание проходной, где вжалась в угол к забору. Невидимый для уходящих с работы людей, он отлично просматривался из окна главного инженера.
— Это еще что такое? — пробормотал Кузмич.
Накинув фуфайку, Кузмич спустился на улицу.
Подходя к проходной, инженер увидел, как фигурка крадучись перебегает от здания к зданию в сторону цеха крупной сборки.
— А ну стой! — крикнул Кузмич.
Фигурка замерла на месте. Сейчас Кузмич разглядел, что это подросток, мальчишка лет 12-13.
— Кто такой? Куда идешь?
Мальчишка развернулся. Худющий, бледный, только глаза упрямо сверкают.
— Я — Юрий Ковалев! Иду танк строить!
— Так, Юрий Ковалев! — ухмыльнулся Кузмич — Толком давай объясни. Ты же заводской? Из какого цеха?
— Из механического…
Кузмич прикинул, механический цех, подготовительные работы, много подростков привлечено. Часто ребятам приходилось подставлять под ноги ящики, чтобы они могли достать до станка. Ребята токарили и фрезеровали, сподручнее делать маленькие детали маленькими руками…
— И что же ты делаешь в цехе? Давно работаешь?
— Пруток режу на клёпки, уже две недели — угрюмо пробормотал Юра.
— Заклёпки и болты, значит, делаешь? — улыбнулся Кузмич — И чем же не доволен?
— А тем! Что за клёпки такие? Грибочки какие-то… Я не маленький! Я танки хочу строить! — Юра кричал, в его глазах стояли злые слезы.
— Зачем тебе танк, Юрка-клёпка?
— У меня папка танкист, мне надо для него танк самый лучший построить!
— Так, постой! Ковалев, говоришь? У тебя папку не Алексеем зовут? — вдруг «загорелся» Кузмич.
— Да, Алексей Ковалев.
Кузмич схватил Юру за плечи:
— Живой? Где?
— Живой, танкист-механик, танковая армия Центрального фронта.
— Надо же, Юрка! Я же отлично папку твоего знаю! Самый лучший механик нашего завода! — Кузмич радостно заулыбался, но тут же стал серьезным — Ну так что ж, Юрий Ковалев, клёпки делать не нравится? Танк строить хочешь? Пошли-ка за мной!
Кузмич быстро зашагал в сторону цеха крупной сборки, Юрка побежал за ним, утирая слезы.
К удивлению мальчика, Кузмич обогнул здание цеха и подошел к огромным дверям склада, внутрь которого заходили железнодорожные рельсы. Кивнув сторожу, инженер повел Юру вглубь темноты склада.
В огромном ангаре, поблескивая в лучах скупого света ламп, стояли танки, десятки, сотни… У Юрки замерло сердце и в восхищении расширились глаза. Никогда в жизни он не видел танки так близко. Танки стояли, выставив орудия вперед, на широких гусеницах, пахнущие свежей краской с красной звездой на боках. От них веяло такой мощью, такой грозной силой!
— Это, Юрка, Т-34! С этими танками твой папка с товарищами всех фашистов перебьет, не сомневайся. А теперь посмотри-ка на танк повнимательнее…
Юра обошел танк и вдруг заметил, что по его заднему борту идут заклёпки и болты, опоясывая заднюю крышку бронированного листа.
Юра притронулся к выпуклым шляпкам деталей и с удивлением обернулся к Кузмичу:
— Это что же?! Мои клёпки?!
— А чьи ж еще? — с улыбкой сказал Кузмич. — Без твоих, Юрка, клёпок ни один танк не построишь. Танк, как и победа из малого складывается.
В этот день Юра Ковалев заснул, твердо зная, что его папа будет воевать на танке, который построил его сын.
В годы Великой Отечественной войны заводами Урала было произведено 70% всех танков. Свердловский завод Уралмаш изготовил свыше 19 тысяч бронекорпусов, 30 тысяч полевых и танковых орудий, около 6 тысяч танков и самоходных артиллерийских установок – это почти треть всего танкового корпуса Советской Армии, выпущенного в годы войны. Уральским танковым заводом (Уралвагонзавод в г. Нижний Тагил) был выпущен первый знаменитый танк Т-34. За годы войны было собрано более 25 тысяч боевых машин, каждый второй танк Т-34 сошел с конвейера Уралвагонзавода. Танки, выпущенные на Урале, участвовали во всех танковых сражениях, в том числе, в легендарной Курской дуге.
Война исковеркала детство не только детей на прифронтовых территориях, но и детей тыла. В оборонной промышленности работали тысячи детей, помогая взрослым изготавливать оружие и боеприпасы. На 1 января 1945 года на Уралвагонзаводе работало 4 000 ребят от 8 до 18 лет. Дети работали по 10-12 часов в сутки, выполняя и перевыполняя план производства. Они работали не за зарплату или усиленный продовольственный паек, а потому что знали, что даже их маленькие усилия приближают нашу общую Победу. Ведь Победа из малого складывается!