Яндекс.Метрика
Автор:
Андрей Агафонов
Истории

Сельский участок. Провели один день с участковым Дмитрием Терещуком

В его ведении находятся Ледянка, Мариинск и Краснояр

25 ноября 2022
498

Каждый день на территории нашего городского округа происходят преступления. И мы сейчас говорим не о громких разборках или убийствах. Мелкие кражи, бытовые ссоры, соседские споры тоже часто влекут за собой противоправные действия. И первичным звеном в их расследовании становятся участковые уполномоченные. У этой структуры вообще своя жизнь, свои особенности работы. 17 ноября участковые отметили профессиональный праздник. И этот день мы решили провести на службе вместе с лейтенантом Дмитрием Терещуком. А он, к тому же, не простой участковый, а сельский. И если в вашей голове уже начала звучать песня о шумящих в России березах, значит, вы готовы познакомиться с его историей.

Участковый Дмитрий Терещук (слева) и стажер Данил Кульпин на своем участке — в селе Мариинск. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Шесть месяцев

Рабочий день участкового начинается в 9 утра. Все отделение собирается в одном кабинете, полицейские получают от начальника Александра Маркелова разнарядки и указанию, советуются по своим делам, получают оружие и расходятся по участкам. Дмитрий Терещук собирает все материалы разрабатываемых дел в кожаную папку и выходит на улицу. Первое, что нужно сделать, это прогреть подмерзшую за ночь служебную «Ладу Гранту». Ведь ему до своего участка добираться добрые полчаса — Дмитрий Сергеевич закреплен за Ледянкой, Мариинском и Краснояром. А еще надо взять с собой стажера Данила Кульпина. Он тоже в будущем станет ревдинским участковым.

— Я тоже проходил стажировку перед тем, как заступил на должность, — рассказывает Дмитрий Терещук, пока греется машина. — Она длится шесть месяцев. Все это время стажер вместе с действующим участковым работает, пока без формы, в гражданке, получает стажировочную зарплату. Это очень важное время. Ведь при вступлении в должность у него уже будет опыт, он вникнет в некоторые тонкости работы, будет знать, как беседовать с гражданами, как составлять протоколы. Конечно, он не узнает за это время всего. Даже те, кто работает много лет, не все знают. У нас законы и приказы меняются чуть ли не каждый день. Все это приходится постоянно читать и изучать.

Каждый день Дмитрий получает служебный автомобиль — на участок приходится ездить каждый день. Фото Владимира Коцюбы-Бкелых

Сам Дмитрий работает участковым с июня 2021 года. Хотя служба у него началась еще на Родине — он из Казахстана, окончил Кустанайскую юридическую академию, шесть лет работал в уголовно-исполнительной системе (это как наша ФСИН). Когда переехал в Россию, какое-то время трудился на заводе, пока не предложили пойти в полицию. Он с радостью согласился.

— Каким участковым быть проще — городским или сельским? — сходу спрашиваю я.

— У городских свои интересные моменты, у сельских свои. Но на селе бывают проблемы, с которыми городские не сталкиваются. А так... Не скажу, где проще. Везде своя специфика. Если правильно построить работу, можно работать везде. У участковых ведь главная задача — это общение с населением. В деревне нет многоэтажек, все соседи дружелюбные. В городе зайдешь в подъезд, и сосед соседа не знает, хоть и прожил тут 10 лет. А там, в селе, они друг с другом поговорили и все вопросы решили.

— Ваша работа похожа на сериал «Участок»? — а такая аналогия, согласитесь, сразу возникает.

— В чем-то и похоже, — улыбается Дмитрий Сергеевич. В салоне авто стало явно теплее, чем на улице. Садимся и едем на участок.

Сельские проблемы

Дмитрий Терещук может сравнить работу в городе и на селе. Во-первых, иногда участковые совмещают несколько участков, если кто-то из коллег заболел или ушел в отпуск. Во-вторых, пару раз в месяц приходится выходить на суточное дежурство по всему городу.

— Сельские проблемы — они какие?

— Всегда разные. Кто-то у кого-то украл, где-то сосед соседа оскорбил, забор у кого-то на участке поставили. Из-за собак часто бывают споры — у одного на привязи, у другого нет. Приходится урегулировать.

Одна из главных сложностей работы на селе — собаки. Но попадаются и дружелюбные "бобики". Фото Владимира Коцюбы-Белых

Есть в сельской территории и такая сложность — тут много дач жителей Екатеринбурга. Они приезжают сюда только на выходные или вообще летом. И если что-то произошло, то непросто найти хозяев. Дмитрий Сергеевич, когда проезжает мимо и видит, что кто-то решил навестить дачу, обязательно остановится, подойдет, познакомится, пообщается, оставит свою визитку, себе в журнальчик запишет данные гражданина. И жить становится проще.

— Бывает и ночью выезжать в село приходится. Иногда вообще тут остаюсь, у нас есть домик участковых. Это позволяет быстрее реагировать и решения принимать. Люди иногда звонят в панике, наговорят многое, думаешь, там полный кошмар. Приезжаешь, а ничего страшного. Сын пьет, мать оскорбляет — поговоришь с ним, если нужно, меры примешь. И все решено.

— И часто приходится по ночам ездить?

— Не часто. Но вот в плане этого мне и нравится работа участкового, — признается Дмитрий. — Я не привязан к кабинету, постоянно езжу, говорю с людьми. Это постоянное движение. Интересная работа, каждый день непредсказуемый.

— Как вообще люди реагируют на приезд участкового?

— В основном, по-доброму. Но есть люди, которые в штыки воспринимают. Может в жизни у них были ситуации с полицией, привлекались за что-то, поэтому такая обозленность. Но чаще люди понимают нашу работу и знают, что она делается не зря. У меня на участке нормальные, доброжелательные люди.

В магазине на Ледянке. По словам участкового, здесь собирается вся информация с поселка. Фото Владимира коцюбы-Белых

Ритм жизни

Сначала заезжаем на Ледянку. В городе участились случаи мошенничества, поэтому участковым поручили проводить с населением профилактические беседы. Как это сделать на селе? Прийти в место, где скапливается вся информация — в магазин. На Ледянке на улице Проспект пять двухэтажек. В них есть магазинчик. Едем туда.

— Мы как-то писали про эти дома на Ледянке, — вспоминаю я. — Условия жизни тут непростые. С точки зрения вашей работы, проблемные дома?

— Есть проблемные люди в одном. Живут, муж с женой, с детьми и с матерью. Как деньги получат, так у них праздник. Детей оставляют бабушке и пропадают на несколько дней. Бабушка к нам — дети остались одни, помогите. Возвращаем. Тихие алкоглики — пьют, нигде не работают, беседы проводишь, предлагаешь помочь устроиться на работу. Но они говорят — нет, у меня своя жизнь.

— А деньги откуда?

— Пенсия, пособия или друг, который любит выпить и работает.

Дмитрий Терещук вместе со стажером Данилом Кульпиным заходят в магазин. Продавец расплывается в улыбке. Участковый просит приклеить на доску объявлений информацию о мошенничестве. Ну и в разговорах с покупателями напоминать, чтобы никому не сообщали личные данные. Параллельно говорят о поселковых делах. И с фразой «надеемся на лучшее» мы движемся дальше.

— Штат участковых укомплектован?

— Нет, не хватает сотрудников. Постоянно приходят и уходят. Кто-то не выдерживает такую работу. Кто-то идет выше. Мне вот в следствие предлагали перейти. Но я решил еще набраться опыта здесь.

Стажер Данил Кульпин. Через полгода он тоже станет полноценным участковым. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— А почему не выдерживают?

— Такой у нас ритм жизни. Многие любят в кабинете работать. В тепле. Мы бывает допоздна на службе, и ночью выходим. Пропал, к примеру, несовершеннолетний, нас всех подняли, и мы ищем. Кого-то такое не устраивает.

Такая вот специфика. Участковый — это и дознаватель, и криминалист, и следователь, и оперативник. Поэтому на службе участковых и набираются опыта. Именно здесь на начальном этапе можно раскрыть преступление.

— Вот у меня кража бревна из леса, — поясняет Дмитрий Сергеевич. — Кто вытащил бревно, установлено. Весь материал подготовлю и отправлю следователям. И они уже на основании этого возбудят уголовное дело и передадут его в суд. То есть, наша задача — довести до уголовного дела. Бывает, передаешь материалы без фигуранта, человека уже следствие установит.

— С какими делами приходится сталкиваться чаще всего?

— Кражи, семейные разборки, муж жену избил, угрозы убийством... У нас работа превентивной направленности, профилактической. Мы должны выявить преступление меньшей тяжести, чтобы этот человек не совершил что-то более тяжкое.

Участковому нужно много общаться с людьми. Например, чтобы собрать показания свидетелей. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Как воспитатели?

— Ну да. Как и говорил, нужно беседовать с людьми. Кто-то может посоветовать зайти к соседям. Мол, там часто дебоширят, он бьет жену, она боится обратиться. Ты к ним зайдешь, посмотришь, поговоришь, дашь о себе знать. Иногда это работает как блокирующий фактор. Он в следующий раз подумает, прежде чем поднять руку.

Кукарекающая проблема

Окраина Мариинска. Здесь Дмитрию и Данилу нужно опросить местных жителей. Недавно в одном из домов случился пожар — сгорел сарай, в котором находились 11 овец. Хозяева думают, что мог быть поджог. Ведь к стайке не было проведено электричество. С чего бы пожару случиться средь бела дня?

— Пока неизвестно, поджог или нет. Ждем экспертизу от пожарных о причине возгорания. Но я заранее решил провести работу с местными, вдруг все-таки выяснится, что поджог. У меня уже будет собран кое-какой материал — кто кого видел в этом время, может машина подозрительная отъезжала или неместный проходил. По камерам узнать, у кого они есть и куда направлены.

Заехали к соседу, который первым заметил пожар. Участковый общается с мужчиной, тот рассказывает, что никого подозрительного не видел, описывает, как все происходило. Дмитрий Сергеевич составляет протокол, сосед в нем расписывается. Заодно передает памятку о мошенничестве. И свою визитку — чтобы звонили, если что.

Едем в опорный пункт участкового в Мариинске — он находится в сельской администрации. Параллельно продолжаем говорить о специфике местного участкового.

Дмитрий Терещук в опорном пункте полиции в Мариинске. Здесь он проводит приемы граждан три раза в неделю. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Бывает, приходит материал — громко кукарекуют куры, жители жалуются, — улыбается Дмитрий. — К городским коллегам подходишь проконсультироваться, что с этим делом. Они отмахиваются — достал ты со своим селом, у нас такого нет. Но это же проблема! Приезжаешь к заявителям, у них соседи держат хозяйство. Ну вы же понимали, что покупаете участок в деревне! Люди тут испокон веков держат кур, скотину. Это городские дачники газон у себя постелили, ходят в баню да шашлыки жарят. А у людей хозяйство, они этим живут. Поэтому, обращайтесь в суд, решайте все там. Я не могу попросить всех кур убрать или заставить их не кукарекать после 23 часов.

Собака на селе

В опорном пункте прохладно. Ночь была холодная, отопления тут нет, обогреватель спасает не сразу. Небольшая комната, стол, компьютер, пара стульев. Здесь участковый проводит приемы граждан во вторник, четверг и субботу с 17 часов. Правда, из-за ковида люди отвыкли от приемов. В пандемию они ведь были запрещены. Все привыкли по телефону звонить.

Сейчас участковый ведет шесть дел. За Краснояром избили мужчину, сломали ему ребра. В селе незаконно срубили дерево (это один материал). А потом это дерево кто-то приглядел, прицепил к машине и увез (это другой материал — кража). Ну и так, по мелочи — где-то жалобы на шум, где-то соседские дрязги.

— Бывает ничего нет. А в иной день нападает материалов, что аж не знаешь, за что взяться. Многое зависит от праздников. Когда люди заняты, работают, они и не совершают преступления. А в свободное время начинаются пьянки и так далее. В новогодние праздники будет много работы. И необязательно это противоправные действия. Бывает, люди заблудились, что-то потеряли, просят помочь найти.

Стажер Данил с интересом слушает старшего товарища. Ему всего 21 год. Он какое-то время поработал на заводе, но решил, что не его. Подался в полицию. В армии служил, есть среднее специальное образование — наш техникум.

— Стажировку прохожу не больше месяца, — рассказывает парень. — За это время желания работать только прибавилось. Меня и папа в этом поддержал — он сам работал раньше в полиции. Сейчас тоже советами помогает. Вот, хочу быть участковым.

— Тоже сельским?

— Нет, городским. Я собак боюсь, — смеется Данил.

Собаки в селе — это действительно проблема даже для полицейского. Многие не пристегнуты, агрессивные, иногда даже рука у табельного оружия наготове. Но хозяева зачастую успевают придержать хвостатых, пока участковый делает свое дело.

Фото Владимира Коцюбы-Белых

Обычный день

Выходим из опорного пункта. Дмитрий полной грудью вдыхает морозный воздух и благостно выдыхает.

— Обожаю Мариинск, — произносит он. — Тут такая тишина.

И буквально через пару секунд открывает глаза, перекладывает в другую руку кожаную папку и садится в машину. Надо двигаться дальше. Сегодня по планы проехать по всем делам, пообщаться с жителями, записать показания. Вечером — прием граждан. На него обещался прийти кто-то из местных. Да, сегодня праздник у участковых. Но это лишь на календаре. По факту четверг — обычный рабочий день. И обычные люди. Которые когда-нибудь опять поругаются. Которые снова позарятся на чужое бревно. И куры. Которые всегда будут кукарекать. У участкового на участке всегда будет, чем заняться. Да и березы продолжат от чего-то шуметь.

Комментарии
Авторизоваться