«Кто быстрее и острее атакует — тот и выигрывает». Как Ангелина Коняхина из Ревды в шахматы в Костроме играла
И кто лучший из чемпионов мира по шахматам
Ревдинка Ангелина Коняхина в середине июня поучаствовала в Первенстве России по шахматам среди слабовидящих юношей и девушек. В нём участвовало 17 человек, а наша землачка стала первой среди девушек. Мы поговорили с Ангелиной о том, как она играла на турнире, о шахматах и внезапно о деньгах.
Восьмиклассница школы №10 Ангелина Коняхина начала заниматься шахматами ещё с 8 лет по совету тренера своего отца. Он привёл Ангелину с сестрой Каролиной в шахматную секцию. Сейчас она занимается у Александра Меньшикова.
Сёстры между собой в шахматы играют редко, признаётся Ангелина. Говорит, сразу же начинают ссориться.
— Недавно играли с Каролиной, — рассказывает Ангелина. — Мы вернулись с турниров и начали играть 5-минутные партии в блиц. Я её чуть ли не дважды обыграла — вторую партию проиграла по времени.
Первые соревнования Ангелины прошли в Нижнем Тагиле. Она поехала туда через месяц после того, как начала играть.
— Я ещё не знала толком, как фигуры ходят, но заняла 3-е место, — вспоминает Ангелина. — Это было сложно. Наград у меня много — медали уже не помещаются на стене. Их более двухсот. Мы уже их складываем просто в коробки. По области ездим постоянно, на все этапы кубка.
Если разбираешься в шахматах, то сразу понимаешь, почему из-за такой, казалось бы, скучной и нудной игры ссорятся даже юные шахматисты. На самом деле шахматы очень динамичны и эмоциональны.
— Это очень сильные эмоции, — делится впечатлениями Ангелина. — Меня прямо трясёт перед партиями. Да и во время партии стресс накрывает. Если не так сходишь, то партия проиграна.
Цена ошибки в шахматах высокая, но чаще всего зависит от соперника. Если не заметит ошибки — хорошо, пронесло. А вот если он её увидит и воспользуется, то даже самая выигрышная партия может сойти на нет. Поэтому надо быть очень внимательным.
Шахматисты всегда играют очень быстро (хоть и со стороны это незаметно). Они анализируют десятки вариантов одного и того же хода за секунды. Ангелина объясняет это процесс: «У тебя как будто доска в голове. Ты очень быстро всё переставляешь на позиции, которые хочешь. Каждый ход каждой фигурой ты просматриваешь в голове. Из тех ходов, которые ты наметил, выбираешь лучший и ходишь».
Но в то же время и без интуиции и импровизации иногда не обойтись. Она помогает запутать соперника.
— В одной партии на турнире я играла против мальчика, и мне захотелось его запутать. Узнать, как он дружит с теорией. Я начала играть в какую-то белиберду. И он запутался! Он не смог просто играть. И я его обыграла. Один ход не по теории — и он поплыл. Не нужно зацикливаться на одном варианте, надо рассматривать разные партии.
Ангелина больше любит атакующих игроков. В частности, из чемпионов мира ей нравятся Борис Спасский и Боб Фишер. Они как раз играли друг против друга в матче за титул чемпиона мира в 1972 году.
— У них атакующие партии, атакующие комбинации, они играют всегда на встречных курсах, — объясняет Ангелина. — Например, в дебютах они играют гамбитами. Фишер играл очень сильно, но Спасский не уступал. Я недавно читала про Спасского, они оба играли в атаку. Кто быстрее и острее атакует — тот и выигрывает.
Часто в школах на уроках математики говорят, что шахматы помогают лучше считать, быстрее мыслить. Ангелина согласна с этим, но словам учителей математики не доверяет.
— Шахматы помогают только представлять что-то просчитывать в голове, развивают воображение и память, — говорит Ангелина. — В плане математики я от них пользы не вижу. Просто шахматы — это не математика. Это игра на стратегический расчёт. Кто кого пересчитает, кто как лучше сходит, кто кого перехитрит. Если соперник ошибётся, то проиграть может.
Самые важные зоны на доске — центр и клетки рядом с королём. За них идёт наиболее ожесточённая борьба. Если соперник прорвётся к королю, то посыпется вся игра: придётся переводить фигуры к королю и защищать его, а из-за этого станет нечем атаковать. Поэтому при рокировке короля всегда уводят в угол — чтобы не мешался.
— А ещё нельзя допускать изолированных пешек, иначе их по одной срубят, — замечает Ангелина.
Шахматы стремительно набирают популярность и развиваются. Например, на всероссийские турниры приезжает более 600 участников. А победители соревнований даже приезжают домой с деньгами.
— Раньше были призовые фонды в 1500-2000 рублей, а сейчас уже доходят и до 5000-6000 рублей, — рассказывает мама Ангелины Анна Николаевна. — Каролина у нас ездила на турнир УГМК и за день игры получила 11 тысяч. В Екатеринбурге получила за два дня 15 тысяч.
Занимаются шахматами и в школах. Но не очень качественно.
— У Каролины в школе шахматы очень слабого уровня, — считает Ангелина. — Я у неё спрашивала, играют ли они там. Она говорит: «да что там с ними играть, они не умеют даже». В школе показывают только как ходят фигуры. У нас были ребята, которые играют хорошо, но они уже выпустились из 9-го класса. В школе остались из хороших игроков только я и Каролина.
Первенство России по шахматам среди слабовидящих юношей и девушек проходило в Костроме с 8 по 14 июня. Играли в 8 туров, что довольно необычно. Чаще всего в турнирах играют 7 или 9 туров. Партии между участниками распределял компьютер. Первая сложность у Ангелины возникла уже в третьем туре — она отдала фигуру сопернику. Просто поставила ладью под коня, не заметила его. В седьмом туре Ангелина сыграла с чемпионом мира по шахматам среди слабовидящих Максимом Ермаковым, но проиграла и скатилась на 3-е место. В последнем туре Ангелина тоже проиграла и скатилась на 5-е место в общем зачёте, но осталась первой среди девочек.
А девочки вообще-то не уступают мальчикам. Особенно в нашей области. На всероссийских и областных соревнованиях свердловчанки чаще всего возвращаются с наградами. Они готовятся с тренерами и под каждую соперницу нужно готовиться отдельно, чтобы знать стиль игры. Кто-то сидит и выжидает, а потом неожиданно атакует. Иногда бывает, что с одними и теми же ребятами можно и выиграть, и проиграть. Но Ангелина не всегда готовится.
— Я считаю, в этом смысла нет, — объясняет Ангелина. — В прошлом году мы ездили на соревнования в Челябинск, я пыталась готовиться под одну соперницу, но она начала играть совершенно другой вариант, поэтому подготовка вся пошла насмарку. Было такое, что мы брали сыгранные партии соперниц и разбирали, как кто из них играет. Иногда можно угадать — я играла с одной девочкой, и она играла точно по той схеме, которую мы учили.
Ангелина признаётся сразу, особых чувств после победы она не испытывает. «просто взяла титул, а дальше — ничего». Считает, что гораздо более весомой была бы победа над мальчишками — они стоят выше в общем зачёте. Но всё равно считает, что это очень интересный спорт. И тем более не собирается бросать.