Роман с камнем. Геологическому музею -кабинету Ревды исполняется 30 лет
Об истории музея рассказывают Ирина и Павел Козловы и их дочь Елена Белоусова
В Ревде не так много музеев, а геологический — единственный и находится он в Центре дополнительного образования. Об истории жизни музея и его экспонатах нам рассказали его основатели и руководители детского геоклуба «Рифей» супруги Ирина и Павел Козловы и их дочь, руководитель объединения юных геологов «Самоцветы» Елена Белоусова.
Ирина и Павел Козловы — геологи. После окончания Свердловского горного института они более 10 лет проработали в Ангарской геологоразведочной экспедиции в Сибири. В 1988 году Ирина Владимировна вернулась в Ревду с детьми и пришла работать педагогом в Дом пионеров. В школьном возрасте она посещала здесь туристический кружок Юрия Копытова, воспитанники которого ходили в походы, занимались спортивным ориентированием, устраивали дальние поездки, из которых привозили интересные минералы и апатитовые руды. Это все собиралось в коллекцию, впоследствии была организована небольшая выставка.
В 1988 году вся собранная коллекция Юрия Копытова размещалась в ящиках и хранилась в подвале, поскольку помещение музея было на начальной стадии ремонта, затянувшейся на 9 лет — в общем, в очень плачевном состоянии.
Ирина Козлова вместе с сотрудниками принялась за дело. И вскоре родился проект «Геологический музей-кабинет города Ревды», который супруги Козловы создали вместе и с 1989 года начали его реализовывать. Ремонт был сделан, проект написан и 18 декабря 1992 году состоялось его торжественное открытие музея, где присутствовали много гостей из Ревды и других городов.
— Так вот и началась наша жизнь — рассказывает Павел Сергеевич. — По проекту геологический музей-кабинет был рассчитан, в первую очередь, на работу с юными геологами всех школ города. И действительно, к нам много школьников тогда записалось, в основном это были дети 4-7 классов. Музей был спроектирован таким образом, чтобы вся информация, размещенная здесь, была помощью детям в школьных базовых дисциплинах — географии, природоведении, химии, биологии, ну и, конечно, краеведении. Мы считаем, что именно музей-кабинет является оптимальной формой для работы с детьми. В Москве есть большой музей землеведения, там по тому же принципу все устроено, каждая экспозиция несет учебную нагрузку и внизу в шкафах размещаются учебные коллекции, у нас спроектировано таким же образом.
Первоначально основу коллекции музея составляли некоторые образцы Юрия Копытова, минералы, собранные Козловыми в студенческие годы, привезенные из Сибири, а также экспонаты, подаренные музею их многочисленными друзьями-геологами и любителями камня. В дальнейшем коллекция пополнялась материалами с ежегодных экспедиций детского геологического клуба «Рифей».
Сейчас в музее находится множество экспонатов и все они в основном имеют историю. О каждом из них можно долго говорить и рассказывать, так как с ними связана и история клуба, и экспедиций.
— Наверное, самый памятный и интересный, это минерал ревдинскит, названный в честь нашего города — рассказывает Павел Сергеевич. — Впервые он был найден в 1865 году, определен старыми химическими методами того времени, и вошел во все мировые минералогические справочники. В 1890 году был найден еще один минерал,который также был назван в честь города Ревды, но немного по-другому — ревдинит. Вот эти два минерала славу, конечно, нам принесли, но, к сожалению, сейчас это название ушло в историю, так как современными методами анализа было доказано, что ревдинскит — это одна из разновидностей никелевых руд, и сейчас этот минерал носит название непуит. У нас в экспозиции он есть. А недавно я был в Москве в музее Вернадского и увидел там образец ревдинскита — экспонат из старых образцов 19-го века.
На вопрос о сложностях, связанных с работой музея, Павел Сергеевич отмечает, что они были в основном на проектной стадии, потому что нужно было сначала разработать именно музей-кабинет, чтобы в него входили разные фундаментальные разделы геологии с одной стороны, допустим минералогия, петрография, полезные ископаемые, палеонтология и т.д. И с другой стороны, чтобы все это музейное пространство можно было использовать в работе с юными геологами и со школьниками всего города.
— Чтобы наша программа интегрирована была в школьные образовательные программы — вот это самое важное. Дети впитывают в себя новый материал, им это интересно, — считает Павел Козлов.
Книга отзывов музея состоит из нескольких томов и содержит даже записи на иностранных языках. За 30 лет здесь побывали целые делегации из Франции, Германии, Великобритании, США, Словении и Болгарии.
— Французы приезжали в 1999 году по обмену опытом, и посещение нашего музея было в их программе — вспоминает Павел Сергеевич. — Эта делегация была сформирована как раз из специалистов образовательных учреждений Франции. Они были в восторге! А у англичан была интересная экспедиция через Урал на поезде во Вьетнам. И здесь мы тоже их знакомили с нашей работой, тут в книге есть их отзывы на английском языке.
А еще Козловы в своем время много занимались методической работой. Они делились опытом как с ревдинскими педагогами, так и с представителями областных школ.
Педагоги и их воспитанники участвовали во многих научно-практических конференциях, писали работы, которые публиковались и издавались. Супруги разработали авторскую систему работы с детьми «Геомузейная педагогика», их многочисленные работы публиковались на федеральном уровне.
А еще Козловы получили золотую медаль межрегионального конкурса «Евразия» за краеведческую деятельность.
— Несколько лет у нас существовал геолого-краеведческий проект с металлургическими экспериментами «Железный век», — рассказывает Павел Козлов, — мы его проводили в природном парке Оленьи ручьи. За это нас и наградили. А еще мы гордится наградами наших детей.
В1999 году была издана книга детских исследовательских работ, некоторые работы воспитанников Козловых были опубликованы в сборнике статей детей-юных геологов. Четверо из них стали лауреатами премии губернатора Свердловской области, а Семен Сапурин — лауреатом премии президента РФ, он же получил премию городского отдела образования за свою работу. — Сейчас Семен закончил аспирантуру, завершает работу над кандидатской диссертацией, — говорит Павле Козлов. — Мы всегда интересуемся, кем стали наши дети, как сложилась их жизнь, какой они выбрали путь. Радуемся их успехам. Вот, например, Саша Лукьянов, он кандидат геолого-минералогических наук, занимается гидрогеологией. Света Десятова работала в столичном Институте стали и сплавов, сейчас трудится в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном институт в Москве. Есть выпускники, закончившие всесоюзный институт кинематографии, а есть металлурги.
В 2019 году основатели геологического музея и их воспитанники ездили в Москву на всероссийскую конференцию.
— Там двое наших детей получили золотые медали за свои работы, — продолжает Павел Козлов. — И меня еще наградили такой же медалью. Конечно, это высокая награда, это уже федеральный уровень и там отбор идет очень серьёзный.
Осенью 2021 года Павел и Ирина Козловы завершили свою работу в геологическом музее.
— Для меня музей, работа при нем, были важнейшей частью жизни, — трогательно поделилась Ирина Владимировна. — Сейчас мне этого очень не хватает. Скучаю. Обязательно иду вместе с «Самоцветами» во все походы и экскурсии, организованные дочерью. Радуюсь успехам Елены и всех ее подопечных детей.
Сейчас в музее работает дочь педагогов Елена Белоусова и, стоит отметить, что семейное дело нашло достойного последователя.
—Я планирую продолжать дело своих родителей. В планах и дальше ходить в походы, искать минералы, участвовать в конкурсах, работать с детьми и их родителями. Например, ежегодно у нас проходит традиционный сплав по Чусовой, в этом году мы ходили огромной командой — набралось 39 человек! Родители вообще принимают очень активное участие в нашей жизни, они поддерживают своих детей и постепенно увлекаются сами, начинают разбираться в минералах, с удовольствием ходят с нами в походы, музеи и на выставки. Второй год подряд мы ходим за железной рудой, за магнетитами на Пузанский железный рудник, который находится в районе Гусевки. Сохранившиеся куски железной руды легко найти при помощи магнита, что очень нравится детям. С собой берем лопаты, геологический молоток, лупы, компас, металлоискатель. Назад идем с более тяжелым рюкзаком — туда несем еду, а обратно находки.
Пузанский рудник, рассказывает Елена Белоусова, интересен еще и тем, что в свое время на нем побывал Дмитрий Иванович Менделеев. Также юные геологи ходят за ревдинскитом на Петровский рудник, за медноколчеданной рудой на Дегтярский рудник, за титано-магнетитовой рудой на Первоуральское месторождение.
Сегодня геологическое объединение «Самоцветы» посещает более 40 детей.
— У нас проходят уроки занимательной геологии, я стараюсь в простой форме и доступным языком объяснять ребятам эту сложную науку — делится Елена Павловна. — Ко мне ходят дети с первого класса и до первого курса, хотя изначально планировалось, что я буду работать только с младшими школьниками. Наш музей — удивительный мир минералов, горных пород, богатств полезных ископаемых и уникальная естественнонаучная среда развития юных геологов, экологов и краеведов.
Говоря о достижениях в работе музея, с гордостью перечисляя заслуги своих воспитанников, Павел Сергеевич забыл еще об одном. Уже в самом конце нашей беседы, его дочь Елена сообщила нам, что недавно Павел Сергеевич стал доктором геолого-минералогических наук! На днях ему вручили диплом в Москве.
— Я считаю очень важным, что один из создателей музея имеет такую высокую ученую степень, — говорит Елена Белоусова. — Ведь это признание его огромных знаний и опыта, которые он сумел передать нескольким поколениям детей. Папа — единственный доктор геолого-минералогических наук в нашем городе.
Есть встречи, от которых становится теплее и есть люди, которых хочется слушать и учиться у них. И, хотя, за эти годы помещение музея состарилось, обветшали витрины, (с 1988 ремонта здесь больше не было) здесь чувствуется жизнь, здесь создана уникальная развивающая среда и здесь собираются увлеченные дети и их родители.