Божественный свет
В храме святых благоверных князей Бориса и Глеба можно увидеть удивительный фарфоровый иконостас
Храм в Краснояре — настоящее украшение Ревды. Не так много в нашем округе мест, которые по-настоящему завораживают. Мы побывали в храме 3 февраля, встретились с игуменьей Варварой (Крыгиной), настоятельницей Среднеуральского женского монастыря, подворье которого теперь находится здесь, под Ревдой, и поговорили о храме и о его невероятном фарфоровом иконостасе.
Как только мы вошли в храм, нас поразил удивительный свет, мягко льющийся из высоких окон, скользящий по белоснежным стенам и заполняющий пространство зала перед нарядным иконостасом.
Оказывается, существует особенность строительства храма, согласно которой высокорасположенные узкие окна совсем неслучайность. Храм — как символ нашей грешной души, должен располагаться немного в полумраке, напоминая нам о том, что весь мир «во зле лежит». А свет, проникающий в храм или исходящий от зажженных свечей — это символ Божественного Света, который даровал миру Иисус. Он очищает человека и просвещает его. Так было принято со времен Византии. По такому же принципу возводились наши древние храмы и церкви.
— Наш храм уникальный, просто жемчужина, — начала свой рассказ матушка Варвара. — Он очень красивый по архитектуре и внутреннему убранству. Создавался усилиями нашего благодетеля Глеба Черепанова и благочинного Ревдинского округа протоирея Алексея Сыскова. Их душа, любовь к Богу и к людям воплотилась и в этом храме, и в иконостасе.
Когда сестры Среднеуральского женского монастыря приехали сюда в декабре 2021 года, красавец-иконостас уже был заказан на фарфоровом заводе в Сысерти. Его цвет тоже уже был выбран.
— Цвет имеет свое значение, — объясняет матушка Варвара. — Существует церковная символика цвета. Красный или малиновый— это цвет Пасхи и радости и одновременно это царский цвет. Наш Храм посвящен Святым благоверным князьям Борису и Глебу. В иконостасе они изображены с правой стороны. Это первые святые, прославленные на Руси. Прославились они своим смирением, кротостью и любовью к Богу.
Чем же удивителен сам храм? Оказалось, что он построен на месте храма, который стоял здесь до революции. Но до момента начала строительства никто об этом не знал! Архитектор просто нашел и обозначил на карте самое красивое место. И лишь когда стали рыть котлован, наткнулись на кладку предыдущего храма. Подняли архивы и выяснили, что это была церковь Николая Чудотворца, престол которой был освящен в 1858 году.
— По христианскому пониманию, если храм уже был освящен, то его Ангел молится в нем до скончания века, — говорит матушка Варвара. — И Николай Чудотворец тоже по-прежнему особо ходатайствует за пришедших в этот храм. В первом ряду в иконостасе обычно изображаются наиболее значимые святые, вот и икона Николая Чудотворца здесь, как и икона святых благоверных князей Бориса и Глеба. В центре — Смоленская икона Божьей Матери, «Одигитрия» — то есть путеводительница, которая всех обратившихся к ней ведет ко спасению. И, конечно, икона Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, а наверху расположены основные иконы двунадесятых праздников, вверху Пресвятая Троица. Это основные образы иконостаса.
Фарфоровый иконостас— это действительно уникальное творение, подобные изготавливают только в Сысерти. Директор предприятия Альберт Кириллов, дважды приезжал в обитель во время монтажа и сам следил за ходом выполнения работ, чтобы все было качественно и красиво.
— Три человека работали над его возведением, — рассказывает матушка Варвара. — Особенно отличился раб божий Алексей, который трудился здесь днями и ночами. Это был его первый серьезный проект, и он все делал с большой любовью. Собирали и устанавливали иконостас более 2 месяцев, а затем другие мастера — живописцы из Екатеринбурга — приехали устанавливать иконы в иконостас и расписывать фресками алтарь.
Над росписью фресок и образов иконостаса трудилась талантливый художник-иконописец Татьяна Водичева и ее команда — всего 9 человек.
— У нее очень красивый стиль росписи, — считает матушка Варвара, — она строго следует канонам, сама расписала более 28 храмов страны и ближнего зарубежья. Так что мы очень рады, что она работала и будет дальше работать в нашем храме.
Вообще, по словам настоятельницы монастыря, Татьяна Водичева поклонница Византии. Ее невозможно не любить. Например, в Ревде храм Михаила Архангела расписан в этом стиле, предполагающем насыщенные тона, обилие золота и яркую выразительность самих фресок.
— А у нас монастырский храм и в этом случае художник решила пойти немного по-другому пути, — говорит игуменья. — Поэтому роспись здесь будто прозрачная, она более нежная, сдержанная, очень мягкая, воздушная, в ней много голубых, небесных оттенков. Так расписывали храмы в монастырях по старорусской традиции. А позже мы заметили, что ничто не отвлекает человека от главного — ни блеск золота, ни яркость красок. То есть душа тут молится, а ведь так и должно быть. Душа должна настроиться на тихий разговор с Богом. И здесь это получается.
За семь лет, пока строился храм, отец Алексей приезжал сюда несколько раз в год и вместе с прихожанами совершал здесь молебны. И эта любовь к людям и желание послужить Богу, чувствуется здесь во всем, начиная с архитектуры и заканчивая внутренним убранством храма.
— Мы с сестрами встретились с отцом Алексеем, когда здесь еще не было ни иконостаса, ни росписи, ни икон, просто стены одни. Но мы зашли и сразу почувствовали, что этот храм намоленный — поделилась матушка. — Мне тут очень нравится, все здесь по уму и с большой любовью сделано. Тут чувствуется культура строительства. Всё гармонично. Хорошее отопление, вентиляция, пол с подогревом, вы чувствуете? То есть человек, который приходит в этот храм, уже не думает о каких-то внешних вещах, которые могут его отвлекать, раздражать, причинять какой-то дискомфорт. А все его внимание сосредоточено на том, что происходит в храме, в алтаре.
В мае начнут расписывать фресками храм. Краски уже закуплены. Осталось дождаться, когда освободится группа художников Татьяны Водичевой. Матушка Варвара пригласила нас приехать и посмотреть, как создаются фрески.
— Это просто здорово, душа проникается и начинает чувствовать святых, изображенных на них. Они будто открывают глаза, и храм начинает жить!