Среда обучения. Педагог-психолог детского сада Ольга Маркова — о профессии, детях и их родителях
Новая серия нашего педагогического проекта «СВЕТ»
Казалось бы, школа, детский сад — что может быть проще? Есть учителя, есть воспитатели, вот вам и весь образовательный процесс. Но образование — не только штука тонкая, как восток. Этот большущий механизм приводят в действие десятки и сотни специалистов. В нашем педагогическом проекте «СВЕТ» мы решили сместить фокус с тех, кто воспитывает и обучает, на тех, кто корректирует и поддерживает наших деток. И это, на самом деле, очень острая и актуальная тема. Мы поговорили с педагогом-психологом детского сада №34 (структурное подразделение на Мира, 33) Ольгой Марковой о том, что это за профессия, нужно ли родителям дошколят бояться психолога и много ли в детсадах детей, которым нужен такой специалист.
У Ольги Игоревны маленький, уютный кабинет на втором этаже. И в этом кабинете тоже все маленькое и какое-то уютное. Песочные столы, мини-парты и мини-доска на стене, фигурки животных, овощей и фруктов на полках, разные коробочки с играми-развивашками, цветные камушки, книги и папки. В общем, нет никакого ощущения, что находишься в кабинете психолога. Точнее, того, что придумывает тебе мозг при слове «психолог». Ольга Маркова — молодой педагог, с широкими светлыми глазами, приятным голосом и правильной речью. Она еще в школьном возрасте решила, что ее жизнь будет связана с детьми.
Родилась Ольга Игоревна в Туринске, потом переехала в поселок Смычка, где окончила 9 классов школы. Перед экзаменами ребятам раздали буклеты с информацией, что Ревдинский педагогический колледж набирает студентов. Ольгу привлекла специальность «Социальный педагог» с дополнительной подготовкой в области психологии. И именно психология зацепила ее больше всего. Девушка приехала учиться в Ревду и осталась здесь.
В 2010 году Ольга поступила в РГППУ по специальности «Педагогика и психология», квалификация «Педагог-психолог», и 2014-м успешно сдала экзамены и защитила диплом. В этот период она вышла замуж и у нее родились две замечательные дочки. Молодой специалист пыталась найти работу по профессии, но тогда еще только начинали вводить ставку «педагога-психолога» и не во всех детских садах они были. В 2016 году, когда открылся новый детский сад на Российской 5, ее младшей дочери дали путевку в него, а через несколько месяцев Ольга устроилась в этот сад на работу воспитателем. В январе 2018 года приступила к работе педагога-психолога на Мира, 33 в бывший 21-й детсад.
— В школе я писала сочинение, в котором описала, что, когда я вырасту, то буду работать воспитателем в детском саду, — вспоминает Ольга Маркова. — Про психолога я тогда не думала. Но желание помогать, направлять, сопровождать было всегда. В какой-то момент я даже хотела работать в детском доме. У нас в педколледже была практика в загородном лагере под Нижней Турой, где отдыхали только дети, оставшиеся без родителей. Мы были там вожатыми. И вот после смены я поняла, что нет, это не мое, я не смогу работать в детском доме. Поняла, что быстро выгорю.
— Дело в эмоциях? Потому что жалко детей?
— Думаю, да. Обогреть всех мы не можем... Я оставила эту мысль. Но все равно хотела работать с детьми, так как профессия непосредственно связанна с ними. На тот момент мне казалось, что работать с подростками легче. Они размышляют, делают, у них уже есть свои жизненные цели, ценности, мне было проще с ними общаться. А когда пришла в детский сад поняла, что дети – это открытая книга, с ними интересно работать, да они не всегда могут справляться со своими эмоциями, но они настоящие, у них горят глаза и они верят в сказку.
— Педагог-психолог — что это за работа?
— У нас есть профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», в котором закреплены трудовые функции, — строго по-педагогически начала объяснять Ольга Игоревна. — А именно — психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ, психологическая экспертиза, психологическое консультирование субъектов образовательного процесса (это педагоги и родители). Также коррекционно-развивающая работа с детьми, психологическая диагностика и профилактика.
— И все-таки — педагог или психолог?
— В первую очередь, это педагог. Он не врач. Его основная задача — сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной, прежде всего, с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает родителям ребенка и воспитателю найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. На консультациях для воспитателей специалист, как правило, рассказывает об особенностях развития детской психики. Консультации с родителями проходят по «запросу родителей». На них обсуждаются любые проблемы, которые волнуют близких малыша. В ходе консультаций родители получают возможность объективно оценить развитие и поведение своего ребенка, понять, что является нормой для их возраста, а что может говорить о психическом расстройстве (эмоциональной неустойчивости) в развитии, получить советы педагога-психолога относительно грамотного воспитания и того, как с минимальными затратами сил и нервов пережить очередной возрастной кризис.
— Какие дети попадают к вам?
— Поступает запрос от родителей или воспитателей. Далее с согласия родителей идет диагностический этап, затем консультация законных представителей и рекомендации. Например: необходимо пройти ПМПК — психолого-медико-педагогическую комиссию, в состав которой входят педагоги различного профиля (психологи, дефектологи, логопеды и другие), а также врачи — детский психиатр, невролог, офтальмолог и иные специалисты. На основании заключения ПМПК, если в рекомендациях прописан педагог-психолог, то ребенок зачисляется на сопровождение. По результатам диагностики, если выявлены трудности, то с согласия родителей педагог-психолог берет этого ребенка на сопровождение. Чаще всего это ребята с речевыми или с поведенческими нарушениями — агрессивные, тревожные, гиперактивные дети.
— Вы сказали про ПМПК. Как детей отправляют на эту комиссию?
— Если воспитатель видит, что ребенку это нужно, то мы приглашаем родителей, объясняем, что это, для чего и почему необходимо. У ПМПК есть безусловные плюсы. Это, как минимум, занятия с логопедом, с педагогом-психологом в садике и бесплатно. Если родители не против, они собирают пакет документов, проходят медицинскую комиссию.
— Просто ПМПК многими воспринимается как крест на ребенке. Мол, он отстает в развитии, все плохо. Скажите, на самом деле ПМПК — это страшно?
— Вовсе нет. Сегодня требования, которые предъявляются программой обучения и обществом, продолжают повышаться. При этом детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше с каждым годом. А значит, необходимо создавать такую среду обучения и воспитания, в которой у каждого ребенка сохранялась бы возможность расти успешным и счастливым, — независимо от стартовых условий. Если у ребенка есть трудности, то чем раньше начнется работа над ними, тем лучше для него самого. Родителей может пугать, что ПМПК якобы отразится где-то в будущем. Но результаты ПМПК действуют только в дошкольном учреждении. Вообще, проходить комиссию или нет — это право родителей. Есть сомнения, поговорите дома с супругом, примите решение. Если решили пройти комиссию, то опять же право родителей — отдавать нам заключение или нет. Если же это заключение доходит до нас, то мы стараемся создать все условия, которые порекомендовали врачи.
— Что происходит с ребенком после ПМПК?
— С ребенком начинается коррекционно-развивающая работа, непосредственно уделяется внимание его дефицитам. Важно понимать, что работа должна быть комплексная. Специалисты сопровождения — учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель и обязательно родители — должны быть включены в эту работу. Если родители заинтересованы, выполняют рекомендации специалистов, то эффективность того, что ребенок скомпенсируется, становится выше.
— Что развивает педагог-психолог?
— На занятиях через игровые приемы я работаю над формированием и развитием коммуникативных и социальных навыков, развитием эмоциональной сферы, игровых действий, развитием познавательной активности, пространственно-временных представлений, произвольной регуляции деятельности.
— С какими проблемами чаще всего приходят дети?
— Приходят, в первую очередь, родители за консультацией, — улыбается Ольга Игоревна. — Основные темы: адаптация детей к условиям детского сада, готовность ребенка к систематическому обучению в школе, проблемы, связанные с детско-родительскими отношениями, с коммуникацией ребенка, с эмоциональными состояниями, с поведением ребенка, с воспитанием ребенка, необходимость повторного прохождения ПМПК на следующую ступень образования, повышение эффективности педагогического взаимодействия.
— С какими детьми работать сложнее всего?
— С поведенческими. Надо сначала разобраться, что же скрывается за этим «плохим» поведением. Всегда есть причина. Например, агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумение адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. К этому зачастую приводит жестокость и безучастность родителей. Причин, почему дети дерутся, кусаются и толкаются, может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и, если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон.
В прошлом году Ольга Маркова участвовала во всероссийском конкурсе «Педагог-психолог России», ездила на финал в Москву. Она успешно прошла региональный этап, заняв первое место среди педагогов-психологов области. И очень хорошо показала себя на России, попав в топ-20 лучших по стране. Ольга Игоревна признается, что победа на конкурсе не была главной целью. Важнее подчерпнуть изюминки, опыт других участников и поделиться своими наработками.
— Есть стереотип, что у воспитателей, у учителей, которые работают, имеют образование, многое знают, идеальные дети. Ваши дети — идеальные?
— Нет! Идеальных своих детей не бывает. Своих детей воспитывать тяжелее, потом что мы смотрим на них совершенно по-другому. Где-то закрываем глаза, где-то нам их жалко, прощаем, и в результате что-то упускаем. И хорошо, когда есть специалисты, которые тебя направляют, подсказывают, советуют. Другое дело, как ты воспользуешься этой информацией — услышишь или пропустишь мимо ушей. А так, мы ведь тоже люди, и имеем право ошибаться.
— А на семейной жизни профессия как-то сказывается?
— Когда дети были маленькие, а я только начинала, некоторые упражнения проигрывала с ними. А так... Иногда приходишь с работы, и хочется просто отдохнуть, почитать с детьми интересную книжку, поговорить о том, как прошел их день, что было интересного.
— Ваш идеальный отдых — какой он?
— Во-первых, хорошо выспаться. Во-вторых, природа, свежий воздух, послушать щебетание птичек. Когда я очень сильно устаю, начинаю наводить дома порядок. Ведь если все прибрано, стоит на своих местах, в голове тоже становится все на свое место. И даже идеи новые появляются.