Яндекс.Метрика
Автор:
Андрей Агафонов
Специальные проекты

Спасибо, что «Живые». Как режиссер Сергей Шангин снимал вторую серию военной короткометражки. И что планирует снимать дальше

Также размещаем вместе с интервью сам фильм "Живые. Часть вторая"

9 мая 2023
338

В День Победы вышла вторая часть киноальманаха «Живые». Это серия короткометражных художественных фильмов, которые основаны на рассказах ревдинских героев, участвовавших в Великой Отечественной войне. Производством кинокартины занималась киностудия из Ревды MediaZavod и ее руководитель, режиссер и сценарист Сергей Шангин. Перед премьерой мы пообщались с ним о том, как проходили съемки, как вообще сейчас снимается кино и какие амбициозные планы на будущее у студии и ревдинского режиссера.

Сергей Шангин работает в Центре по работе с молодежью и параллельно учится снимать кино. Скоро он приступит к своему первому полному метру. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Фильм по мотивам

Сергей Шангин работает в Центре по работе с молодежью оператором и педагогом дополнительного образования. Параллельно учиться в екатеринбургском колледже искусств. За его плечами уже несколько киноработ. Помимо первой серии «Живых», Сергей снял несколько короткометражек по компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R., был генеральным продюсером мини-сериала «Как меня делали» для компании «Штарк», снимает клипы и другие видео. С каждым разом он вместе с коллегами по съемочной группе оттачивал мастерство, набивал руку, и пришло время сделать решительный шаг вперед. Да что там шаг — шаги. Первым из них стала вторая часть «Живых».

— Что за истории лежат в основе «Живых»?

— Нам в руки попал интересный материал от краеведа Сергея Новикова о наших ревдинских героях, участниках Великой Отечественной. Там каждая история краше другой, и мне было интересно воплотить их в художественном кино, но без реальных имен. Чтобы можно было действовать чуть свободнее.

— Как много в вашем фильме художественного вымысла?

— Его там очень много. Можно сказать, вся серия — это художественный вымысел, вдохновленный подвигами реальных людей.

Кадр из фильма. В картине сыграли в основном ревдинские молодые актеры. Фото Сергея Шангина

— Вы сами занимались сценарием фильма?

— Сценарий первой части писали мои товарищи. История второй части мне рассказал Сергей Григорьевич, я ее в общих чертах запомнил, вместе с моим другом Романом Белоусовым сделали синопсис, по которому я уже самостоятельно написал сценарий. Признаюсь, у второго фильма стояла больше техническая задача. У нас обновилось оборудование, мы получили новые навыки, поменялось все, что влияет на качество картины. Поэтому нам надо было это апробировать и выйти на качественно новый уровень съемки. Ну а результат закрепить готовым фильмом.

Шесть тысяч рублей

Сюжет фильма довольно прост. Разведывательный отряд из трех человек ведет наблюдение за лагерем немцев. Оттуда должны вот-вот отправиться посыльные с информацией. Дождавшись, наши ребята пытаются перехватить посыльного, но поднимают шум, который слышат в лагере, и все планы рушатся. Старшина убит, боевая подруга главного героя взята в плен, и русский солдат решает действовать.

— Судя по промо-ролику, все съемки проходили в лесу. Это где и когда было?

— Мы снимали прошлым летом на Медвежке — там есть казачий стан, где занимаются военно-патриотические отряды. Место очень удобное. Поговорили с «Омегой» и с их одобрения воспользовались локацией. У нас было всего семь съемочных дней с учетом дополнительного. Основную часть материала снимали прошлым летом. Довольно сложно все совместить — и нужную погоду, и чтобы у съемочной бригады, актеров было время на съемки (все же работали бесплатно). Да, с таким мизерным производственным бюджетом непросто подстроиться под всех. У нас был дополнительный съемочный день этой весной. Там даже еще снег не до конца сошел. Просто на монтаже мы поняли, что у нас нет нужных кадров. Выезжали, доснимали. Если внимательно смотреть фильм, можно увидеть, как меняется время года в кадре.

Кадр из фильма. Фото Сергея Шангина

— Помимо локации, погоды, важно же было еще и учесть детализацию костюмов, обстановки под Великую Отечественную войну.

— Задачи максимально исторически соответствовать тем временам в кадре не было. Главное было — создать антураж. Чтобы подготовить полную детализацию, соответствующую истории, там другие бюджеты должны быть, как минимум с шестью нолями. А нам бюджет фильма обошелся в 6 тысяч рублей — это транспортные расходы, накормить съемочную группу и другие мелочи.

Личное высказывание

Большую роль в фильме играют актеры, как бы это не звучало. К съемкам Сергей Шангин обычно привлекает знакомых и друзей, с кем уже работал в кадре. Главную роль, например, играет давний друг Егор Щукин. Режиссер называет его артистичным парнем, который захотел себя попробовать в кино. Немцев играли молодые ребята, воспитанники Центра по работе с молодежью, которых Сергей учит снимать кино и играть в нем.

ВАЖНО!

В фильме сыграли ревдинцы Егор Щукин, Иван Вшивцев, Юлия Якимова, Александр Федоров, Владислав Лежнев, Вячеслав Воронов. Актерский состав пополнил Вадим Таланов — актёр театра и кино из Екатеринбурга.

— В трейлере очень колоритно в образе смотрится актер, который сыграл немецкого офицера. Откуда он?

— Это Вадим Таланов, актер театра и кино из Екатеринбурга. И да, он очень фактурный. Мы с ним давно знакомы, работали в одном коллективе, в частности над проектом «Как меня делали», где он сыграл бригадира на заводе. Как-то после съемок мы ждали машину, я ему показал первую часть «Живых». И он сказал: «Это хорошее кино, я хочу сниматься в продолжении». Вопросов нет! Возможно, если бы он это тогда не сказал, то и не было бы второй части.

Актер из Екатеринбурга Вадим Таланов в образе немецкого офицера. Фото Сергея Шангина

— Третий фильм будет?

— Идеи есть, их много, но проблемы с реализацией... Скажу так — он состоится, рано или поздно. Это случится, когда нам будет, что показать.

— Вы сказали, что второй фильм — это тест новых навыков и оборудования. Каких именно?

— У нас новые камеры, объективы, рекордер для записи звука. Нам звуковую дорожку создавала сторонняя студия, но тоже ревдинская — CREWORE. Честно говоря, впервые работал в таком ключе. Пришел на студию, включаю сцену, а композитор тут же в реальном времени берет инструмент и играет, обозначает нотами каждое действие. Он будто бы видит музыку в этих кадрах. И все это как будто бы оркестр озвучивает здесь и сейчас. Мы с этой студией сейчас плотно сотрудничаем, и у нас в будущем, думаю, будут совместные проекты. Что касается меня. Между первой и второй частью прошел большой период. Все это время я обучался режиссерской работе, операторской, работе с актерами на площадке. Как это не закрепить без настоящих съемок?

— Можно было потренироваться на любом жанре, в любой теме. Почему именно Великая Отечественная война?

— Почему бы и нет? Во-первых, у нас с первого фильма остались костюмы, реквизит. Во-вторых, в фильме есть одна сцена, которую я считаю своим личным высказыванием. В последнее время во многих российских фильмах про войну фашисты такие добрые, шоколадки раздают, советские офицеры им руки жмут. Лично мне это неприятно, странный посыл. Они нас приходили убивать и порабощать, а не шоколадками угощать. И в нашем фильме есть сцена, где персонаж Вадима Анатольевича напрямую говорит, зачем они пришли и что собираются сделать.

Егор Щукин и Вадим Таланов. Кадр из фильма

На пути к полному метру

— Какие на данный момент творческие планы?

— В этом году мы хотим запустить производство полнометражного фильма, который планируем выпустить в массовый прокат. Ну и свозить на кинофестивали. Такой шаг следующий. Снимать мы его планируем там, где понадобиться. Часть сцен в Ревде, часть в Екатеринбурге. И на этот фильм у нас будет какой-никакой, но производственный бюджет. По жанру это будет на стыке роуд-муви (фильм-путешествие в дороге) и бадди-муви (где двое героев, связанных одной судьбой). Да, там будет два персонажа. У основного героя есть две цели, а второй — заложник ситуации и вынужден находиться с ним в машине.

— Сценарий уже готов?

— Он пока формируется. Главным сценаристом будет Роман Белоусов. Ну и я на подмоге. Есть кандидат на главную роль — это выпускник Екатеринбургского театрального института. А вот на второго персонажа будет кастинг. Там сложность в игровом возрасте — по сюжету ему 17 лет.

Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Одно дело короткометражный фильм, другое — полный метр. Оборудования хватит?

— Весь минимум, который нам нужен, мы закрываем. Сейчас нет такой задачи, которую мы не смогли бы реализовать. Да и в целом в киноиндустрии нет ничего невозможного. Это место, где возможно вообще все.

— Как фильму попасть в прокат в кинотеатры?

— Нужно получить все необходимые документы. Как минимум, прокатное удостоверение и удостоверение национального фильма. Помимо этого, нужно иметь контакты с прокатчиком, кому можно фильм предложить. Мы их настраиваем. Если не получится, есть фестивальный сезон, повезем фильм туда. Конечно, есть и технические параметры, которым наше оборудование соответствует. Все фильмы в формате 4К со стереозвуком, хронометраж от 1 часа 10 минут.

— Сколько займет съемочный процесс полнометражного фильма? И что там будет самое сложное?

— Планирую около 25 дней. Но, как показывает практика, времени уйдет больше. Самое сложное и долгое — это постпродакшн, когда уже фильм отснят. Надо просмотреть отснятый материал, а это несколько дублей на каждую сцену. Потом эти сцены по отдельности нужно собрать в черновую склейку, посмотреть, все ли там в порядке. Если все хорошо, нужно нарисовать туда графику, а она сейчас практически в каждом кадре есть. Например, удаляются какие-то объекты или дорисовываются те, которых не хватает. Выстрел сейчас вообще пиротехникой практически не делается. Все это рисуется на компьютере. Хотя на второй части «Живых» мы пытались делать именно практические эффекты.

Самое сложное в производстве фильма — постпродакшн. Это когда из отснятого материала собирается полноценное кино. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Если фильм в жанре роуд-муви, значит нужно будет много снимать в машине. Это сложно?

— Машина в движении сейчас снимается в павильоне, к чему прибегнем и мы. Кадры с едущей машиной по дороге снимаются отдельно. На одном авто навешано оборудование, второе едет, его снимают. Потом это добавляется на монтаже. Главное, правильно выставить свет.

Обычные люди

В Центре по работе с молодежью у Сергея Шангина уютная студия, в которой можно писать как интервью, так и снимать сцены к фильмам или телевыпуски. Тяжелая рабочая техника (в частности, мощный компьютер, способный обрабатывать большие объемы видео и монтировать их) находятся дома. Здесь — минимальный, но довольно обширный набор.

— Какая у вас творческая мечта, как у режиссера?

— Мы говорим про сбыточное или нет?

— И про то, и про другое.

— Тогда одно — это цель, а второе — мечта. Цель — попасть в шорт-лист «Кинопоиска» в ближайшее время. В него входят режиссеры, актеры, сценаристы и многие другие, кто официально работает в индустрии и у кого есть опыт. Мечта — снять научно-фантастический фильм, масштабный, крупнобюджетный. И именно про космос.

— Какой у вас любимый фантастический фильм?

— «Звездные войны», конечно. Новую трилогию в расчет не берем. Из новых историй мне понравился «Изгой: один» и продолжение в виде сериала «Андор».

Фото Владимира Коцюбы-Белых

Скажу честно, в школе я сам мечтал снять фильм. Когда у мамы появилась первая видеокамера, но не было компьютера и монтажных программ, снимал, как мог, потом чудесным образом через кассеты накладывал музыку. Но в какой-то момент понял, что это очень сложно и практически невозможно. Поэтому Сергей Шангин в ходе интервью открылся для меня человеком, который взял и смог.

— У меня тоже была такая камера в школе. В целом, снимать было интересно. Но после школы началась армия, я там еще и по контракту остался... Съемки ушли на второй план. Больше занимался музыкой. Пока не познакомился с командой киностудии «Русь». Я к ним как-то пришел на студию и увидел, что, оказывается, кино делают обычные люди. Вот тогда я ими вдохновился, обложился литературой, задавал много глупых вопросов, чтобы разобраться, как это все работает. И — разобрался.

Комментарии
Авторизоваться