Спасибо, что «Живые». Как режиссер Сергей Шангин снимал вторую серию военной короткометражки. И что планирует снимать дальше
Также размещаем вместе с интервью сам фильм "Живые. Часть вторая"
В День Победы вышла вторая часть киноальманаха «Живые». Это серия короткометражных художественных фильмов, которые основаны на рассказах ревдинских героев, участвовавших в Великой Отечественной войне. Производством кинокартины занималась киностудия из Ревды MediaZavod и ее руководитель, режиссер и сценарист Сергей Шангин. Перед премьерой мы пообщались с ним о том, как проходили съемки, как вообще сейчас снимается кино и какие амбициозные планы на будущее у студии и ревдинского режиссера.
Сергей Шангин работает в Центре по работе с молодежью оператором и педагогом дополнительного образования. Параллельно учиться в екатеринбургском колледже искусств. За его плечами уже несколько киноработ. Помимо первой серии «Живых», Сергей снял несколько короткометражек по компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R., был генеральным продюсером мини-сериала «Как меня делали» для компании «Штарк», снимает клипы и другие видео. С каждым разом он вместе с коллегами по съемочной группе оттачивал мастерство, набивал руку, и пришло время сделать решительный шаг вперед. Да что там шаг — шаги. Первым из них стала вторая часть «Живых».
— Что за истории лежат в основе «Живых»?
— Нам в руки попал интересный материал от краеведа Сергея Новикова о наших ревдинских героях, участниках Великой Отечественной. Там каждая история краше другой, и мне было интересно воплотить их в художественном кино, но без реальных имен. Чтобы можно было действовать чуть свободнее.
— Как много в вашем фильме художественного вымысла?
— Его там очень много. Можно сказать, вся серия — это художественный вымысел, вдохновленный подвигами реальных людей.
— Вы сами занимались сценарием фильма?
— Сценарий первой части писали мои товарищи. История второй части мне рассказал Сергей Григорьевич, я ее в общих чертах запомнил, вместе с моим другом Романом Белоусовым сделали синопсис, по которому я уже самостоятельно написал сценарий. Признаюсь, у второго фильма стояла больше техническая задача. У нас обновилось оборудование, мы получили новые навыки, поменялось все, что влияет на качество картины. Поэтому нам надо было это апробировать и выйти на качественно новый уровень съемки. Ну а результат закрепить готовым фильмом.
Сюжет фильма довольно прост. Разведывательный отряд из трех человек ведет наблюдение за лагерем немцев. Оттуда должны вот-вот отправиться посыльные с информацией. Дождавшись, наши ребята пытаются перехватить посыльного, но поднимают шум, который слышат в лагере, и все планы рушатся. Старшина убит, боевая подруга главного героя взята в плен, и русский солдат решает действовать.
— Судя по промо-ролику, все съемки проходили в лесу. Это где и когда было?
— Мы снимали прошлым летом на Медвежке — там есть казачий стан, где занимаются военно-патриотические отряды. Место очень удобное. Поговорили с «Омегой» и с их одобрения воспользовались локацией. У нас было всего семь съемочных дней с учетом дополнительного. Основную часть материала снимали прошлым летом. Довольно сложно все совместить — и нужную погоду, и чтобы у съемочной бригады, актеров было время на съемки (все же работали бесплатно). Да, с таким мизерным производственным бюджетом непросто подстроиться под всех. У нас был дополнительный съемочный день этой весной. Там даже еще снег не до конца сошел. Просто на монтаже мы поняли, что у нас нет нужных кадров. Выезжали, доснимали. Если внимательно смотреть фильм, можно увидеть, как меняется время года в кадре.
— Помимо локации, погоды, важно же было еще и учесть детализацию костюмов, обстановки под Великую Отечественную войну.
— Задачи максимально исторически соответствовать тем временам в кадре не было. Главное было — создать антураж. Чтобы подготовить полную детализацию, соответствующую истории, там другие бюджеты должны быть, как минимум с шестью нолями. А нам бюджет фильма обошелся в 6 тысяч рублей — это транспортные расходы, накормить съемочную группу и другие мелочи.
Большую роль в фильме играют актеры, как бы это не звучало. К съемкам Сергей Шангин обычно привлекает знакомых и друзей, с кем уже работал в кадре. Главную роль, например, играет давний друг Егор Щукин. Режиссер называет его артистичным парнем, который захотел себя попробовать в кино. Немцев играли молодые ребята, воспитанники Центра по работе с молодежью, которых Сергей учит снимать кино и играть в нем.
ВАЖНО!
В фильме сыграли ревдинцы Егор Щукин, Иван Вшивцев, Юлия Якимова, Александр Федоров, Владислав Лежнев, Вячеслав Воронов. Актерский состав пополнил Вадим Таланов — актёр театра и кино из Екатеринбурга.
— В трейлере очень колоритно в образе смотрится актер, который сыграл немецкого офицера. Откуда он?
— Это Вадим Таланов, актер театра и кино из Екатеринбурга. И да, он очень фактурный. Мы с ним давно знакомы, работали в одном коллективе, в частности над проектом «Как меня делали», где он сыграл бригадира на заводе. Как-то после съемок мы ждали машину, я ему показал первую часть «Живых». И он сказал: «Это хорошее кино, я хочу сниматься в продолжении». Вопросов нет! Возможно, если бы он это тогда не сказал, то и не было бы второй части.
— Третий фильм будет?
— Идеи есть, их много, но проблемы с реализацией... Скажу так — он состоится, рано или поздно. Это случится, когда нам будет, что показать.
— Вы сказали, что второй фильм — это тест новых навыков и оборудования. Каких именно?
— У нас новые камеры, объективы, рекордер для записи звука. Нам звуковую дорожку создавала сторонняя студия, но тоже ревдинская — CREWORE. Честно говоря, впервые работал в таком ключе. Пришел на студию, включаю сцену, а композитор тут же в реальном времени берет инструмент и играет, обозначает нотами каждое действие. Он будто бы видит музыку в этих кадрах. И все это как будто бы оркестр озвучивает здесь и сейчас. Мы с этой студией сейчас плотно сотрудничаем, и у нас в будущем, думаю, будут совместные проекты. Что касается меня. Между первой и второй частью прошел большой период. Все это время я обучался режиссерской работе, операторской, работе с актерами на площадке. Как это не закрепить без настоящих съемок?
— Можно было потренироваться на любом жанре, в любой теме. Почему именно Великая Отечественная война?
— Почему бы и нет? Во-первых, у нас с первого фильма остались костюмы, реквизит. Во-вторых, в фильме есть одна сцена, которую я считаю своим личным высказыванием. В последнее время во многих российских фильмах про войну фашисты такие добрые, шоколадки раздают, советские офицеры им руки жмут. Лично мне это неприятно, странный посыл. Они нас приходили убивать и порабощать, а не шоколадками угощать. И в нашем фильме есть сцена, где персонаж Вадима Анатольевича напрямую говорит, зачем они пришли и что собираются сделать.
— Какие на данный момент творческие планы?
— В этом году мы хотим запустить производство полнометражного фильма, который планируем выпустить в массовый прокат. Ну и свозить на кинофестивали. Такой шаг следующий. Снимать мы его планируем там, где понадобиться. Часть сцен в Ревде, часть в Екатеринбурге. И на этот фильм у нас будет какой-никакой, но производственный бюджет. По жанру это будет на стыке роуд-муви (фильм-путешествие в дороге) и бадди-муви (где двое героев, связанных одной судьбой). Да, там будет два персонажа. У основного героя есть две цели, а второй — заложник ситуации и вынужден находиться с ним в машине.
— Сценарий уже готов?
— Он пока формируется. Главным сценаристом будет Роман Белоусов. Ну и я на подмоге. Есть кандидат на главную роль — это выпускник Екатеринбургского театрального института. А вот на второго персонажа будет кастинг. Там сложность в игровом возрасте — по сюжету ему 17 лет.
— Одно дело короткометражный фильм, другое — полный метр. Оборудования хватит?
— Весь минимум, который нам нужен, мы закрываем. Сейчас нет такой задачи, которую мы не смогли бы реализовать. Да и в целом в киноиндустрии нет ничего невозможного. Это место, где возможно вообще все.
— Как фильму попасть в прокат в кинотеатры?
— Нужно получить все необходимые документы. Как минимум, прокатное удостоверение и удостоверение национального фильма. Помимо этого, нужно иметь контакты с прокатчиком, кому можно фильм предложить. Мы их настраиваем. Если не получится, есть фестивальный сезон, повезем фильм туда. Конечно, есть и технические параметры, которым наше оборудование соответствует. Все фильмы в формате 4К со стереозвуком, хронометраж от 1 часа 10 минут.
— Сколько займет съемочный процесс полнометражного фильма? И что там будет самое сложное?
— Планирую около 25 дней. Но, как показывает практика, времени уйдет больше. Самое сложное и долгое — это постпродакшн, когда уже фильм отснят. Надо просмотреть отснятый материал, а это несколько дублей на каждую сцену. Потом эти сцены по отдельности нужно собрать в черновую склейку, посмотреть, все ли там в порядке. Если все хорошо, нужно нарисовать туда графику, а она сейчас практически в каждом кадре есть. Например, удаляются какие-то объекты или дорисовываются те, которых не хватает. Выстрел сейчас вообще пиротехникой практически не делается. Все это рисуется на компьютере. Хотя на второй части «Живых» мы пытались делать именно практические эффекты.
— Если фильм в жанре роуд-муви, значит нужно будет много снимать в машине. Это сложно?
— Машина в движении сейчас снимается в павильоне, к чему прибегнем и мы. Кадры с едущей машиной по дороге снимаются отдельно. На одном авто навешано оборудование, второе едет, его снимают. Потом это добавляется на монтаже. Главное, правильно выставить свет.
В Центре по работе с молодежью у Сергея Шангина уютная студия, в которой можно писать как интервью, так и снимать сцены к фильмам или телевыпуски. Тяжелая рабочая техника (в частности, мощный компьютер, способный обрабатывать большие объемы видео и монтировать их) находятся дома. Здесь — минимальный, но довольно обширный набор.
— Какая у вас творческая мечта, как у режиссера?
— Мы говорим про сбыточное или нет?
— И про то, и про другое.
— Тогда одно — это цель, а второе — мечта. Цель — попасть в шорт-лист «Кинопоиска» в ближайшее время. В него входят режиссеры, актеры, сценаристы и многие другие, кто официально работает в индустрии и у кого есть опыт. Мечта — снять научно-фантастический фильм, масштабный, крупнобюджетный. И именно про космос.
— Какой у вас любимый фантастический фильм?
— «Звездные войны», конечно. Новую трилогию в расчет не берем. Из новых историй мне понравился «Изгой: один» и продолжение в виде сериала «Андор».
Скажу честно, в школе я сам мечтал снять фильм. Когда у мамы появилась первая видеокамера, но не было компьютера и монтажных программ, снимал, как мог, потом чудесным образом через кассеты накладывал музыку. Но в какой-то момент понял, что это очень сложно и практически невозможно. Поэтому Сергей Шангин в ходе интервью открылся для меня человеком, который взял и смог.
— У меня тоже была такая камера в школе. В целом, снимать было интересно. Но после школы началась армия, я там еще и по контракту остался... Съемки ушли на второй план. Больше занимался музыкой. Пока не познакомился с командой киностудии «Русь». Я к ним как-то пришел на студию и увидел, что, оказывается, кино делают обычные люди. Вот тогда я ими вдохновился, обложился литературой, задавал много глупых вопросов, чтобы разобраться, как это все работает. И — разобрался.