Путь мастера. Рассказываем, что такое кожевенное ремесло и как оно живёт в Ревде
В новой серии нашего проекта про ревдинских предпринимателей «Это мое дело» кожевник Константин Крутелёв
Ревдинец Константин Крутелев работает на СУМЗе аппаратчиком окисления в Цехе серной кислоты. В нерабочее время он — прекрасный отец маленькой дочурки и заботливый муж. Ну а между работой и домом — самый настоящий ремесленник. Константин своими руками делает сумки, кошельки и другие аксессуары. В новой серии нашего проекта про ревдинских предпринимателей «Это мое дело» мы расскажем вам, как в Ревде живет кожевенное ремесло, и почему оно — истинный путь Константина Крутелева.
На одном из городских мероприятий мне довелось вручить приз, который предоставил неизвестный мне бренд — кожаный мужской кошелек. Крепкий, основательный, стильный. Помню, тогда меня посетила мысль: «Ух, какая штука, тоже такой хочу!» Спросил у организаторов, чего это, откуда. И, честно, был удивлен, когда мне рассказали, что этот кошелек был сделан в Ревде. Спустя некоторое время мы познакомились с мастером Константином Крутелевым. Оказалось, он выпускает изделия ручной работы из кожи под собственным брендом. Сразу захотелось посмотреть, в каком цеху ремесленник творит такую красоту.
А все оказалось очень прозаично и аутентично. Мастерская Константина находится в подвале старой советской пятиэтажке, где все еще есть житейские стайки. В одной из них он и творит свое ремесло. Деревянные двери с навесным замком, за ними комнатка, в которой вместились верстак и стол. Здесь Константин может работать по 10-15 часов в свое свободное время.
— Я делаю изделия из кожи, и это называется кожевенное ремесло, — рассказывает Константин Крутелев. — В основном, это носимые аксессуары — кошельки, картхолдеры, ремни, сумки — наплечные, поясные, всякие. Одежду я не шью.
— Ремесло — какое прекрасное и редкое в наше время слово. Как вы к нему пришли?
— А с ремеслом у меня вся жизнь связана. В детстве на дедушку насмотрелся, он у меня постоянно мастерил. В подростковом возрасте вместе с другом, известным волынщиком Мишей Анненковым, занимались военно-исторической реконструкцией, все мастерили своими руками. Например, ламеллярный доспех. И вот с тех пор как-то все пошло. В конце 2018 года на видеохостинге в интернете посмотрел ролики разных мастеров, кто делает из кожи аксессуары. Стало интересно, смогу ли я повторить и сделать что-то подобное для себя. Получилось. Сделал себе поясную сумку, для жены Альбины — кожаный рюкзачок.
— Когда возникла мысль, что такие изделия можно продавать?
— Изначально делал только для себя и даже не думал что-либо продавать. Но потом пошли заказы от знакомых, когда узнали, что я занялся ремеслом. Первым заказом, помню, была обложка для паспорта. Выглядит брутально, стильно. А я раз на заводе работаю, коллектив у нас мужской, вот мужики и начали спрашивать.
— Помните свою первую большую работу на заказ?
— Это была скрутка-чехол для шампуров. Причем заказчик не давал мне какое-то техническое задание. Просто сказали — сделай, как хочешь. И я сделал — получилось в виде колчана для стрел. Крупная, интересная работа. Да еще и руки были развязаны. Абсолютно авторская штука получилась.
— Если говорить о кошельках, о сумках — что из этого делать сложнее?
— Технически все изделия достаточно простые. Прежде, чем их собрать, нужно сделать выкройку. Вот это действительно сложно, с одной стороны. С другой, это творчество, фантазия. Когда подходишь к сборке, если рука набита, ничего сложного нет. Просто размечаешь, сшиваешь, набиваешь.
Жизнь к этому ремеслу Константина и правда подводила. Он трудится сейчас в той же стайке, где когда-то его дедушка мастерил санки, лопаты для уборки снега и другие полезности. А потом продавали их с бабушкой на рынке, на месте которого потом появился «Хитрый». Стайка досталась парню по наследству. Даже дедушкин верстак сохранился — на нем Константин и работает. Тут же, в подвале, все необходимые инструменты.
— Что нужно кожевнику, чтобы смастерить, к примеру, кошелек?
— Ну для начала материал — кожа. Потом либо готовая выкройка, скаченная или купленная в интернете, либо разработанная своими руками. У меня все изделия сделаны по собственным выкройкам. Также нужен минимальный набор инструментов. Можно использовать самый просто канцелярский нож, потом строчные пробойники, чтобы наметить шов. А еще — нитки, две иглы, клей для сборки, молоток для пробоя. Это основной инструмент. Конечно, есть нюансы, где может пригодиться шило, разметочный циркуль и что-нибудь еще. Но все можно делать проще — достаточно обычной линейки.
— Не вижу у вас тут швейной машинки или станков. На чем вы шьете?
— Сейчас 100 процентов работы я выполняю вручную. Не потому что предвзято отношусь к машинам, просто так довелось. Профессиональные инструменты очень дорогие. Нельзя взять старую советскую подольскую машинку и начать шить кожу. Она тонкую кожу, конечно, возьмет, но два-три слоя уже не сшить. Хотя... Недавно я приобрел машинку «Версаль» — известный агрегат для ремонта обуви. Она хоть сантиметр кожи спокойно пробьет. Но за нее пока не брался. Машинка китайская, а такое оборудование, как правило, надо дорабатывать напильником. В общем, решил попробовать для упрощения работы. «Версаль» пригодится, например, для вшивания молнии или прошивания длинных ремней.
— Какое изделие будет качественнее — сшитое своими руками или на машинке?
— Если оба изделия сделаны в одной мастерской, то вряд ли они будут отличаться друг от друга по качеству. Единственная проблема может быть с машинным швом, потому что его легче разорвать. Когда пошив выполняется вручную, изделие прошивается седельным швом, это когда нитка переплетается друг с другом. Если где-то произошел надрыв нитки, ее можно спокойно подпаять обычной зажигалкой, и она рваться дальше не будет.
— Из какой кожи вы делаете ваши изделия?
— Шил из кожи козы, крупного рогатого скота (в основном, коровы), лошади и верблюда. У каждой кожи есть разница по фактуре и применимости. У крупного рогатого скота, как правило, большие шкуры разной выделки. Это больше галантерейная кожа, из которой делают хоть обувь, хоть кошельки. Кожа козы меньше форматом, она мягкая и эластичная, с ней надо аккуратно работать. Есть кожа экзотов — змеи, крокодилы, скаты. С такой я не работал. Можно купить кожу крупного рогатого скота с тиснением под кожу крокодила — это дешевле, так же красиво и качественно.
— А где вы ее покупаете? Где берете материал?
— Чаще всего на интернет-ресурсах. Их много в разных регионах. Есть очень популярные продавцы в кожевенном мире, которые продают стоковую кожу, итальянскую. Есть в Екатеринбурге магазин, куда езжу. Иногда заказываю на кожевенном заводе в Камышлове, но там только большими шкурами продают, это не всегда выгодно.
— Вы берете объемами или только нужные размеры?
— Не хочу, чтобы материал просто лежал. Есть заказ, поехал и купил столько, сколько нужно. Под конкретное изделие. Под Новый год было много заказов, там да, выгоднее было взять большими форматами.
— Вот когда шеф-повар едет на рынок, он всегда тщательно выбирает продукты. Мастера тоже скрупулезно выбирают материал в кожевенных магазинах?
— Ой, в этих магазинах очень аутентично. Если едешь не срочно закупиться для заказа, а впрок, то да — хочется походить, посмотреть, пощупать, понюхать. Там целые стеллажи с кожей. Иногда интересно попасть в эту атмосферу.
— Изучать ремесло вы начинали самостоятельно. А потом курсы какие-то проходили?
— Нет, много информации в интернете. На разных ресурсов все можно наглядно увидеть. Много мастеров не боятся рассказывать какие-то тонкости работы, не только ее азы. Я тоже считаю, что если есть знание, лучше им поделиться. И неважно, в платной или бесплатной форме. Если мастер берет деньги за свою выкройку — это нормально. Разработка изделия — самый сложный процесс.
— Называние вашего бренда «My course». Что это значит?
— Переводится, как «Мой курс» Ну или «Мой путь». Когда я начал кататься на питбайке, завел свой канала на «YouTube», куда выкладывал видео наших заездов. Называл его «My course». Но дело не пошло, просмотров было мало, надо им было заниматься. Забросил. Когда перешел к изделиям, сначала ставил на них просто клеймо мастера. А потом подумал — если все-таки запускать свой бренд, ему нужно имя, не просто клеймо. Решил взять «Мой курс». В него я заложил такую идею — не обязательно покупать шаблонные изделия из магазинов, ведь можно подойти к этому индивидуально. Кошелек из натуральной кожи — это изделие не на 3 месяца, а на долгие годы. Можно его даже потомству оставить.
— Клеймо мастера — оно у вас какое?
— Это буква «К». В честь имени и фамилии. Многие мастера, не только в кожевенном ремесле, делают именные клеймо. Оно у меня из латуни. Работает как термическое тиснение. Просто нагревается спиртовой горелкой или монтажным феном, и прессом для установки клепок прижимается к коже.
— Шкурный вопрос. Считается, что кожа — это обязательно что-то очень дорогое. Это так?
— И да, и нет. Есть что-то дорогое, есть что-то доступное. Конечно, сейчас материал подорожал, если учесть, что он чаще всего итальянский. Продавцы подняли ценник весной процентов на 30. Другое дело, как я оцениваю свою работу. Я стараюсь окупить материал и оставить что-то для развития. Часто ориентируюсь по тому, какие цены в других кожевенных магазинах, чтобы оставаться в сегменте. В Ревде с продажами сложно, люди не готовы покупать такие вещи. А может просто я плохой бизнесмен и маркетолог. Ведь для меня важнее ремесло, а не доход. Это не средство заработка. Пока. Идеи и планы у меня наполеоновские.
— А изделия они у вас в наличии или только под заказ?
— В основном, под заказ. В конце прошлого года готовился к ярмарке, подготовил изделия разные. Они еще остались в наличии. А так работаю под заказ. И под заказ заказываю кожу.
— Как происходит заказ? Вам пишет человек и говорит: «Хочу кошелек?»
— Самое частое — люди ищут картинки в интернете, присылают мне и просят повторить. Все равно мы обсуждаем некоторые нюансы по цвету, по фурнитуре и так далее. Выглядеть он может и так же, но наполнение все равно разное.
Чтобы сделать один кошелек, Константину понадобится 4-5 часов. На более серьезное изделие — 1-2 дня, если работа с утра и до позднего вечера. Это работа — очень трудоемкая и кропотливая. Стоит посмотреть только на один рюкзачок жены, который мастер шил почти недели. Там куча лямочек, швов, ручек. И все это — двумя иголочками в тесной стайке в подвале старой пятиэтажки. Это ли не настоящая любовь к своему делу? При том, что у Константина нет очереди из заказов, он все равно что-то делает, изучает, пытается сделать новое и еще лучше. Наверное, именно так и выглядит истинное ремесло. Которому очень хочется пожелать только процветания.
— Вы сказали, что планы и идеи у вас наполеоновские. Например?
— Хочется вырасти до большого бренда. Необязательно конвейерного. Сейчас многие крутые компании работают именно под заказ. Хочется, чтобы мой курс совпал с жителями разных уголков России и радовал их своей надежности многие годы. Думаю, этого хотят все мастера. Просто, работать над продвижением лично мне, как оказалось, гораздо сложнее, чем сшить кожаную сумку. Но если с этим справляемся, то и тут разберемся. По крайней мере, у меня есть семья, которая поддерживает и, думаю, в этом поможет.
РЕКЛАМА 16+
Мастерская по изготовлению аксессуаров из натуральной кожи.
Индивидуальный подход к каждому изделию. Телефон: 8 (912) 296-16-30