Яндекс.Метрика
Автор:
Андрей Агафонов
Специальные проекты

Крутящий момент. Как Александр Санников и Максим Щукарёв из любви к мотоциклам построили свой бизнес

Новая серия нашего проекта про ревдинских предпринимателей «Это моё дело»

30 июня 2023
399

Устали от работы и городской суеты? Давайте подумаем, как простому человеку можно отдохнуть. В своей уютной квартире с хорошей книгой, с близкими и друзьями в доме и горячей баньке, ну или на природе — она же у нас шикарная. А если еще сесть на мотоцикл... Можно ли как-то все это объединить? Можно! В новой серии проекта про ревдинских предпринимателей «Это мое дело» создатели компании SM Moto Александр Санников и Максим Щукарёв. Поговорили о том, как они докатились до мотоциклов, куда с ними можно прокатиться и почему питбайк — это вовсе не игрушка.

Мотоциклы и квадроциклы для Александра Санникова и Максима Щукарева сейчас основной вид деятельности. Хотя раньше Саша работал водителем грузовика, а Максим 13 лет отработал на СУМЗе в медьцехе. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Первый мотоцикл — первый ремонт

Найти ребят довольно просто. Их «база» расположена в садах по дороге в лагеря. Очень примечателен пикап с маркировкой компании, который служит и «боевой лошадкой», и вывеской. Здесь, в тени деревьев, базируется автопарк и мастерская Александра и Максима. У входа — небольшой бревенчатый настил, который охраняет старая скульптура мальчика. Ее парни нашли в лесу. Говорят, скульптуру выбросили во время реконструкции базы отдыха «Березка». Они мальчика подобрали, отмыли и назвали Игорь. Теперь он в курточке с надписью «Охрана» и тросточкой в руках встречает всех гостей.

Почему клуб Александра и Максима называется SM Moto? Тут все элементарно. Парни просто не стали изобретать мотоцикл и навались по первым буквам имен. Ну и мото — ведь именно с этим связана главная суть проекта.

— Мы дружим с самого детства, — рассказывает Максим Щукарев (хотя внешне они очень похожи, словно родные братья). — И вот, когда нам было по 14 лет, в руки попал мотоцикл «ИЖ Планета-5» (взяли его у брата). Мы поехали на нем. Но нам никто не объяснял, что раз двигатель двухтактный, надо бензин с маслом смешать. А мы поехали на чистом бензине, и клинанул двигатель. Первый же день, первый опыт — и первая поршневая замена. Это был первый раз, когда мы разбирали мотоцикл.

Фото предоставлено Максимом Щукаревым

В общем, с самой юности парни гоняли на мотоциклах по деревням. Правда, смеются, что больше в них копались, нежели ездили. Ну а потом традиционно все повзрослели, пересели на машины и юношеская страсть к мотоциклам подугасла. Пока не наступил 2018 год.

От восторга к делу

Александр и Максим решили вспомнить молодость — найти какую-нибудь компанию, где можно арендовать питбайк и покататься по лесам. Нашли.

— И после проката у нас разговоров было на весь день! Просто были в полном восторге, — вспоминает Александр. — Потом еще раз пытались съездить, но контора закрылась или переехала. Тогда-то мы и загорелись идеей организовать что-то подобное в Ревде — у нас ведь не было тогда аренды мотоциклов.

Для начала они купили питбайки себе. Это была уже осень. До снега успели немного покататься по местным лесам, посмотреть маршруты. Ну а в зиму ушли на ремонты, с желанием накопить денег и купить еще питбайка для проката к весне.

После заездов по бездорожью технику часто приходится чинить. Все это парни делают самостоятельно на базе. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Получилось. Им удалось купить три питбайка и два эндуро. Давайте разбираться. Питбайк — это маленький кроссовый мотоцикл, предназначенный для езды по бездорожью. Эндуро — внедорожный спортивный мотоцикл, используемый для гонок по пересеченной местности. Получается, первый полегче, вторые — потяжелее.

Парни открыли свой проект 1 мая. И уже в этот день у них были первые посетители. Прокатились, и все остались довольны. Заработало сарафанное радио. Было это четыре года назад.

Обратная связь

Все приходило с опытом. В первую очередь, когда Александр и Максим купили питбайки, начали изучать леса. Важно было выбирать маршруты так, чтобы ездить по уже проторенным дорогам и тропинкам, не портя ландшафт. При этом парни получили и другой полезный опыт.

— Пару раз упали и поняли, что нужна экипировка, — смеется Александр. — И начали потихоньку ее собирать. Вначале приобрели наколенники и «черепаху» — это спецзащита, которая бережет локти, плечи, грудь и спину. Потом нашли ботинки на шнурках, чтобы защищать голень. Она часто страдает, потому что цепляется за байк, за ветки. Ботинки крепкие, у некоторых с железным носком.

На базе. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Много парни брали от разговоров с клиентами. Вот им сказали, что хорошо бы было приобрести питбайк-полуавтомат, чтобы девушкам было ездить проще. Купили, это действительно помогло. А если кто-то хочет кататься, но с равновесием есть проблемы? Значит, нужны квадроциклы. Приобрели.

— Лето откатали, наступила осень, дело к зиме. А зимой что делать будем? — задумались ребята. — Надо искать снегоходы! Купили две штуки. А еще смастерили снежный байк — вместо колес сзади гусянка, спереди лыжи. Вроде мотоцикл, но ездит по снегу. Правда, управлять таким очень сложно — ловить равновесие, подруливать, маневрировать. Даже опытные говорят, что полчаса поездят и устают.

После зимы начались ремонты — это же техника, она всегда требует внимания. Сейчас в принципе так все и устроено: днем катаются, ночью варят, сверлят, восстанавливают. На данный момент у Александра и Максима автопарк такой — три квадроцикла, три питбайка с механикой, один полуавтомат, четыре снегохода и один инструкторский. «Растем потихоньку», — улыбаются ребята.

Летом мотоциклы, зимой — снегоходы. Говорят, именно в зимнее время леса Ревды особенно прекрасны. Фото предоставлено Максимом Щукаревым

Маршрут построен

Техника техникой, давайте разберемся, как все тут устроено. Массовых прокатов нет. Как правило, желающие покататься приезжают парами или небольшими компаниями (до четырех человек). Смешанные группы из незнакомых людей парни стараются не набирать — кто-то более опытный, кто-то менее (он начинает тормозить всю группу, что вызывает недовольство у опытных). Поэтому решили подходить к каждому прокату индивидуально, чтобы катались все свои и спокойно дожидались друг друга.

— Вот, например, я заинтересовался прокатом у вас. Что делать дальше, как это работает?

— Нам звонят, говорят: «Мы хотим покататься». Не вопрос. Заказчик приезжает, заполняет договор. К услуге обязательно прилагается инструктор, который объясняет все правила, проводит инструктаж и сопровождает на маршруте, чтобы люди не заблудились, — разъясняет Александр Санников. — После инструктажа клиент полностью берет ответственность за себя и за технику. Если соблюдать условия инструктажа, то все будет хорошо. Ну и дальше едем по маршруту.

Фото предоставлено Максимом Щукаревым

— Какие маршруты у вас есть, и какой они протяженности?

— Есть часовой маршрут — это Каменная гора, к охотничьему домику и к беседке. Самый маленький круг — от 12 до 15 км. Все зависит от скорости. Если медленно едем, то чуть сужаем круг. Есть темп хороший, можем его расширить и проехать до 23 км. Двухчасовой маршрут может быть до 30 км. Мы в любом случае делаем остановки, потому что два часа чистой езды сложно выдержать.

— А вы узнаете у заказчика, умеет ли он кататься? Вдруг приехал человек, который просто уверен, что поедет.

— Мы всегда сначала выясняем, на чем ездил клиент, сколько, как давно это было. Помнит ли он, что такое сцепление и газ, знает ли теорию механики. В любом случае, для начала мы движемся на прямых участках, чтобы посмотреть, как человек владеет техникой, как себя ведет. Если опыта мало, то видно, как он суетится, неправильно сидит. Подсказываем, обучаем.

— Инструктор всегда едет в группе впереди или сзади?

— Впереди. У меня шея постоянно устает оглядываться, — смеется Александр. — Всегда еду, наблюдаю и работаю индивидуально.

Фото предоставлено Максимом Щукаревым

Как в сказке

Помимо мотоцикла заказчик получает и экипировку. Вы можете приехать на базу хоть в белых кроссовках и шортах (как это сделал я), вас оденут, как полагается. Клиентам выдают щитки, «черепаху», ботинки или сапоги, шлем, перчатки. Если на улице дождь, вас нарядят в яркий оранжевый комбинезон. Если сухо, выдадут штаны и куртку защитного цвета.

— Кстати, а девушки часто приезжают? Просто как-то все привыкли, что мотоцикл — это для мужиков.

— В последнее время очень много девушек приезжает. Но, в основном, чтобы обучиться, не все едут на маршрут. Просто получить опыт, не быстро проехать на прямых участках. Учим трогаться, останавливаться, держать равновесие. Бывает, у них адреналин взыграет, начинают давать газу. Тогда тормозим, не даем переоценить свои возможности.

— Что на маршруте можно увидеть?

— У нас очень красивые лес, живописные подъемы. Но красивее всего зимой. Деревья заморожены, снег на ветки налипнет, и едешь, словно по снежному тоннелю. Приезжала одна девушка, она у моря живет, говорит: «У вас как в сказке!» Сейчас еще разрабатываем новый маршрут на гору Ельчёвошная. Она подальше, но виды там превосходные. И туда только на мотоцикле добраться.

Фото предоставлено Максимом Щукаревым

— Откуда к вам приезжают люди?

— Из Ревды только 30% посетителей. В основном, Первоуральск, Екатеринбург, с Дружинино, Нижних Серег. Бывает кто-то мимоходом — приехал в Ревду по работе и решил прокатиться.

Питбайк детям не игрушка

Еще один вопрос, с которым хотелось бы разобраться — что такое питбайк с точки зрения транспортного средства. Согласитесь, питбайков сейчас очень много стало на улицах города. Да и в частном секторе они частенько урчат. Все бы ничего, но выросло количество аварий с участием питбайков, на которых в большинстве случаев несовершеннолетние.

— Питбайк — это спортивный инвентарь. Да, на него не нужны права и ПТС. Но питбайк не предназначен для дорог общего пользования. На нем нельзя ездить везде, где хочется. Лично мы сдаем технику в аренду и предлагаем свой безопасный для всех маршрут, за которым следим. Мы не ездим в город, не лезем в незнакомые места. У нас все организовано. Мы не позволяем выезжать на дорогу. Все под присмотром. У нас вот рядом с базой есть дорога. Так мы ведем байки руками через нее, до поля, и только потом заводим мотор и едем.

— Слышал, вы ездите не только по местным маршрутам, но и, к примеру, на Шунут. Как добираетесь?

— Грузим байки в пикап, везем их за Краснояр и только потом едем.

Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Как относитесь к молодежи на питбайках?

— Многие из них немного научились ездить — трогаться, газ давать. Но они не понимают предназначения питбайка. Это техника для бездорожья, для лесных троп, а не для асфальта. Ездить по городским дорогам небезопасно для себя и окружающих. У питбайка элементарно нет поворотников! Молодежь еще и правила дорожного движения не учит. Когда едешь по лесу, там свои правила, которые мы всегда объясняем — друг друга не обгонять, соблюдать дистанцию, не гнать, даже если очень хочется.

— Часто замечаю, что молодые люди на питбайках ездят вдвоем.

— Это запрещено категорически! Это одноместный мотоцикл, так на заводе разработано. У него амортизация под одного человека. Он рассчитан на вес до 60-80 кг. Если на нем двое, это большой риск аварии, потому что возникает дисбаланс. Любой наклон, и резина может проскользнуть. К тому же, второму пассажиру просто некуда поставить ноги, отчего они болтаются и могут вызвать нарушение равновесия.

— Почему так много стало питбайков? Раньше ведь столько не было. Мода?

— Китай. Они стали доступнее и дешевле. Питбайк можно купить по цене телефона. Раньше были только дорогие бренды, типа «Хонды». А Китай все удешевляет. Да и при покупке никто прав у тебя не спросит, на учет ставить не надо. Нам-то хорошо, как спортинвентарь, он стал доступнее. Но детям просто так, как игрушку, покупать питбайк не надо.

А это Игорь — скульптура мальчика, выброшенная из бывшего пионерского лагеря «Березка». Фото Владимира Коцюбы-Белых

Новый вираж

В том и дело, что в Ревде нет места, где молодежь, которой достаются питбайки от родителей в качестве подарков или просто «взяли покататься», могла бы научиться ездить на нем, соблюдая все правила и в положенном месте. Александр и Максим готовы взять на себя функцию обучения и даже хотели бы попросить поддержки у города.

— Мы мечтаем сделать свой трек, — признаются парни. — Чтобы в Ревде было официальное место, которое бы привлекало эндуротуристов. Думаем, время пришло. К нам обращаются и родители детей, и взрослые, купившие питбайк, чтобы научили не в теории, а на практике. Но у города нет альтернативы, где можно это сделать. А мотоциклы у людей есть. Надо ведь их всех куда-нибудь отправить.

Сейчас парни планируют взять за создание общественной организации, за поиск места под трек, чтобы свое увлечение и бизнес перенести и на «социальные рельсы». И это будет уже совсем другая история, в которой мы от чистого сердца Александру и Максиму пожелаем удачи.

Реклама 16+

SM.MOTO. ПРОКАТ КВАДРОЦИКЛОВ, ЭНДУРО МОТОЦИКЛОВ, СНЕГОХОДОВ. РЕМОНТ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ. Тел. 8 912 282-09-52

Реклама 16+

ГОСТЕВОЙ ДОМ SM.HOUSE.REVDA. БАССЕЙН. САУНА. БЕСЕДКА. Тел. 8 982 603-97-23

Комментарии
Авторизоваться