Яндекс.Метрика
Автор:
Ксения Данилова
Специальные проекты

Экскурсия по закулисью. Театральные истории Татьяны Вяткиной

7 августа 2024
201

Совсем недавно театральная студия "Играй-город" побывала в Казани на Международном фестивале «Призвание-артист», где завоевала Гран-при. Мы встретились с руководителем образцового театрального коллектива Татьяной Вяткиной и поговорили о победах и критике, о том, какие бывают актеры, что значит для ребенка работа в коллективе и об уроках доброты, морали и нравственности, которые дает театр.

Татьяна Вяткина: «Режиссерские практики начались еще в детстве, я постоянно какие-то дворовые площадки организовывала, спектакли ставила». Фото Ксении Даниловой

Режиссером была с детства

С Татьяной Вяткиной я встречаюсь в фойе Дворца культуры, она идет мне на встречу, и вся, буквально, светится изнутри. О работе говорит увлеченно, горит своим делом, любит детей и, конечно же, театр. Впрочем, смотрите сами.

— Татьяна Александровна, расскажите о своем творческом пути, как вы пришли во Дворец?

— Когда-то здесь в театральных коллективах проходила моя юность. А работать сюда я пришла в эпоху Майи Михайловны [Фирулевой] (директор ДК с 1986 по 2007 годы — ред.) и прошла разные стадии развития Дворца, видела, как все менялось, менялась и я сама. Уже на тот момент за плечами были училище и институт культуры с профилем «Педагог художественных дисциплин, режиссер тетра студии». На сегодняшний день во Дворце я работаю без малого 20 лет.

— Но о своем театральном коллективе тогда еще речь не шла?

— Дети пришли позже, когда стало необходимым воплощать свои замыслы, когда какие-то персонажи должны были оживать на сцене или появляться маленькие ведущие. А в последствии появился и большой коллектив, в какой-то момент я была вынуждена разделить детей на две возрастные категории. Ведь подача материала ребятам младшего и старшего возраста, да и поведение с ними должны быть разными. Сейчас подобное разделение у нас сохраняется. В младшей группе дети с первого класса и до 13 лет, во второй — от 14 до 20 лет.

— Почему ваш выбор пал именно на театральный коллектив?

— А каких-то иных вариантов даже и не было. Многие девочки мечтают стать актрисами, и я не была исключением. Но с детства я была больше все-таки режиссером, постоянно какие-то дворовые площадки организовывала: «Так, ты такие слова говори, а ты такие» — в общем режиссерские практики пошли оттуда. Помню даже «Снежную королеву» ставила, будучи в гостях в Чебоксарах. И новогодние представления всегда придумывала. Все это случалось и получалось как-то само собой. Был только выбор — актерское мастерство или режиссура. Потому что была в моей жизни и такая история — в Казани я поступила в училище на театральное отделение и год там отучилась. Но оказалась, я не была к этому готова, да и далеко от мамы и папы, в общем не сложилось, не потянула я тогда все эти тяготы взрослой жизни, совмещенные с учебой. И уже позже я в какой-то момент поняла, что хочу сама рулить процессом, сама создавать.

Театральная терапия

— «Играй-город» — как появилось это название?

— Это само собой вышло, будто Вселенная подсказала слова. Мне надо было срочно что-то где-то зарегистрировать и когда попросили указать название, оно родилось совершено спонтанно. Не было никакой головоломки.

— Почему «Играй-город» преимущественно детский театр, почему не взрослый?

— Постойте, постойте. Тут все дети! И даже взрослые те же дети. Когда они идут на сцену, их надо за руку держать, где-то хитрость проявить, где-то мудрость. Маленькие идут с особой харизмой, они открытые. Вот как богом созданы, такими и идут на сцену. Уверенные, что такими и надо быть, надо лишь чуть-чуть их направить и вселить уверенность. А взрослые? Ну чем они не дети? Им столько же надо слов сказать — ты можешь, ты справишься, ты силен. Приободрить, чтобы они поверили в себя. Все мы немного дети, выходя на сцену и находясь около нее.

— В итоге все выходят и раскрываются?

— Да, большинство. И я всегда этому очень радуюсь. Будучи в Казани, я встретилась со своим бывшим учеником, он уже взрослый, но ему было так важно встретиться обняться и сказать, как ему было дорого то, что я в него поверила, и он сам в себя проверил, а следом и окружающие, и он раскрылся и стал настоящим собой. Я думаю, что эта история очень типична для взрослых театралов.

— С какими актерами работать проще, с совсем юными или с более взрослыми? Вообще, есть ли нюансы?

— Это две разные истории. Маленькие так верят в тебя, и, конечно же, если веришь, значит все правда, все получится. Маленькие чаще открытые. Хотя, бывает, что приходится иногда скорлупку открывать — зажатые. Кто-то приходит прямо конкретно с этой задачей, хотят раскрепоститься. И театр им в этом помогает.

— То есть игра в театре порой работает как своего рода терапия?

— Да. Я их даже для себя распределяю. Вот этот пришел, чтобы стать актером, и быть звездой на сцене. Чаще всего это видно сразу. Другой пришел, как вы выразились, за терапией. А третий проходящий, так тоже бывает. Пришли, что-то взяли для себя и дальше пошли, это нестрашно, наоборот, правильно, ведь надо же себя искать.

Позвать на субботник, поругать двоечника

При выборе произведения для постановки спектакля, Татьяна Вяткина руководствуется темами и текстами, которые дети должны увидеть, услышать и понять. Фото из архива редакции

— Каждый ли ребенок может стать актером? Дар и способности имеют решающее значение, или же все это можно развить?

— Способности и талант однозначно имеют место быть.

Если этого не дано и природой не заложено, зачем же тогда становиться именно актером? Ведь можно просто работать над раскрепощением и это тоже принесет немалую пользу. Потому что однажды этот ребенок станет родителем и придет на родительское собрание, а другой — руководителем технического отдела и будет вести оперативное совещание. Чтобы дать свободу своему лицу, телу, своим мыслям, и не думать о том, как он выглядит, стать увереннее и какие-то жизненные навыки для себя приобрести. Ораторское искусство включено в процесс нашего обучения. Ребята приходят, и мы проводим эксперименты: вот ты сегодня торговый представитель, ты зовешь всех на субботник, а ты ругаешь двоечника, и так далее — разные задания. И им знаете, как бывает трудно по началу? А ведь все эти жизненные ситуации нужно еще и в слова облечь в какие-то приемлемые и сложить в осознанные предложения. Да еще и эмоциональная подоплека в них должна быть.

— Какие еще упражнения вы выполняете на занятиях?

— Ой, все и не перечислить! Иногда, посещая мастер классы разных значимых актеров, я начинаю ловить себя на том, что вот это мы делаем, это делаем, и это тоже делаем. И мои ребята-актеры, приходя в институт культуры, или в театральный институт, говорят мне: «Татьяна Александровна, мы это уже знаем, мы с вами это проходили». И я внутренне хлопаю в ладоши — «Ух, как классно!». Есть у нас и дополнительные индивидуальные репетиции, потому что не все в массовом режиме слышат режиссера и задачу. Я всегда ребятам говорю: «Кто не прошел через индивидуальную работу, тот не обтесался как бревнышко». На таких занятиях проще бывает достучаться до ученика, он начинает слышать паузу и логику речи, и я его тоже слышу. Он понимает ритмический рисунок и задачу, начинает эмоционально раскрываться, хотя изначально ему это было сложно.

Про критику, победы и опыт

— Расскажите про свой конкурсный путь, какой опыт был самым ярким?

— Театральных конкурсов гораздо меньше, чем хореографических и вокальных. Но это всегда профессиональная стимуляция, мы должны набирать опыт, проходить обучение и участвовать в конкурсах. А конкурс — это та же учеба. Бывают, в том числе, и онлайн конкурсы, с очень жесткими разборами и критикой. Как, например, получилось с нашим спектаклем «Ракета» Рэя Брэдбери. Хотя дети ужасно любили эту историю и до сих пор вспоминают ее с теплотой. Но это опыт. Без него никак.

Много бывает любопытного на конкурсах. Встречаются интересные члены жюри — молодые, дерзкие, продвинутые, прекрасно реагирующие на всякие современные неформальные фишки. Порой даже дают советы, подсказывают, как еще можно представить ту или иную историю, с увлечением начинают вместе со мной фантазировать и получается уже такой диалог союзников, а не судей и конкурсантов. Это всегда как бальзам на душу, конечно.

— Ваша самая значимая победа как режиссера, какая она?

— Должна сказать, наверное, что последняя, в Казани, потому что она звучит как гран-при, и совсем свежая. Но, по сути, моя главная победа, это те люди, которые меня окружают. Которые растут при мне, на моих глазах. У которых формируются духовные ценности. И то, какие они чистые, поддерживающие друг друга, сплоченные. То, как они говорят о людях. Вот знаете, именно это я бы и назвала своей главной победой — мой коллектив.

— Как попасть в «Играй-город?»

— Каждый год проходит набор. Я называю его кастингом. Как в театральном училище — присутствует весь наш коллектив. Да, это стресс для новичка, но мы создаем аудиторию. А ты попробуй, выйди на сцену, расскажи о себе, и будь при этом свободен и естественен. Или расскажи стихи и будь эмоционален. Не можешь? Тогда спой нам песню, а мы обязательно подпоем, поддержим. Не хочешь песню? Расскажи анекдот. Или просто покричи «Ау-у, спасите, помогите!» Это может быть любая мини-импровизация. В принципе, я беру всех, но тот, кто спасовал на этом этапе, сам понимает, что пока не готов. И весь первый месяц я не записываю новых ребят в студию, всегда даю им время попробовать и понять. Дети в нашем коллективе все близкие по уровню «сумасшествия», то есть творческий градус у них одинаковый, они друг друга слышат, и новый приходящий человек либо вливается — «О, это мои люди!», либо нет, отбор происходит сам по себе.

Зощенское «сумасшествие» и Гран-при

В Казани на Международном фестивале «Играй город» устроили настоящий спектакль-концерт и взяли Гран-при. Фото предоставлено Татьяной Вяткиной

— Расскажите о конкурсе в Казани, на котором вы взяли гран-при. Как готовились, как все прошло?

— Мы готовили работу, которую выставили на зрителя буквально после пяти репетиций. Называлась она «Читка рассказов Зощенко». Я всегда пытаюсь донести до детей произведения тех авторов, которых люблю сама. В общем с этим спектаклем мы собрали полный зал в программе Дворца «Городские встречи». А потом еще, и еще. Там в процессе мы прямо с текстами в руках и встаем, и деремся, и прочее, и все это так эмоционально — в общем настоящее зощенское «сумасшествие». Ну и когда встал вопрос о том, какую работу из нашего репертуара везти на конкурс, все коллеги сказали — Зощенко! К тому же брать с собой особо ничего и не надо было — весь спектакль мы играем на пяти стульях, никакого реквизита. Так и поехали. И там после выступления мы встретились с тагильским режиссером, который был в восторге и сказал: «Бог мой, как здорово, что вы это сделали именно так! Я думал, что будут ужасная ерунда, но у вас все получилось!» В общем, там у нас получился настоящий спектакль-концерт, мы его еще подсобрали немножко, выбрали самые лучшие рассказы, уложились в полчаса. Ездили мы старшим коллективом, 15 человек.

— 15 подростков! Как вы одна с ними управились?

— Дети, видимо, договорились, о том, что будут слушаться и все прошло гладко. Они ходили встречать рассветы на балконе. Ну еще бы, ведь нам достался «Татарстан», 11 этаж, самый центр, необыкновенный вид! Мы с ними прошли все центры, кремли, чаши, музыкантов, достопримечательности, все хвосты, на счастье, погладили. На третий день я дала им свободу, они уже всё там знали, как и куда идти, а вечером перед поездом мы встретились. Вы знаете, они такие умные, такие современные и продвинутые, так что это еще вопрос, кто кого там куда водил. С организацией тоже проблем не было — один за навигацию отвечает, другой за раскладку багажа, третий за расселение. В общем, дружба и дисциплина.

— А что дальше? Впереди поездка в Питер?

— А здесь давайте поставим многоточие. Пока не хочется раскрывать всех планов, но обязательно что-то будет.

— Как вы выбираете произведение для постановки, чем руководствуетесь?

— Безусловно, собственным вкусом. А еще темами и текстами, которые дети должны увидеть, услышать и понять. Например, в нашем репертуаре есть РРРоберт Рождественский, спектакль по его стихам. Младшие играют Виктора Драгунского «Денискины рассказы». Согласитесь, что их сейчас практически не читают, а напрасно. Детство то ведь осталось тем же. И мои ребята знают и цитируют Драгунского, они видят этот добрый юмор и теплоту его произведений. Для меня это важно.

— Есть авторы или произведения, по которым вам бы хотелось поставить спектакль, но пока не складывается?

— Да. Есть авторы, которые греют душу, но пока я боюсь к ним подступиться. Может зрелость моих актеров сейчас не дает мне этого сделать. Я бы хотела поставить Шукшина, что-то такое теплое. Надеюсь, придет время.

А кто продолжит?

— Над чем работаете сейчас?

— У нас в планах Пушкин, про любовь и все такое.

А сегодня еще выездное мероприятие с младшим коллективом, мы едем выступать в «Лесную жемчужину» со спектаклем «Рукавичка», считаю, что народность тоже надо ставить, а как иначе? Выступать будем перед детьми, устроим им небольшое развлечение.

— О чем мечтает режиссер Татьяна Вяткина?

— Самая главная моя тема сейчас, это — а кто продолжит? Умные, дерзкие и талантливые хотят покорять Питер и Москву, зачастую там они остаются. Я внимательно смотрю на своих детей, они влюблены в театр, они грезят большой сценой, но никто из них пока не думает, что и родной маленькой Ревде тоже нужны и актеры, и режиссеры. И все равно грею мечту о том, что однажды появится и профессионально вырастет этот человек, и у меня будет возможность из рук в руки передать коллектив со всеми его традициями своему ученику.

Комментарии
Авторизоваться