Яндекс.Метрика
Автор:
Андрей Агафонов
Специальные проекты

Душа и Прошка. История учителя русского языка и литературы школы №29 Елены Люхановой

И философия её предмета. Первая серия нашего нового проекта «СВЕТ»

17 февраля 2023
1193

В газете «Ревдинский рабочий» стартует новый проект «СВЕТ». В Год педагога и наставника мы решили вам подробно рассказать о жизни учителей, воспитателей детского сада, работников допобразования. О том, как они пришли в профессию, что видят в ней и в детях со своей стороны, какие они дома и в семье. Это будет сборник новостей и историй, которые расскажут вам о людях, которые работают с нашими детьми. Мы все знаем, что ученье — это свет. А этот проект о тех, кто его несет.

У всех в школе были такие предметы, как русский язык и литература. И я уверен, что многие помнят своего учителя, который преподавал именно эти два предмета. Конечно, у каждого педагога свой метод обучения, своя атмосфера в классе, свое отношение к ученикам. И сегодня поговорим об учителе, который смог вокруг этих двух, казалось бы, стандартных предметов создать совершенно уникальные историю и философию. Эта история о месте, о людях и предметах, которые его красят. Это история учителя русского языка и литературы школы №29 Елены Люхановой.

Елена Люханова — Почетный работник общего образования Российской Федерации. Она в профессии 40 лет. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Отряд барабанщиков

Звенит звонок. Признаюсь, в 29-й школе он необычный. Вместо навязчивого «дилинь-дилинь» немного танцевальный мотив. А что вы хотели, после капремонта учреждение стало новеньким и современным. Как и кабинет, куда собираются ученики шестого класса на урок к Елене Николаевне. Новые парты, доска, шкафы. Лишь старенькое зеленое кресло с уютно разместившимися в нем игрушками напоминает о докапремонтных временах.

— Так это же Прошка! — весело вскрикивает мальчик, указывая на одну из игрушек в кресле.

— Вот, а я вам что говорила? Все его знают, — улыбается Елена Люханова.

— Прошка! Прошка! — покатились детские голоса по классу.

Да, про Прошку мы говорили полчаса назад. А первый раз познакомились с ним на экскурсии по школе после ремонта 25 января. Об этом обязательно расскажем ниже. Прошка — это лишь часть истории, которая начиналась для Елены Николаевны здесь же, в стенах 29-й. Ведь она сама — выпускница этой школы.

— У нас были совершенно замечательные учителя, — вспоминает Елена Люханова. — Для меня, в частности, завуч Валентина Васильевна Шевцова, ее сменила Марина Борисовна Хазбиева, с которой мы по сей день тесно общаемся. Это был первый фактор, почему я решила стать учителем. Второй — я в детстве часто болела. Чем заниматься? Читать. Я очень много читала. Третий — у меня была замечательная бабушка. Она была старшая дочь в семье, где 20 с лишним детей, жили они в глухой деревне. Я вот только теперь поняла, что у нее был уникальная дар — она замечательно рассказывала сказки, знала море пословиц и поговорок. У меня дети удивляются: «Елена Николаевна, у вас к каждому слову есть поговорка». Это бабушкино. И она с детства внушала нам одну простую истину: учитель — это святой человек, и без образования ничего не будет. Хотя сама она не умела ни читать, ни писать, поэтому очень ценила всё, что связано со школой и учителями.

— В какой момент вы поняли, что всё, буду учителем?

— Наверное, в старших классах, когда я участвовала в разных конкурах и получалось писать сочинения. Мне тогда Марина Борисовна сказала, что не надо идти в пединститут, нужно в УрГУ на филологический поступать — там ценится нестандартность мышления. Пошла. Поступила не сразу, через год, на заочное, а пока начала работать. В 29-й школе тогда мест не было, пошла в третью вожатой. Она как раз только открылась. И там мне снова повезло с учителями. Владимир Арсентьевич Вершинин — гениальный педагог и добрейшей души человек. Да и вообще коллектив был отличный, молодой. Отработав год, поняла — да, у меня получается. И, как у вожатой, у меня было много идей. Вы же наверняка читали Крапивина?

— Конечно! Легендарный писатель и основатель отряда «Каравелла».

— Вот! Еще один фактор, почему я стала учителем — это Крапивин, я была им увлечена. У меня же был свой отряд барабанщиков, 24 человека! Нам директор даже купил 24 барабана. И форма была. Все, как у Крапивина. Это было очень интересно.

Перед уроком литературы. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Получается, работать в школе вы начали с 17 лет?

— Да. Я вот сейчас смотрю на 11 классы и думаю — как Владимир Арсентьевич доверил мне в 17 лет детей?

Русский язык или литература?

Елена Люханова четыре года отработала вожатой. А потом вышла замуж и ушла в декрет. Ну а потом жизнь распорядилась так, что она вернулась в 29-ю. Так тут и работает.

— Зато тут родные стены.

— Родные стены — это хорошо. Но третья школа тоже родная. То место, где ты начинаешь работать, — это место силы. Я очень долго от него отрывалась. Почти 15 лет вообще не ходила в тот район, не могла. Даже в магазин. Мне было страшно встретить детей.

— В тот момент не пожалели, что стали учителем?

— Ни в тот момент, ни в какой-либо другой. Ни дня, ни минуты, ни секунды не жалела, что выбрала эту профессию. Недавно себя об этом спрашивала, — тут Елена Николаевна берет небольшую паузу. — Нет, нисколько. Когда любишь литературу и детей, по-другому быть не может.

— Учитель русского языка и литературы. А что лично вы любите больше — русский язык или литературу?

— Когда поступала, литературу. А когда учишь — русский... Понимаете, русскому языку легче учить. Он же как математика. Там есть правила, которые выстраивают некую логику, что дается детям проще. Литература — это все-таки область философии. И она при этом сродни театру. Я ходила в театральный кружок к Татьяне Машкиной. И, думаю, что театральный мне во многом помог. Но это забирает много сил. После 4 уроков литературы, буквально, валишься с ног. Урок литературы нужно сыграть! Ведь литература — это область искусства, это, в первую очередь, чувство и эмоции.

Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Как ученики относятся к классической литературе, а вы — к современной?

— Буквально вчера говорили с 11 классом. Сейчас многие в разных кругах говорят, что нужно убирать некоторые произведения из школьной программы. Того же Толстого, Достоевского. Я спросила у ребят — а надо ли убирать? Они все ответили, что нет, и вообще напишите куда-нибудь, чтобы не убирали. Прошу аргументировать. «А как это — не почитать «Войну и мир»? Как дальше-то» — говорят дети. Теперь давайте посмотрим на современную литературу. Многое в прозе и поэзии построено на реминистенциях и аллюзиях, на отсылам к классической. Вы посмотрите, современная поэзия цитирует 19 и 20 век, Твардовского, Евтушенко, Рождественнского. Классическая литература — это база.

— Кстати, а ученики на уроках сейчас выходят к доске, читают стихи? Помню, мы все прям по очереди выходили.

— Сейчас не всегда есть время выслушать у доски всех. Но я приглашаю желающих, они выходят, читают. Остальных могу спросить на перемене.

Кресло, Прошка и цветы

Помимо преподавания, в педагогической жизни Елены Люхановой всегда было классное руководство. Она выпустила в качестве классного руководителя 5 классов. И многие выпускники до сих пор приходят в гости. В том числе, посмотреть на новый отремонтированный класс. В котором, к сожалению многих, исчезли некоторые предметы.

— «Ой, Елена Николаевна, а где шаль?» — спрашивают они. Шаль всегда висела у меня на спинке стула, они брали ее греться, когда было холодно. Но — потерялась во время ремонта. «А где портрет писателей?» Убрали. Поэтому есть у них тоска, что в кабинете теперь не так.

— Но удалось сохранить кресло. Как оно вообще тут появилось?

— Ох, это был второй выпуск. В течение семи лет ты классный руководитель у детей, которых берёшь в 5 классе. Вы представляете, что такое семь лет? Это ты с ними проживаешь каждый день. Первых учила пироги стряпать. Они помогали мне переезжать с квартиры на квартиру... Второй выпуск очень сложный был. Это были тяжёлые девяностые. И это были дети, которые очень сложно мне дались. Но многие из них стали успешными.

— Думаю, вы их запомнили на всю жизнь.

— Да я всех помню, — снова улыбнулась Елена Люханова. — Вот первый выпуск, девочки, обвиняли меня, что сложно выбрать суженого после знакомства с Татьяной Лариной и Наташей Ростовой. Конечно, в шутку. Второму выпуску я уже говорила — после школы замуж, и чтобы фотографии мне предоставили. Когда мы собирались на 15-летие выпуска, они мне подарили плакат с фотографиями, где у каждого выпускника по двое-трое детей. «Выполнили!» — говорят. И принесли пакет большой. Развернули, а там вот это кресло. Так оно и прижилось. В нем сидят две игрушки, тоже подаренные выпускниками. Сейчас 11-классники очередь занимают, чтобы в нем посидеть в обнимку с игрушками. После ремонта это кресло хотели убрать, но я отстояла. Потому что это душа нашего кабинета.

То самое зеленое кресло. А слева на нем — тот самый легендарный Прошка. Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Говорят, и игрушек у вас было больше.

— Конечно, дети их часто дарили. И цветов у нас много было от детей, у каждого было имя. Вот цветок от Кирюшки Порозова, он подарил. А это Лена Газизова, царствие ей небесное. Ее нет в живых, а цветок остался. А дети новые, когда приходили, я их знакомила — вот цветочек имени того-то. Я ведь сейчас учу детей своих выпускников. Тут были цветы их родителей. А еще у нас гитара стояла в углу. Мы тут литературные вечеринки устраивали, пели и плясали. Они же поют в старших классах. Серебряный век. Век стихов и музыки

— Сейчас многого из этого нет (оглядываемся по сторонам).

— Тут хорошо стало, чисто, красиво. Потолок не обваливается, стены не вываливаются. Но со всем остальным была связана душа, память... Мы вернем сюда душу.

— Из игрушек у вас остался Прошка, тоже наслышаны.

— Дети не дали его выбросить. Даже когда я уже была на это готова. Ему 36 лет, тоже дарили ребята на День учителя. Причем, раньше был «кутузовский» учебник, где в 5 классе появлялся такой персонаж — Прошка. И вот мы использовали игрушку в качестве него. Это же дети, они мыслят предметно. Так им было интереснее. Сейчас в учебниках Прошки нет, а они все равно его знают, здороваются с ним, общаются, наряжают.

Дети любят занятия у Елены Николаевны. Она всегда старается придумать какую-то особенность для занятий. Например, 14 февраля, в День всех влюбленных, у нее для учеников был заготовлен мешочек с конфетами. Такая традиция. Фото Владимира Коцюбы-Белых

ЕГЭ и лещ

Честно, с Еленой Николаевной хочется общаться часами. Но время поджимает, скоро урок. Поэтому не можем не поговорить о Едином госэкзамене.

— Русский язык — обязательный предмет. Как относитесь к ЕГЭ?

— Хорошо отношусь. С 1982 года я прошла через все виды экзаменов. И ЕГЭ — это четкая структура. Я четко знаю, чему должна научить и что должна спросить. Конечно, его усложнили. С другой стороны, дети ведь потом пойдут в вуз, а там не просто. Как выглядит экзаменационные работа, знают все, кто заканчивал школу в последние 12 лет и их родители. Об этом много пишут и говорят. Да, вокруг ЕГЭ много вопросов. Но ведь еще важно, как относиться к экзамену.

— Работа — это ваше хобби и жизнь. За стенами школы чем увлекаетесь?

— Я обожаю стряпать. У меня бабушка была стряпуха, видимо на генном уровне мне это передалось. А в школе коллеги смеются: «У Лены тестотерапия». Бывает, когда устаешь, все вокруг давит, приходишь домой, заводишь тесто, начинаешь стряпать и становится все легче и легче. Больше всего люблю стряпать пироги. С чем угодно могу сделать. Семья очень любит с лещом. Муж поймает, я сделаю, глядишь и семья, и друзья собираются. Лещ — он жирный, а когда много лука сверху, много лука снизу, а внутри сливочное масло, он получается сочным. Да с холодным молоком... Вкусно.

Фото Владимира Коцюбы-Белых

— Вы уже 40 лет в профессии. Почему?

— Я люблю свою работу. И детям всегда говорю — у нас хорошая работа. Врачи видят смерть, и у них у каждого свое кладбище. Так мне говорят знакомые-медики. Был друг, работал следователем, а потом прокурором. Он говорил, что видел одну грязь. А мы работаем с детьми. Какими бы они ни были, это дети. Им всё прощаешь. Дети — это дети, это тепло.

Звания и награды Елены Люхановой за время педагогической деятельности

— ветеран труда Российской Федерации;

— Почетный работник общего образования России;

— Почетная грамота Министерства образования РФ;

— Почетная грамота Министерства образования Свердловской области;

— неоднократно отмечена почетными грамотами администрации Ревды и Управления образования.

Комментарии
Авторизоваться