Яндекс.Метрика
Автор:
Ксения Данилова
Интервью

Мир железных дорог

4 часа назад
109

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы… но по ним не едет запоздалый поезд — наоборот, здесь все четко отлажено и очень серьезно и ответственно.

Совсем скоро, 1 октября железнодорожная станция «Ревда» отметит свой вековой юбилей! Мы побывали там, узнали, с чего все начиналось, как все устроено и работает теперь, кто здесь главный, куда идут поезда и многое-многое другое.

Заместитель начальника станции Евгений Константинович Рыбинцев знает о железных дорогах все. Фото Владимира Коцюбы-Белых.

«Движенцы» и «путейцы»

На территории ж/д станции я впервые, да и находиться тут посторонним нежелательно, меня встречает начальник станции, Александр Шельнов, но пока он немного занят, общаться я буду с его заместителем Евгением Рыбинцевым. В его кабинете тихо и спокойно, не слышно ни стука колес, ни чего-то еще, лишь рации на столе и голос дежурного по станции в них выдает то, что находимся мы не в рядовом офисе. К нам присоединяется улыбчивый и позитивный технолог Наталья Десятова и вместе они начинают знакомить меня с миром железной дороги.

В составе ж/д станции имеются несколько отдельных служб. Служба движения — здесь их называют «движенцы», занимается непосредственно организацией движения поездов. Есть служба пути, или «путейцы», которые содержат в исправном состоянии верхнее строение пути (рельсы, шпалы). Это монтеры пути, мастера, бригадиры. Tакже есть служба автоматики и телемеханики, благодаря которым работают светофоры, сигнализация, блокировка путей и многое другое. Служба энергоснабжения обслуживает контактную подвеску, по которой идет ток для электровозов. И энергетики, которые занимаются освещением территории станции, переездов, да и всем наружным дорожным освещением.

Ж/д вокзал живет параллельной жизнью — это разные хозяйства, есть грузовая станция, а есть пассажирская. Обслуживанием пассажиров занимается вокзал, а станция обслуживает грузовые составы. Служба движения и пассажирские перевозки существуют неотъемлемо друг от друга, но в то же время каждая из них самостоятельна.

— Конечно, мы пересекаемся, по одним же рельсам ездим, — смеется Евгений Константинович. — У нас пассажирское движение не выделено от грузового. Поэтому где-то приходится подстраиваться для того, чтобы пассажирские поезда ходили по расписанию.

Сто лет назад и сейчас

Здание старого вокзала. Архивное фото, предоставлено сотрудниками ж/д станции.

Раньше здание станции было деревянным, это подтверждают фотографии из архива. Да и называлась она не станция «Ревда, а станция «Капралово». А станция «Ревда» раньше была не здесь, а в Первоуральске. И вагоны отсюда подавались на Первоуральск, то есть технология движения была совсем другая. Сегодня «Ревда» — грузовая станция I класса. Но так было не всегда. Когда-то был III класс, потом II, а после добавились объемы погрузки, увеличилось количество грузов, вырос и уровень.

— Станция у нас хорошая, она на отличном счету — с гордостью говорит Евгений Константинович. — Сейчас здесь идет и погрузка опасных грузов, в том числе, СУМЗом, который возит серную кислоту. Наша станция имеет решающее грузовое значение даже при наличии сравнительно небольшого количества путей. Мы обслуживаем главное градообразующее предприятие — СУМЗ и многие другие, появляются и новые клиенты, например, компания «ИнвестПроект», оттуда мы грузим щебень.

Грузы со станции Ревда ездят по всей стране, а также за рубеж, пока есть некие затруднения в логистике, но это все решаемо и со временем наладится, просто надо развивать и отстраивать инфраструктуру.

Работа, которую не видно

Пассажиры и посетители видят только вокзал и его работников. А тех людей, которые организуют движение поездов — нет. Никого из тех, кто управляет стрелочными переводами, перегоняет с пути на путь составы, открывает сигнал, благодаря чему ходят поезда. И лишь иногда они могут видеть работников службы ПЧ.

— Порой пассажиры, проезжая в вагонах, смотрят в окно и видят стоящих на обочине людей в сигнальных жилетах, и думают: вот как хорошо на железной дороге работать, стоишь воздухом дышишь, ничего не делаешь. А на самом деле рабочие просто отошли на безопасное расстояние, чтобы пропустить поезд. И когда он пройдет, они снова выйдут на пути и продолжат свою работу. Это тяжелый физический труд. Да, на свежем воздухе, но в любую погоду. Снег, дождь, слякоть, мороз или жара — неважно, они работают и днем, и ночью для того, чтобы поезд безопасно проследовал по своему пути.

Правда, есть здесь как чисто женские профессии, так и чисто мужские. Вот, например, составитель поездов — настоящая мужская работа. Эти люди сцепляют, закрепляют и маневрируют составы, стоят на подножке вагона и большую часть времени находятся на улице.

А женские профессии — это чаще всего приемосдатчики, дежурные по станции: мужчины там не задерживаются, да и коллектив преимущественно женский.

Наталья Десятова работает технологом, это инженерно-технический состав станции. Она ведет весь нормативный документооборот, «самая главная по бумажкам» — как она сама себя называет. Но это не значит, что женщины здесь заняты только бумажной работой.

— У нас женщины и «башмаки» ходят ставить, то есть могут закрепить состав, прибывший на станцию. Локомотив поедет дальше поезда возить, а здесь мы маневровым локомотивом подаем на подъездные пути все вагоны. И женщины тоже выходят на эти работы. Но это все-таки бывает нечасто. Все процессы здесь непрерывны и всегда нужны люди. Идешь на смену и настраиваешься, всякие смены могут быть, никогда не знаешь, чего ждать заранее.

День, ночь, 48

Коллектив на станции дружный и постоянный. Инженерно-технический состав давно устоявшийся, дежурные тоже работают по много лет, а вот в рабочих профессиях есть вакансии. Поэтому здесь всегда востребованы составители поездов и приемосдатчики. Особенно тут рады молодым парням и готовы всему их научить. График работы здесь, само собой, железнодорожный — день-ночь-отсыпной-выходной. Или, как говорит замначальника станции, день-ночь-48.

— Зарплата на станции в Ревде достойная, одна из самых высоких среди составителей поездов. Сейчас увеличена и зональная надбавка, общая зарплата приближается к 55 тысячам рублей. Но работа эта сложная и требует большого внимания. Составитель поездов постоянно имеет дело с вагонами — ездит на них, закрепляет тормозные «башмаки». А «башмак» весит около 7 кг. По команде составителя двигается машинист, сам он не видит куда едет, ориентируется на товарища, поэтому команды должны подаваться четко и своевременно.

Транспортная разводка или куда ехать?

Движение грузовых составов регулируется нормативным графиком-планом — задержки не допускаются! Фото Владимира Коцюбы-Белых

Существует первоначальный нормативный график движения. В нем прописаны все «нитки» поездов. Вся работа регулируется этим графиком — и местные вагоны, и транзитный поездной поток, следующий через станцию.

В начале каждой смены происходит планирование, заранее решается сколько составов принять за смену, сколько отправить, какие вагоны подавать, в каком количестве и на какой подъездной путь. Утвержденный план доводится до исполнителей и неукоснительно выполняется в течение смены.

— Важно все сделать вовремя. Не допускаются никакие задержки. Пассажирские поезда на особом контроле, и все знают, что следовать они должны строго по графику.

О прибытии пассажирских поездов сообщает дежурный помощник начальника вокзала — именно ее и слышат все пассажиры. А все маневровые передвижения грузовых поездов объявляет дежурный по станции, эта информация касается сотрудников — в парке вообще не должны находиться посторонние люди.

Крути головой и слушай!

Как не крути, железная дорога — объект повышенной опасности и правил и требований тут немало. Кроме обязательных сигнальных жилетов положена спецодежда. Но главное, это крутить головой на 360 градусов и внимательно слушать. Категорически запрещено ходить в наушниках, в капюшонах и солнцезащитных очках.

За последние годы на станции произошло немало положительных изменений. Был отремонтирован фасад здания, сделана крыша, которая постоянно протекала. Внутри также был проведен ремонт. Появились и современные нововведения.

— Добавляется много новых информационных систем. Есть тенденция перехода с бумажных носителей на электронные. Но без бумажек все равно никуда. Документация необходимая для расследования важных случаев всегда хранится в архиве и, если что-то происходит, всю информацию запрашивают у нас. Цифровой формат работы не всегда удобен, но время не стоит на месте.

Поезд не автомобиль — он не затормозит

Евгений Рыбинцев признается, что с удовольствием бы отделил пассажирские пути от грузовых, это обеспечило бы безопасность движения, сократило опоздания и повысило скорость движения. А еще он бы хотел оградить станцию забором, тем самым обезопасив граждан, которые порой лезут, куда не надо.

— Раньше здесь над путями был пассажирский пешеходный мост, но по нему мало кто ходил, потому что на него ведь еще нужно подняться. И люди продолжали ходить под ним, прямо по путям. А самое неприятное для меня — это когда идут мамы, и тащат за собой детей. Подростки тоже часто ходят, да еще и в наушниках. А поезд не автомобиль, он не затормозит. У нас постоянно идут мероприятия в школах, в начале учебного года и перед каникулами мы говорим с детьми о правилах поведения на железной дороге, раздаем и клеим листовки. Хочется верить, что это помогает, и люди станут меньше ходить через пути.

Да-нет, да-нет

Фото Владимира Коцюбы-Белых

Не могу не спросить Евгения Константиновича о том, не звучит ли у него в голове стук колес от долгой работы, и он отвечает:

— А стучит-то колесо почему? Площадь круга π r2, вот квадратом и стучит. Но если серьезно, колеса уже не стучат, как раньше, рельсы сейчас с бесстыковым соединением — над этим технологи работают, стараются. Анекдот еще есть старый: подходят к старослужащему дежурному по переезду и спрашивают — вам стук колес не мешает? — Да-нет, да-нет, да-нет, да-нет.

Спрашиваю о том, есть ли какие-то приметы или суеверия у ж\д работников, и коллеги задумываются.

— Мы не суеверные, главное вовремя прийти на планерку. И не допустить брака в работе — смеется Евгений Константинович.

— Ну и позже начальника приходить тоже никто не любит — добавляет Наталья.

Как вагончики поезда

Праздничное мероприятие в честь юбилея станции пройдет в Демидов-Центре. Начнется оно с экскурсии, а продлится в банкетном зале, куда уже приглашены работники и ветераны предприятия, и обязательно бывший начальник станции — Римма Владимировна Воронина.

— Праздники у нас всегда проходят на ура — дружно и весело. Наш коллектив уже стал как единый организм. Да и сама железная дорога подразумевает активную жизненную позицию, мне кажется, с пассивным, хмурым характером тут не проработаешь — считает Наталья Десятова.

В конце встречи к нам присоединяется освободившийся с обхода начальник станции Александр Шельнов, именно он здесь самый главный.

— Я не считаю себя здесь самым главным, ведь я не могу работать один. Как составитель поездов не может без машиниста, так и я не могу без моих коллег. Мы все взаимосвязаны, как вагончики поезда. По своей службе я «движенец», но самыми главными на железной дороге считаю «путейцев». Дорога начинается со строительства путей. И если бы при Александре II не начали строить Царскосельскую железную дорогу, то ничего бы не было, ни машинистов, ни составителей поездов — никого. Путейцы — это основа, знаете, как классическая картинка из интернета, где мужик весь в мазуте с киркой на ж/д путях под снегом и дождем забивает костыли, — это и есть герой-«путеец», обеспечивающий безопасное движение. Моя работа для меня и есть жизнь. Большую часть времени я провожу здесь. Жена тоже работает на железной дороге, приезжает поздно на электричке, то есть для нас это образ жизни буквально.

Кстати, сам начальник станции говорит, что с удовольствием путешествует на поездах.

— Сел, поехал и не беспокоишься — тебя везут и можно выспаться. Мы так и в отпуск с семьей ездили. А что касается суеверий, я всегда мою руки, прежде чем идти к дежурному по станции, чтобы не принести ему ничего плохого на смену

Я возвращаю оранжевый сигнальный жилет начальнику — непременное и обязательное условие присутствия на станции. И, получив приглашение заходить в гости и покататься на тепловозе, тепло прощаюсь и желаю прекрасно встретить юбилей любимой службы и осуществить все задуманное.

Комментарии
Авторизоваться