Другая музыка. Как педагог Христина Климко открывает детям целый мир
Заниматься музыкой с детьми лучше с раннего возраста
Христину Климко в Ревде знают многие, она музыкант, певица, педагог, мама двух поющих сыновей и просто творческий человек. А еще она солистка ансамбля педагогов «Caprise», лауреат международных и региональных вокальных конкурсов и музыкальный руководитель детского сада № 39 высшей квалификационной категории. Мы встретились с ней и поговорили о значении музыки в развитии ребенка
С первых же секунд общения увлеченная и улыбчивая Христина располагает к себе.Музыкой она занимается с 8 лет, училась в музыкальной школе на дирижерско-хоровом отделении, а после ее окончания пришла заниматься в ЦДО в вокальный ансамбль «Глория», под руководством Ольги Завьяловой, в нем стала солисткой и в дальнейшем осталась там работать с детьми, с 19 лет стала преподавать вокал.
После рождения детей поняла, что и дальше хочет продолжать заниматься творчеством, прошла переподготовку, получив дополнительное образование,стала музыкальным руководителем детского сада. Пришла в детский сад номер 39 и вот уже 5 лет работает там с малышами.
— Христина, с какого возраста можно начинать учить ребенка музыке?
— С самого раннего детства.Я начинаю работать с детьми с полутора лет. Но вообще-то и до года любая мама дома наверняка включает малышу какие-то детские песенки, мелодии.Негромкая приятная музыка успокаивает, у ребёнка поднимается настроение, он отзывается на музыку, улыбается, пытается повторять — и это уже вклад в музыкальное развитие малыша.
— Какая музыка подходит детям?
— Классическая (Бетховен, Чайковский, Моцарт) — это действительно хороший выбор. Детские песни современных композиторов и старые записи, на которых росли сами родители.Зачастую родители не фильтруют музыку, которую включают детям или при детях. Вот, например Клава Кока с песней «Забери пьяную домой», или Артур Пирожков с песней «Алкоголичка» и прочие «хиты», все-таки не для дошкольного возраста. А ведь именно эти песни многие дети знают наизусть…
В наше время многие дети растут на музыке бешеных ритмов, богатой электронными звуками. К сожалению, это не способствует их гармоничному и нравственному развитию.
Моя задача — показать детям, что существует и другая музыка, что вокруг нас множество разнообразных и интересных звуков, которые часто мы не замечаем. Что самый обычный предмет может издавать музыкальный звук, что музыка — это не скучно, это удивительный и веселый мир. Что музыкальные инструменты обладают своим уникальным голосом и уникальной историей происхождения, могут дать детям возможность проявить свою индивидуальность, разбудить в них творческую инициативу
— Насколько важно музыкальное образование для развития ребенка?
— Очень и очень важно! Вот вспомните грудного ребеночка, он еще не умеет не говорить,не ходить, но вот вы даете ему в руку погремушку, он трясет ею, извлекая первые в своей жизни музыкальные звуки, подражает им, развивая голосовой аппарат, внимание и музыкальный слух.А мамины колыбельные? Настоящее музыкальное воспитание! Ребенок затихает, прислушивается, успокаивается.Насколько это важно, и ведь это не нами придумано. Это одни из первых проявлений музыкальности ребенка.
Работая в детском саду уже 5 лет, я ежедневно наблюдаю позитивные эмоции, блеск в глазах и детские улыбки на своих музыкальных занятиях. Я вижу, как дети самозабвенно поют, совершенно не задумываясь о качестве своего исполнения, как они хотят научиться играть абсолютно на всех музыкальных инструментах, которые только есть в нашем зале, они хотят, они пробуют и приходят в бурный восторг от того, что из-под их маленьких пальчиков выходят музыкальные звуки.
— Все ли дети могут учиться музыке? Нужны ли для этого какие-то особые способности?
— Стоит понимать, что музыка — это не только слушание и восприятие, но и деятельность, в которой ребенок раскрывается, раскрепощается,учится находить способы гармонизации своего внутреннего мира. Да, не каждый ребенок может стать исполнителем, музыкантом, певцом, но музыка — это естественная потребность человека. Понятно, что если вы хотите отдать ребенка в музыкальную школу или вокальный ансамбль, то нужно понаблюдать, как ребенок реагирует, откликается на музыку. Необходимо учитывать и природные данные ребёнка, его темперамент.
Современные дети сильно перегружены зрительной информацией, а занятия музыкой задействуют слуховой канал восприятия и развивают другие зоны детского мозга.
Дети, занимающиеся музыкой, более раскрепощенные, открытые, лучше говорят, так как пение развивает голосовой аппарат, укрепляет связки, дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких и артикуляцию.
Танцы и ритмика развивают не только чувство ритма, но и координацию движений. Помогают выплеснуть ребенку негативные эмоции, поднять настроение.
Обучение ребенка обучать игре на фортепиано или другом инструменте, где задействованы обе руки,способствует более гармоничному развитию обоих полушарий мозга. Есть дети очень музыкальные с рождения, а есть те, которым ближе художественное творчество или какие-то спортивные виды деятельности. Но базовое музыкальное развитие может и должен получать каждый ребенок. И как раз в детском саду,по программе оно и предоставляется.
— Какими главными качествами должен обладать педагог-музыкант, работающий с ребенком?
— Музыкальный руководитель — это многостаночник.Помимо обязательных музыкальных навыков: поставленного голоса, владения инструментом, эмоциональности, он и режиссер, и сценарист, и оформитель, и иногда даже композитор. Изготовить декорации, атрибуты к танцу или песне,сшить костюмы, сыграть Петрушку, Снеговика или Золотую Осень — не вопрос! Я нахожусь в постоянном поиске новых идей, интересных сценариев и песен, большую роль играет фантазия. Но самое главное — музыкальный руководитель не имеет права прийти к детям на занятие в плохом настроении или уставшим, дети моментально считывают эмоции. Поэтому педагог должен быть всегда в тонусе как физическом, так и эмоциональном. Ведь музыкальное занятие для детей— это всегда радость.
— Какие музыкальные навыки надо развивать в первую очередь?
— На своих занятиях мы развиваем чувство ритма, работаем над мимикой, большое внимание уделяем развитию голосового аппарата. Музыкальные занятия будут полезны и детям с речевыми нарушениями. А часто болеющим детям я бы вообще порекомендовала занятия вокалом — это отличные упражнения на дыхание, при этом также развивается грудная клетка, легкие— все это положительным образом сказывается на детском организме.
— Изменилось ли отношение родителей к музыкальному обучению за последнее время?
—Честно говоря, последнее время я наблюдаю, что,придя на утренник, родители хотят увидеть шоу, они ждут концерта. Многие забывают, что у нас тут не специализированное учреждение, не Дворец культуры, и дети приходят разные, без отбора. Есть ребята и с речевыми нарушениями, ис ограниченными возможностями здоровья, и мы должны показать их всех. И все они достойны того, чтобы заявиться! Соответственно, выбирается репертуар, доступныйкаждому ребенку. Еще могу отметить, что за период ограничений всех массовых мероприятий и родители и дети соскучились по утренникам. Я наблюдаю на лицах ребят восторг от того, что в зале находятся их родители,да и родители с большим удовольствием приходят на наши праздники и выступления.
— Как сохранить интерес у ребенка?
—Детям дошкольного возраста для развития необходимы новые, необычные, разнообразные впечатления. Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что все дети без исключения с огромным удовольствием играют на музыкальных, инструментах, а выступления детей на утренниках с оркестром всегда яркие и запоминающиеся. Так же дети с нарушениями речитоже очень хорошо раскрываются при этом. Поэтому прошуродителей своих воспитанников покупать детям музыкальные инструменты домой вместо игрушек, которые зачастую пылятся на полках. Это может быть детский барабан, синтезатор, маракасы, металлофон и другие.
Я учу детей создавать музыку самому, включаться в нее не только как слушателю, а как полноправному участнику.
На занятиях я акцентирую внимание детей на окружающие нас природные звуки, учу их слушать и слышать шум ветра, пение птиц, звуки капели, дождя и те звуки, которые могут издавать привычные для нас не музыкальные предметы — бумага, стаканчик. У детей развивается слух, внимание, наблюдательность, что положительно сказывается на их развитии.
Или прошу их закрыть глазки и представить, о чем та или иная музыка, что хотел сказать композитор. Дети моментально включаются, им нравится такой формат, нравится фантазировать. Слушание музыки с закрытыми глазами, а затем ее обсуждение, развивает не только фантазию, но и абстрактное мышление.
А еще я автор проекта «Где живет звук?», в котором дети создают свой неповторимый яркий музыкальный инструмент. Немного желания и воображения и в результате получаются прекрасные «шумелки», «стучалки», «шуршалки» и «звенелки». На занятии царит атмосфера творчества, у детей горят глаза. А когда инструменты готовы, дети оживляют их, рисуя каждый на своем мордочку маркером, приклеивая глазки, украшая наклейками. Все инструменты получаются разные, с разными эмоциями, что тоже очень интересно для малышей.
— Все ли дети с радостью посещают музыкальные занятия?
— 99 процентов. Но бывает, что сидит один малыш из группы, насупился, пыхтит, чем-то недоволен. Как же так? Начинаем выяснять, а оказывается, что он просто хочет петь что-то свое. Но мне всегда удается найти к ребенку ключик, все-таки индивидуальный подход у нас тоже существует.
— Что в традиционной системе музыкального образования ты хотела бы изменить?
— В глобальном смысле, пожалуй, ничего. Но за подготовкой к праздникам и к конкурсам, которых тоже очень много,нам порой не хватает времени на базовые занятия. Хотелось бы чуть больше внимания уделять простым классическим музыкальным урокам без гонки от одного праздника к другому.
— Расскажи, встречаются ли в садике музыкально одаренные дети?
— Да, ежегодно! В таких случаях я всегда обращаюсь к родителям. Говорю, где и когда проходят отборы и прослушивания и рекомендую на них сходить, показать ребенка. И если я вижу, что ребенок усидчивый и серьезный, при этом ему очень нравятся музыкальные занятия, я рекомендую родителям отдать его в музыкальную школу, я вижу, что у ребенка получится. А еще оченьприятно, когда родители сами подходят и спрашивают о своих детях, есть ли у них способности, стоит ли им углубленно заниматься музыкой. А вообще, многие дети от природы очень музыкальны, просто верьте в них и раскрывайте их таланты, они могут быть спрятаны еще в дошкольном возрасте и раскроются чуть позже. Будьте внимательны к своим детям.
— О чем ты бы хотела поговорить с родителями?
— Зачастую, приходя в детский сад на мероприятие, родители не отлипают от телефонов, снимая на фото и видео выступление своего ребенка.И, как родитель, я могу их понять. Но также я знаю, насколько детям важен и нужен зрительный контакт с родителем, знаю, как тот или иной ребенок готовился, ждал, волновался и радовался перед этой встречей. Он ждет, чтобы мама или папа смотрели именно на него, а не в экран телефона. Поэтому, перед выступлением я прошу родителей по возможности отложить телефоны, давать больше зрительного контакта детям и аплодировать.
— Что бы ты могла посоветовать коллегам-музыкантам?
— Мне бы хотелось сказать, чтобы люди-музыканты не боялись идти работать в детские сады. Потому чтодошкольное образование — это самая благодатная почва. И дети — очень благодарные слушатели и самые благодарные ученики. А когда ты приходишь на занятия и видишь, как они бегут и торопятся поставить скорее свой маленький стульчик, тащат его и садятся, в ожидании глядя тебе в глаза — это дорогого стоит…