Можно, но осторожно? Критик Яков Можаев исследовал кулинарную сторону Ревды
И сделал выводы, с которыми не все ревдинцы согласны
Ревду посетил известный ресторанный критик Яков Можаев. Он снимает свое гастрономическое тревел-шоу о городах Свердловской области. К нам Яков приезжал еще в апреле, но выпуск вышел в воскресенье, 26 июня. Мы поговорили с режиссером шоу Иваном Пшениным о внутренней «кухне» проекта и принципе выбора мест, которые посещает съемочная группа. Ну и рассказываем, что критику в Ревде понравилось, а что нет. Сам выпуск можно посмотреть по этой ссылке.
Шоу «Можно!» с Можаевым — это серия фильмов продюсерского центра «Лад». Проект получил грант от Президентского фонда культурных инициатив, чтобы рассказать о кулинарных традициях и достопримечательностях региона. Всего в шоу покажут 20 городов. Яков побывал в Нижнем Тагиле, Верхней Пышме, Первоуральске, Невьянске, Реже, Ирбите и даже Билимбае. Ревда стала 12 по счету. Серию про наш город можно посмотреть во «Вконтакте» и «Одноклассниках». Также посмотреть «Можно!» можно на 4 канале.
Главным героем проекта является уральский ресторанный критик и публицист Яков Можаев (говорят, что в столичном ресторанном бизнесе он очень известная фигура). По задумке шоу, критик приезжает в город и ищет лучшее исполнение какого-то местного традиционного блюда. В Невьянске искали мясо по-демидовски, в Талице — закуску, после которой невозможно опьянеть, в Каменск-Уральском — окрошку на каменском квасе, в Билимбае — бефстроганов.
— Наша главная задача — легендировать Свердловскую область, сделать ее привлекательной не только для местных жителей, но и всего мира, — объясняет режиссер шоу Иван Пшенин. — В каждом городе мы ищем зацепку, которая могла бы стать визитной карточкой. Вот, например, когда мы едем в Италию, думаем, что сможем попробовать знаменитую пасту и пиццу. То же самое со свердловскими городами. Вот что можно попробовать фирменного в Ревде? Мы много изучали город, читали разной информации, общались с местными жителями и цеплялись за самое интересное.
Конкретно в Ревде зацепились за историю про восстание углежогов. В шоу из-за этого город прозвали уральской Кубой и городом свободы. Также упомянули про найденные здесь минералы ревдинит и ревдинскит, которые сделали Ревду всемирно известной. И рассказали про кровельные листы завода ОЦМ, которые защищают «крышу знаменитого Вестминстерского аббатства от лондонских дождей». Но «красной нитью» решили тянуть именно историю с углежогами.
— Ревда известна на весь мир восстанием углежогов, — считает режиссер. — Поэтому у города замечательный исторический подтекст для будущего туристического потенциала. История Ревды сама по себе интересна. Не во всех городах такое было.
В общем, искал Яков Можаев в Ревде стейк углежогов. Ну или просто — мясо на углях. Съемочная группа предварительно общалась с местными жителями, какое заведение посетить. Потом создатели шоу обзванивали предложенные кафе. На съемки согласились не все.
— Мы стараемся всегда брать разноплановые места, из разных сегментов кулинарии, — рассказывает Иван Пшенин. — У нас есть принцип, что мы не ходим в пиццу, суши и роллы. Это привезенные вещи. В них нет аутентичности. Наша цель найти местные блюда.
В самой Ревде шоу «Можно!» с Можаевым заехали в кафе «Традиция» (оно в отеле «Металлург») и в кафе «Кинза» (в «Кин-дза-дзе»). И в обоих местах критику еда не понравилась. В «Традиции» он пробовал гуляш с гречей — Яков Можаев посчитал это блюдо очень простым, прямиком из 70-х. В «Кинзе» критику подали солянку — плотная текстура Якову понравилась, а вот вкус подвел. Полунасыщенный бульон, полунасыщенная накладка. Еще попробовали свинину в яблоках. Вердикт критика — жестковато, «видимо при жизни свинья была своенравна и умерла не своей смертью».
— Когда мы договариваемся с заведением о съемке, мы никогда не сообщаем точную дату приезда, чтобы не приглашали специально шеф-повара, чтобы все в этот момент было так, как всегда, — объясняет режиссер. — Ведущий тоже не знает. Что он будет пробовать. Поэтому мы просим выносить все блюда разом. Он не готовит речь, он просто садится и пробует. Далеко не всегда ему нравится. Бывает, повара и администраторы стоят где-то рядом, прислушиваются. В такие моменты Яков даже начинает тише говорить. Но в 90 процентов случае ведущий потом общается с поварами, дает свои советы. Конечно, критику слушать неприятно, так же, как и говорить правду. Но это всегда объективно.
В итоге съемочная группа направилась в Мариинск. Там, в трактире «Мариинских изб», они нашли тот самый стейк. Правда, режиссер признается, что изначально они просто позвонили туда и начали узнавать меню. В ходе этого поинтересовались, дескать, а не можете ли вы приготовить мясо на углях. Там охотно согласились. И приготовили. Якову Можаеву и съемочной группе очень понравилось блюдо. «Это бесконечно хорошо», — такая вот оценка критика. После этого мясо осталось в меню трактира как «стейк углежогов».
После выхода шоу у ревдинцев, которые его посмотрели, конечно, возник главный вопрос — почему именно углежоги, если Ревда — город металлургов?
— У нас промышленный регион, и многие города можно считать металлургическими, — поясняет режиссер. — Но хочется этим городам придать некую идентичность. Углежоги — о них знает весь мир, это известное событие. И к гастромиру тоже хорошо подходит. Понятно, что углежоги вряд ли могли себе позволить такой стейк. Но сама легенда о соприкосновении мяса с углями вполне могла исторически сложиться именно в Ревде.
Одним из главных недочетов выпуска о Ревде стали биографические данные. В самом начале в титре создатели обозначили, что город был основан в 1682 году. И численность у него — 163 тысячи человек. В комментариях к видео сразу укололи съемочную группу в ошибке. Иван Пшенин извинился за оплошность и пообещал ее исправить. По крайней мере, в выпуске на 4 канале будут стоять правильные данные. Ну и не очень понравилось ревдинцам, насколько скудно рассказали о самом городе. Как говорится, сколько смогли — одна серия шоу длится всего 14 минут. Удручает и вывод Якова, что в Ревду можно, но осторожно.
— Надеюсь, мы никого не обидели, — заключает Иван. — У Ревды большой туристический и гастрономический потенциал. Она не из тех городов, где не от чего оттолкнуться, а у нас такое уже было. Ревде просто нужно развивать свою самобытность.