«Лидер» против «Уюта». Жильцам дома Азина, 75 приходят двойные квитанции за домофон.
Что делать в такой ситуации?
К нам обратились жители дома №75 на улице Азина и рассказали о проблеме: им приходят платёжные квитанции за один и тот же домофон, но от двух разных организаций — от управляющей компании «Уют» и компании «Лидер», которая установила этот домофон. Чью квитанцию оплачивать — непонятно. Мы попытались выяснить, почему возникла такая ситуация, как с ней справиться и кому же всё-таки платить.
С двойными платёжными квитанциями жильцы Азина 75 столкнулись недавно. Это произошло после спора жителей дома с управляющей компанией «Уют», которая этот дом обслуживает. По словам жителей дома, проблемы начались ещё в прошлом году. Жильцы хотели расторгнуть договор с «Уютом» и перейти в другую управляющую компанию. Но тут их поджидал сюрприз.
— Мы пришли на встречу с директором «Уюта» Сергеем Калугиным, — рассказала Татьяна Банникова, живущая на Азина, 75, — он сказал, что на доме висит долг. Нам меняли трубы, поэтому, якобы, мы должны около 200 тысяч рублей. Просто так уйти не получится — нужно гасить долг. В «Уюте» нам сказали, что ситуацию можно исправить, если мы начнем платить компании за домофон, причем, Сергей Калугин предложил тариф дешевле, чем у «Лидера» — 25 рублей вместо 38.
«Уют», по словам Татьяны, пообещал уведомить «Лидер» о переходе домофонов под их обслуживание. Жильцы организовали собрание, подписали протокол и готовились платить меньшую цену, но их ждал сюрприз: пришло две платёжных квитанции за домофон — и от «Уюта», и от «Лидера».
Жители сразу же связались с обеими организациями.
— «Уют» должен был представить на согласование договоры по новым тарифам, но не сделал этого — договоры до сих пор не подписаны, — рассказала Татьяна Банникова, — «Лидер» прислал свой обычный тариф — 38 рублей, а в «Уюте» выставили 25. Мы звоним в «Уют» и спрашиваем, как это произошло. Там отвечают, что «Лидеру» было отправлено уведомление, он не имеет права выставлять оплату, а УК действует по жилищному кодексу.
Мы связались с обеими компаниями, но прокомментировал ситуацию только «Лидер». «Уют» отказал нам в комментарии.
В «Лидере» уверены в своей правоте. Компания утверждает, что работает не по жилищному кодексу, как «Уют», согласно которому, домофоны принадлежат жителям на праве общей собственности. Это значит, что процедура расторжения договора сильно отличается.
— Передача в общее домовое имущество осуществляется при 100% голосовании жителей дома, — объясняет директор ООО «Лидер» Леонид Гриднёв, — сначала надо 100% голосованием жильцов передать домофон в общее имущество, а потом индивидуально каждой квартирой расторгнуть договоры с нами. Со стороны «Уюта» к нам не поступило никаких протоколов голосования. То есть ни один договор не расторгнут.
Отдельный разговор о цене обслуживания домофона, которую предложил «Уют» — 25 рублей. Она кажется странной и необоснованно заниженной.
— 25 рублей — это искусственно заниженная цена, по ней обслуживать домофон нереально, — считает Леонид Гриднев. — Наверняка средства на замену оборудования будут списывать со средств дома. Наша цена обслуживания, 38 рублей, наверное, самая низкая по стране.
Не только домофон стал предметом трений между жильцами и управляющей компанией. Люди жалуются на протекающую крышу, подтопляемые третьи этажи и мокрые углы в доме. Сетуют, что проблемы не решаются годами.
— Мы в этом доме живём пять лет, вот все эти годы у нас то одно, то другое, — говорит Татьяна Банникова, — то нас топит, то сосульки не сбивают. Я думаю, что мы сейчас соберемся с жильцами и, пусть с долгом и судом, но уйдём в другую управляющую компанию. Терпеть это уже надоело.
Чтобы разобраться, кто прав, а кто не прав, мы обратились к екатеринбургскому адвокату Ивану Кадочникову.
— В данной ситуации юридически не правы обе компании: и «Лидер», и «Уют», — пояснил адвокат Иван Кадочников, — с 2016 года сформирована судебная практика, а именно на основании письма Минстроя России от 11.04.2016 N 10686-АТ/04, в соответствии с которой бремя содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме несет управляющая компания. Оплата начисляется на основании протокола собрания жильцов дома, «Уют» ничего с ними не заключает. Но так как имеет место быть «наследие», то «Уют» должен демонтировать домофоны компании «Лидер», установить новые домофоны и раздать жильцам брелки для доступа. За чей счет будут демонтировать домофоны — вопрос дискуссионный, но в любом случае за счет жильцов домов. После чего «Лидер» забирает домофоны и прекращает деятельность по оказанию услуг. Но из-за того, что и «Лидер», и «Уют» не собираются ничего делать фактически — ситуация патовая.
Таким образом, невозможно точно сказать, кто прав, а кто неправ в сложившейся ситуации. В любом случае, компаниям нужно решать вопрос между собой, потому что страдают от неопределённости именно жильцы дома.