Яндекс.Метрика
Автор:
Александра Токтарёва
Истории

Воспитание лесом. Как в лесном лагере под Мариинском живут православные следопыты

Традиционный слёт собрал ребят из Свердловской области и не только

8 июля 2022
562

Высокие сосны. Несколько десятков палаток. Главный костёр, котелки, запах дыма. Мачта с флагом: его поднимают каждое утро. Закреплённые на дереве иконы — Георгий Победоносец и Александр Невский. Рядом молитвослов. Это — лагерь православных следопытов, которые собрались в Мариинске на уже ставший традиционным лесной слёт «Княжество».

На «Княжестве». Фото Владимира Коцюбы-Белых

Жизнь в лесу — дело привычки

На самом деле лагерей в лесу два: мужской и женский. Они расположены на расстоянии в несколько километров друг от друга, но живут по одинаковому расписанию. И парни, и девчата выполняют общие задания, ходят в общие походы и преследуют общую цель — стать лучше, взрослее и самостоятельнее.

— Этот лагерь — обязательное мероприятие, — рассказывает Елена Тычкина, — к которому наши следопыты готовятся весь год, чтобы показать себя, показать, кто на что способен, сдать на нашивки, посмотреть, как всё устроено в других отрядах. Всё направлено на то, чтобы дети развивались. Процесс воспитания заключается в том, чтобы они научились договариваться, думать о других, научились выдержке и взаимопомощи — вот это главная задача,

Она — организатор и инструктор отряда во имя святого великомученика Георгия Победоносца, который существует в Мариинске уже три года. Сейчас в отряде занимается больше 20 человек. «Это много для нашего села», отмечает Елена Сергеевна.

Елена Тычкина создала и руководит отрядом православных следопытов в Мариинске. В этом году его наградили поездкой за Вифлеемским огнём. Фото Владимира Коцюбы-Белых

В этот ветреный июльский день её подопечные как принимающая сторона организуют для участников «Княжества» поход-квест, который проведёт их по нескольким точкам возле села и позволит познакомиться с красотами Мариинска. Для ребят, которые приехали на слёт не только со всех уголков Свердловской области, но и из Тюмени, Челябинска, Кемерово, Уфы и других городов и регионов, это будет своего рода экскурсия по приютившему их на десять дней (а именно столько длится слёт) месту. Как раз и ребята постарше, которые уже не раз бывали в Мариинске, ушли в поход, оставив лагерь заботам младших товарищей.

— Сейчас у нас тут очень много малышей, очень много новеньких, — отмечает инструктор по медицине Ирина Корчагина. — Это всё домашние дети, они скучают по родителям. Нужно каждому уделить какое-то внимание, успокоить, поддержать. И мы стараемся им это дать.

Елена Тычкина добавляет:

— Жить в лесу даже нашим, сельским детям в первый раз непривычно. Бывает и тяжело поначалу. Но всё равно очень хорошо, что дети выезжают из городов, из мегаполисов, что живут относительно долго здесь, в самом чистом месте Свердловской области.

Елена показывает на станцию, которая измеряет чистоту воздуха. Та расположена как раз посередине между лесным лагерем и храмом Георгия Победоносца, от которого разбежались готовить квест мариинские следопыты.

Несколько мариинских следопытов организовали квест для участников слёта. Точка сбора — храм Георгия Победоносца. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Воспитать патриотов и помощников

Один из них — сын Елены Миша Тычкин. В Братстве православных следопытов он уже три года.

— В начале самое сложное было пережить десять дней в лесу. Это было непривычно. А больше всего мне нравилось зарабатывать нашивки, — вспоминает мальчик. — Сложнее всего было сдать на «пантеру». Испытание для этой нашивки — сидеть на дереве три часа, не разговаривать и не есть, как настоящий разведчик. Я сдал с первого раза.

Сейчас у него одиннадцать нашивок. А всего их существует пятьдесят. Когда следопыт собирает тридцать нашивок, он получает знак «серебряный медведь». Награда за вообще все собранные нашивки — «золотой медведь». Это уже высший уровень, которого достигают следопыты, которые в организации не первый и даже не второй год.

Ни одной нашивки не получить без стараний. Эти две следопыт получил за навыки оказания первой помощи и умение разводить костёр. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Есть и другой признак, по которому можно определить уровень следопыта. Это его галстук.

— У меня галстук тёмно-зелёный, это галстук высшего порядка, который означает, что я инструктор. Я формирую отряд, могу снять у них галстуки, вручить нашивки или забрать их, — объясняет Елена Сергеевна. — Следующий галстук — оранжевый, его носят самые опытные ребята, ближайшие помощники инструктора. Голубые с триколором галстуки говорят о третьем разряде, их носят ребята, которые в организации уже достаточно долго и хорошо себя проявляют. А жёлтый галстук — это ребёнок, который только хочет быть следопытом.

По лагерю носятся детишки в светло-зелёных галстуках — это совсем малыши, так называемые «волчата», у которых ещё нет жёстких правил и требований, они просто потихоньку всему учатся. А когда им исполнится десять, смогут надеть жёлтый галстук и начать свой путь. Одна из будущих следопытов — четырёхлетняя дочь екатеринбурженки Марии Гливинской. Впервые она оказалась в отряде, когда ей было всего десять месяцев, а сейчас уже деловито собирается проходить квест вместе с остальными ребятишками. Её мама Мария только улыбается:

— Я сама с детства ходила в походы с православными отрядами. Люблю эти путешествия, люблю в палатках жить, на костре готовить. И с детьми — у меня их пятеро — уже давно занимаемся в отрядах. Два сына у меня сейчас в мужском отряде, а старший помогает тут, дрова носит, палатки ставит, с маленькими возится. Он уже выпускник Братства, патриот и помощник.

Мария готовит обед, но это исключение — только потому что ребята ушли в поход. А обычно они полностью сами о себе заботятся. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Мария Гливинская уверена: жизнь следопытов, навыки, которые там дают, и качества, которые прививают, помогают вырасти хорошим и самостоятельным человеком.

— Особенно это полезно для мальчиков, они становятся не маменькиными сыночками, а трудолюбивыми мужчинами, — подчёркивает Мария. — Например, они тут сами полностью готовят. Приготовил — значит, поел. Нет — ходишь голодный до вечера. Здесь нет такого, что придёт мама с супом и всех накормит.

С этим соглашается и Ирина Корчагина, которая когда-то пришла в Братство тоже со своими детьми:

— Это мощная воспитательная программа, которая заставляет не только детей посмотреть на себя по-другому, но и нас, родителей, увидеть их с другой стороны. В семье ты часто не ощущаешь в полной мере и не замечаешь, каким образом ребёнок развивается, как он ведёт себя с друзьями. А здесь это видно неподдельно. Они не могут где-то солгать, видят и показывают себя настоящего, свои слабости и достоинства, где-то друг другу помогают, где-то чему-то учатся. И мы учимся и совершенствуемся вместе с ними.

Вне лагеря Ирина Корчагина — медицинский работник. А здесь — инструктор по медицине. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Дело в узле

Пока девочки облачаются в форму, а мальчики спешат на квест из своего лагеря, Елена Тычкина проводит небольшую экскурсию по территории палаточного городка. Под шатром — полевая кухня, в нескольких метрах — костёр, невдалеке — связанный из сухих веток и украшенный травой экран.

— У нас есть твёрдое правило: все постройки мы делаем только из сухих деревьев. Живые ни в коем случае не трогаем. Так мы не наносим лесу урона, а наоборот его чистим, — говорит Елена Сергеевна.

Из сухих палок, веток и мотка верёвки следопыты могут построить практически что угодно. Например, настил для палатки, скамейки, сушилку под посуду. Или стол, который стоит в лагере ещё с прошлогоднего слёта, тогда его сделали девочки — «получилось ещё лучше мальчиков», отмечает Елена Сергеевна.

Общее название для конструкций такого рода, в которых всё строится на вязании верёвок, — «патент». Мастерить их — любимое занятие Миши Тычкина.

— Мне очень нравится строительство, причём не просто из гвоздей каких-нибудь, а именно из верёвок. Продумывать, как всё закрепить, вязать узлы, укреплять — это очень прикольно, — признаётся мальчик.

Обязательные атрибуты лесного лагеря православных следопытов. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Любопытно, что, по наблюдениям инструктора, у многих детей, когда они только приходят в организацию, есть проблема с моторикой. Некоторые, вздыхает Елена Тычкина, поначалу даже шнурки себе завязать не могут. Зато потом какие только узлы не вяжут!

— Недавно у нас были соревнования, за минуту надо было связать пять узлов — я даже не ожидала, что они смогут так быстро это сделать! Я сама знаю только несколько туристических узлов, а тут на помощь приходит самообучение: ребята заинтересовываются, смотрят какие-то ролики в интернете, учатся что-то делать, а потом обучают и других.

Мариинские альпаки

Тем временем все собрались на построение. Несколько отрядов, каждый из которых в свою очередь делится на патрули, в каждом по пять человек. У патруля есть вожак — тот, кто всех организует и за всех отвечает. Есть флаг. И название. Оно чаще всего отсылает к тому или иному животному или птице — так, сейчас в лагере есть «Дозорные львы», «Лесные волки» и даже «Альпаки». А вот название всего отряда уже серьёзное, обычно во имя святого.

У каждого патруля своё название и свой флаг, созданный руками ребятишек. Фото Владимира Коцюбы-Белых

После построения и равнения начинаются рапорты. Каждый патруль должен доложить о том, все ли его члены на месте.

— Брат руководитель сбора, патруль «Ласточки» прибыл в полном составе, — громко и чётко отчитываются один за другим вожаки. А затем, когда последний возвращается в строй, дружно исполняют гимн православных следопытов.

Кроме гимна, у них, как в настоящем маленьком государстве, есть и свои законы. Всего их десять. Среди них, например, такие: «Следопыт верен Богу, предан Родине, родителям и ближнему», «Следопыт честен».

— Следопыт не просто знает все эти правила, но и руководствуется ими в жизни! Мы на это обязательно смотрим, видим по делам, по поступкам ребёнка. Можно ведь все правила выучить хоть назубок, но не соблюдать. А можно ввести в свою жизнь. И когда мы замечаем, что у ребёнок хороший, честный, что он старается, то он сдаёт определённые испытания, которые проверяют то, что следопыт думает о природе, о других людях, — рассказывает Елена Тычкина.

Каждый день в лагере начинается с построения, утренней молитвы и поднятия флага. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Одно из главных таких испытаний — скаутское ралли, непременная часть ежегодного лесного слёта. Как раз тут ребята сдают на галстуки — или подтверждают уже имеющиеся, если по какой-то причине не хотят идти дальше или чувствуют, что ещё не готовы к этому. А потом — посвящение. Оно, по словам Елены Сергеевны, всегда очень красивое: от общего костра каждый проходящий его следопыт зажигает костёр свой. Другим красивым событием слёта должен стать бал, на котором девочки выйдут в платьях (если им это позволит лес и погода), мальчики — в белых рубашках и треуголках. Всё дело — в тематике «Княжества» этого года.

— Лагерь всегда чему-то посвящается. Этот посвящён Петру I. И этой тематики мы стараемся придерживаться все десять дней. Например, если конкурс походных кухонь, то нужно изучить, какие блюда были в то время, вспомнить, когда появилась картошка, ели ли её при Петре, подобрать какие-то идеи. Конечно, настоящую лосятину дети в еду не положат, вместо неё пойдёт тушёнка. И тут уже очень важна подача. Можно презентовать со словами, мол, мы сходили на охоту, поймали лося и приготовили такое яство, — смеётся Елена Сергеевна.

И спешит к ребятам: те уже нашли первый ключик квеста — карту — и теперь внимательно её изучают. Впереди их ждёт ещё много загадок, испытаний и вызовов. Но они с ними справятся — потому что вместе, потому что опытные, старательные и послушные. Вернутся по домам счастливые, с новыми нашивками и горящими глазами. И продолжат свой путь православных следопытов. Ведь не зря сегодня повторяли все — и инструкторы, и родители, и сами ребята: «следопыты — это на всю жизнь».

Комментарии
Авторизоваться