Тимофей Михайлов и «Коленька». Ревдинский мальчик с сочинением о войне стал победителем конкурса «Без срока давности» в номинации по России
Ученик из Мариинска выиграл конкурс сочинений и поедет на награждение в Москву
Недавно мы писали о Тимофее Михайлове, ученике Мариинской школы № 13, который стал победителем регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности», посвященного теме Великой Отечественной войны. Работа мальчика была признана лучшей в самой многочисленной возрастной категории – 5-7 классы среди 205 сочинений ребят со всей области.
После этого, сочинение ученика было направлено на федеральный этап конкурса, и в номинации «Работа с архивами» Тимофей стал лучшим в нашей стране! Награждение победителей состоится в начале мая на торжественной церемонии в Москве. До оглашения результатов нельзя было публиковать сочинение, чтобы не нарушить условия конкурса. Теперь, когда итоги подведены, мы пообщались с Тимофеем, узнали, как шла подготовка к конкурсу, чем еще он увлекается подросток, о чем мечтает и кем хочет стать. Теперь слово ему:
— Мне 13 лет, я живу в селе Мариинск, учусь в школе номер 13 в 6 классе. Увлекаюсь темой космоса, много читаю, а еще занимаюсь программированием и смешанными единоборствами.
Поскольку я очень увлечен космосом и технологиями, то хотел бы связать свою работу с этим — быть инженером, робототехником, программистом в этой среде. Мне нравится научная фантастика, сейчас читаю братьев Стругацких «Страна багровых туч», о покорении Венеры.
Тема Великой Отечественной Войны мне очень интересна, люблю читать об этом и смотреть военные фильмы. Когда мы путешествуем с семьей, то часто посещаем военные мемориалы. В прошлом году побывал на Мамаевом кургане в Волгограде. А когда был в Санкт-Петербурге, ездил на экскурсию, посвященную блокаде Ленинграда. Конечно, мне интересна тема детей на войне, я всегда думаю о том, как бы я себя повел в таких условиях. О самом конкурсе мне рассказала мой классный руководитель, Оксана Николаевна Формагина, предложила поучаствовать. Темы сочинений были разные, но я выбрал тему детей на войне. Писать о детском концентрационном лагере Саласпилс мы решили с мамой. Мне кажется, это самое жестокое, что было на войне, такое нельзя забывать, о таком надо писать. Я пользовался интернет-ресурсами, энциклопедиями и много читал опубликованные дневники и воспоминания узников концлагерей. Конечно, персонажи рассказа, это собирательный образ, но он основан на реальных воспоминаниях детей узников Саласпилса. Описанные события происходили в реальности.
В прошлом году принимал участие в региональном конкурсе сочинений об Урале, писал сочинение в стиле сказов Бажова о нашей Платониде в селе Мариинск, легенду о целебном источнике и о целительнице-отшельнице, был признан лауреатом. В конкурсе «Без срока давности» я участвовал впервые. Когда писал рассказ о Коленьке, я не ожидал, что стану победителем по Свердловской области и победителем в номинации по России. Это очень порадовало меня, мою семью и одноклассников. Очень жду награждения в Москве, побывать в столице в день Победы, это точно моя мечта!
Зачастую, когда речь заходит о так называемом «новом поколении», можно услышать не самые лестные отзывы о нем от людей старшего возраста, сопровождаемые фразами: «А вот мы…, а вот раньше…» и так далее. Но представители этого «нового поколения» бывают разные, и вот перед нами пример думающего, начитанного подростка, чувствующего и анализирующего, с идеями и стремлениями, с которого многим из нас, возможно, следует брать пример.
Мы еще раз поздравляем Тимофея, его руководителя, и, конечно же, родителей с этой победой, желаем ему дальнейших успехов, гордимся и ждем фотографий с церемонии награждения в Москве.
А далее публикуем то самое сочинение, принесшие Тимофею Михайлову победу.
Автор Тимофей Михайлов
Оказывается, чтобы плакать надо много сил. Это Ваня давно понял. Он не плакал, когда его с братом оторвали от мамы на лагерном плацу и заперли в детском бараке, когда было холодно и очень хотелось есть или когда приходили немцы в белых халатах…
Но Коленька был маленький, он часто плакал.
Ваня как мог утешал своего братишку:
— Не плачь, Коленька, береги силы… потерпи… скоро наши придут, найдем маму, поедем домой…
Он не говорил ему, что когда его выводили на работы к женским баракам, то среди изможденных женских лиц он мамы не видел, а когда спрашивал о ней, то никто ее имени не знал или не понимал по-русски.
Они спали вдвоем на нижних нарах. Свободных коек было много, дети часто умирали или их забирали куда-то, просто вдвоем было теплее. Ваня растирал ледяные пальчики Коленьки и радовался, когда он, переставая дрожать, тихонько засыпал рядом.
Всегда хотелось есть, всегда… холодная баланда не насыщала, а как будто высасывала остатки тепла из середины тела.
— Коленька, помнишь, раньше было много еды? Хоть сколько ешь…
Но Коленька не помнил. Когда пришли немцы, он был очень маленький, и после этого много еды не было.
Старших иногда выводили на работы, а малышей всегда держали в бараке. К ним приходили «белые халаты». После этого свободных коек становилось больше.
У Коленьки уже три дня подряд брали кровь. Он совсем ослабел, уже не плакал, когда кололи иголкой в руку. Только вздрагивал.
Вчера Коленька не смог подняться с кровати, а после трех ложек баланды, которые Ваня ему скормил, его вырвало.
— Ешь ты, я не могу — еле слышно прошептал он Ване.
— Коленька, надо покушать, надо… — Ваня гладил худенькие плечи брата. — Ты знаешь что? Завтра, когда придут колоть, ты спрячься под кровать, тебя и не найдут… Хорошо?
Ваня целый день на работах волновался за него, практически бежал в барак. Сегодня он порадует братишку. Расскажет о почти весеннем солнышке, а главное — принесет гостинец — горбушку хлеба, которую сберег с обеда.
Братик лежал на койке, на его ручке темнел засохший уже потек крови.
— Коленька, что же ты не спрятался? Просыпайся! Смотри, что я тебе принес! — Ваня потряс руку брата.
— Он давно уже спит. Как эти ушли… Я его бужу-бужу, а он не встает — к Ване подошла девочка Люба из младших.
— Коленька, Коленька! — позвал Ваня, но сам уже понимал, что его братик не спит.
Когда Коленьку выносили охранники, Ваня впервые в лагере заплакал, как будто Коленька вместе со своей вчерашней пайкой баланды отдал Ване все свои силы, и чтобы погоревать, и чтобы надеяться и дальше жить.
Коленька Смирнов 6-ти лет, умер 20 февраля 1944 года в концентрационном лагере Саласпилс (Латвия), в ходе отбора крови у малолетних узников для раненых немецких солдат, его порядковый номер регистрации — 15321.
Люба Зайцева 7-ми лет, умерла спустя две недели от истощения.
Ваня Смирнов 10-ти лет был освобожден из лагеря летом 1944 года в ходе наступления русских войск, отправлен в Россию.
О матери Смирновых информации не найдено.
В 1967 году на месте лагеря был создан Саласпилсский мемориальный комплекс, на входе которого надпись на латышском языке «За этими воротами стонет земля».
В 2015 году латвийские историки заявили, что Саласпилс не являлся лагерем смерти, а был лагерем трудового воспитания, а сведения об использовании детей-заключенных в качестве доноров крови является мифом. Это вызвало скандал в историческом сообществе и возмущение среди выживших узников лагеря.
Оксана Формагина, педагог Мариинской школы:
— Тимофей — ребенок старательный, начитанный. Он очень много путешествует с семьей, побывал в Волгограде, в Петербурге. В этом году они ездили в Кронштадт, были в музеях. Тимофей разносторонний, умный мальчик. Учится на 4 и 5. У него есть склонность к написанию сочинений, поэтому я предложила ему поучаствовать в конкурсе. Мы просто обговорили с ним темы, а все остальное он писал сам, я только потом проверила на ошибки, но никаких исправлений в текст не вносила — это полностью самостоятельная работа ребенка. Это не первая победа Тимофея, в прошлом году мы с ним участвовали в областном конкурсе сочинений, там он тоже был призером по области. Но такая значимая победа на уровне России — это впервые. Скоро мы поедем на награждение в Москву, билеты уже купили. Поедем вдвоем, организаторы приглашают участника и его наставника. Конечно, такие достижения учеников очень радуют меня как педагога.