Снимать живое. Из библиотекаря в фотографы: как Татьяна Шарикова нашла в детях то, что искала
Передо мной сидит Татьяна Шарикова, детский фотограф с доброй фамилией. Все свободное место в ее маленькой студии занято игрушками и реквизитом. На вешалке куча крошечных костюмчиков для съемки малышей. В углу шар, гирлянды и бумажные цветы. По словам Татьяны, многие думают, что ее фамилия это что-то вроде рабочего псевдонима. И правда, сложно придумать более милую и подходящую фамилию для фотографа, снимающего детей — от новорожденных до почти взрослых.
Окончив школу в родном селе Усениново, Туринского района, Татьяна поняла, что не знает кем хочет быть. Сначала думала стать учителем, как мама. И вместе с подружкой решила поступать в педагогический институт, но у девчонок не хватило баллов, и тогда они пошли в колледж.
— Колледж мне не понравился, и я приехала домой. И думаю, что же делать то? — рассказывает Татьяна — А в селе у нас женщина одна все говорила мне, иди на библиотекаря учись, или на ведущего праздников. Это называлось «менеджер по проведению мероприятий». И я приехала в колледж искусств и культуры, а набора на этих менеджеров нет! А на библиотечное дело как раз был. Так что, да, я — библиотекарь. После учебы я устроилась на работу в Библиотеку медицинской академии в Екатеринбурге
В Екатеринбурге Татьяна встретила будущего мужа, тогда он учился в УПИ, а потом перевелся на «заочку» и устроился работать на завод в Ревде. Так молодая семья Шариковых оказалась в нашем городе. Каждое утро Татьяна ездила на автобусе на работу в академию. А вечером обратно. И так до самого декрета.
Потом в семье родилась дочка. Таня говорит, что ей хотелось запечатлеть каждый момент новой маленькой жизни, сохранить его в памяти.
— И я начала снимать ее на «мыльницу». Свой первый фотоаппарат купила «с рук». Тогда я ничего не обрабатывала просто снимала, и мне казалось, что получается неплохо. Я очень этим увлеклась. А потом дочка пошла в детский сад, и я стала ходить туда снимать праздники — новый год, дни рождения, все мероприятия, которые там проводились. Это называется репортажная сьемка. Так я начала фотографировать уже только своего ребенка. Цели заработать этим тогда не было, просто ловила в кадр эмоции детей. А потом постепенно начала снимать свадьбы, заказчики находили меня сами, это были родственники и знакомые родителей из нашего садика. Можно сказать, что я была «самоучка», к тому моменту я еще нигде не училась фотографии, но результат людям нравился и заказы были, хотя я никак не афишировала свою деятельность. Курсов по обработке снимков я тоже не проходила, все искала сама и постепенно разобралась. Не знаю, как это пошло, просто сначала освоила одну программу, потом другую. А затем завела страничку в соцсетях и стала подписываться на различных фотографов, блогеров, покупала много разных онлайн уроков, пробовала и искала свое.
Насмотренность — это половина успеха, считает Татьяна. Она фотографировала яблочки, листочки, цветочки, божью коровку на макросъемку. Выставляла разные композиции, но быстро поняла, что «предметка» это не ее направление, в этом жанре ей было скучно.
Свадьбы Татьяна снимала около 3 лет, но свадебная суета была очень утомительна. Потом были юбилеи — и тоже не то.
— Мне хотелось снимать «настоящие картинки», донести ценность живой не постановочной фотографии, делать больше домашних, уютных кадров, показать искренние эмоции. Такой жанр съемки у фотографов называется «лайфстайл».
Как-то постепенно Татьяна начала снимать пары. Искала красивые места, организовывала фотопрогулки и ловила эмоции и чувства двух людей. Но пары встречались разные: кто-то впервые был в кадре, конечно, люди вели себя скованно, многим надо было показать, как встать, куда положить руку, как посмотреть, а ей хотелось максимум естественности.
— Еще не изучая «лайфстайл» и не заканчивая курсы, я интуитивно понимала, что именно хочу видеть, но не могла этого получить. Все приходило ко мне постепенно, пока я не начала видеть и анализировать других фотографов. Я наблюдала за их творчеством в соцсетях, задавала вопросы. Своим опытом охотно делились в основном неместные фотографы, с готовностью шли на контакт профессионалы из Москвы, Питера, делились навыками, идеями, и способами обработки. Да и сама я тоже не жадничаю, чем больше отдаешь, тем больше к тебе придет — у меня такое мнение
На сьемках она стала стараться делать людям подсказки непринужденно, чтобы процесс не казался натянутым, а наоборот приносил радость.
— Больше всего мне нравится делать их в процессе, например, если я снимаю ребенка, то могу сказать, «ух, мама сейчас как поднимет тебя высоко-высоко!», а мама все поняла и вот уже малыш хохочет и машет ножками в воздухе. А потом — «а кто тут у нас боится щекотки?», и вот они — неподдельные эмоции мамы с ребенком, пойманные в кадр.
Раскрепощенность, непосредственность и искренность — то, чего ей не хватало во взрослых людях она нашла в детях.
На диване за Таниной спиной высится гора игрушек. Какие-то приносят и отдают дети и их родители, побывавшие на съемке, но многие она делает сама. Вяжет крючком забавных уютных зайцев и медведей в цветных кардиганах, и всевозможные погремушки для самых маленьких.
— Когда родители начинают говорить ребенку: посмотри на тетю, улыбнись, покажи зубки, я сразу говорю — вон там чайник, идите передохните, попейте чайку. Как только начинаются все эти «посиди, стой на месте не кружись», — сразу идем пить чай!
Ведь все же прекрасно, ребенок такой, каким хочет быть, он ничего из себя не изображает. А потом я говорю: «Сережа, какие у тебя красивые уши! А смотри, что у меня есть!» В ход идет яркая гремящая или шуршащая незнакомая игрушка…И раз! — он сам поворачивается как надо без всяких маминых ухищрений.
Иногда попадаются мамы, которые говорят: «мне не важно, что ребенок не смотрит в кадр, просто снимите, как есть».
Такой ребенок приходил ко мне с мамой перед новым годом, у малыша есть особенности здоровья, его взгляд практически невозможно поймать, даже дома на телефон родителям не удавалось этого сделать, и мама сказала — пусть будет как есть. А он, наоборот, проявил такое любопытство! С интересом смотрел по сторонам и на меня, занимался игрушками и у нас отличные кадры получились, и мама была в восторге. Сейчас они регулярно приходят — мама старается сохранить все этапы его взросления.
Когда родился сын Ваня, Татьяна пошла учиться на сьемку новорожденных. Эти фото, похожие на ангельские открытки, она начала видеть еще в беременность, они пришли к нам из-за рубежа и очень быстро стали популярны в России.
— На обучении в Екатеринбурге было много теории и практическая часть, но на ней мастер все делает сам, а ты смотришь и снимаешь на телефон, а потом отрабатываешь самостоятельно. Моими первыми клиентами были новорожденные дети друзей и знакомых — именно на них я оттачивала свои навыки.
Никакого реквизита тогда еще не было, сама что-то вязала, мастерила, делала крошечные костюмчики.
Кроме того, что Таня вяжет игрушки, погремушки, костюмчики, недавно она прошла обучение, научилась шить, и теперь практически весь реквизит готовит сама.
— Иногда я заказываю костюмчики для новорожденных специально для того, чтобы перевести их и сшить самой. Ведь авторы не дают выкройки, а в интернете их не найдешь. Так что да, иногда я хитрю.
— Я хочу снимать честные, настоящие, живые кадры, — делится Татьяна — Чтобы я пришла к людям домой, и они никак специально к этому не готовились, не прибирались. Порой я прихожу, а мне говорят: «вот мы тут угол прибрали, украсили, вы же нам говорили, что будем снимать у дивана с окном». А я смотрю на это все, понимаю — не то, и говорю: «а давайте лучше пойдем сюда!»
Раньше люди снимали роскошные студии — елка, камин, мебель — условия, в которых они не живут, интерьеры, в которых они некогда не были. И делали там семейные фото на память. Но это все не настоящее, это бутафория.
— А память, это выдранные обои или когда у девчонки в комнате все лаком раскрашено. Я прихожу, а мне говорят «нам надо ремонт делать, никак не соберемся…лучше не ходите туда». А я говорю — «Ева, пошли, покажи мне свою комнату» И мы попадаем туда, где раскрашенные обои и флажки из картинок, рисунки на стене и одноглазый мишка на детской кроватке… Вот это надо сохранять! Реальную жизнь
Проект «Мамы» родился в марте 2019 года, когда Таня пришла на консультацию к Надежде Зиновьевой. Рассказала свои идеи, а она предложила — может ты сделаешь выставку?
—Эта встреча мне помогла, я получила «волшебный пинок» и все закрутилось, была назначена дата выставки, и я начала везде трезвонить о том, что мне нужны мамы. Разные. Ходила и снимала женщин — одних или с детьми. В спортзале или на кухне. Снимала целые поколения мам. Эта идея нашла большой отклик у людей.
Выставка прошла прекрасно, проект завершился, а желающие остались, и Таня решила продолжить. Снимала в студии в жанре минимализм. Без декора и реквизита, в кадре только мама и ребенок. Теперь проект «Мамы» стал ежегодным. Конечно, он трансформируется, добавляется что-то новое. Следующий год будет юбилейным, в проект пришло много новеньких
— Однажды на проект «Мамы» ко мне пришла мама особенного ребенка. Я снимала их с дочкой и очень погрузилась в процесс их взаимоотношений, их эмоций, почувствовала их связь.
А потом эта мама поехала на ежегодную конференцию, посвященную мягким методам реабилитации детей с особенностями развития. И их фотография, сделанная Таней, стала символом проекта «Бережно к детям». Проект касается поддержки семей, имеющих детей с инвалидностью, и его организаторы пригласили ее приехать, чтобы снять семьи с особыми детьми в Екатеринбурге.
— Дети разные, их возраст тоже разный. Кто-то не разговаривает, один на коляске, другой боится щелчка затвора. К каждому нужно найти подход. Но мне кажется, что такие дети отдают гораздо больше, чем принимают. Для меня это очень волнительно.
Такой проект есть у многих детских фотографов. Он может звучать по-разному, но суть в том, чтобы снять ребенка в его первый день рождения, сохранить в памяти это волшебное время.
— А какой же день рождения без тортика? — говорит Таня — Какое-то время я сотрудничала с местными кондитерами, а потом прошла специальное обучение, и теперь я делаю тортики сама. Но об этом мало кто знает. Мой проект живет, продолжается и развивается, и я этому очень рада.
Многое остается за кадром, но подготовка у Татьяны действительно основательная. Для каждого ребенка она не только готовит фотозону, шары, игрушки, костюмы, но и делает торт!
— Если завтра «крушение», значит я сегодня его сделаю. Бывает два крушения в день, тогда я пеку два кекса и делаю два торта. А как иначе? Для каждого маленького именинника свой торт!
На вопрос нашла ли она себя, Татьяна, подумав отвечает:
— Все равно не до конца. Хочется больше настоящего! Снимать живое. Готовить с детьми пиццу, измазаться мукой, или жарить с ними блины, а потом пить чай с малиновым вареньем и облизывать пальцы, зажмурившись от наслаждения. Кто-то удивится. Но только этого мне и надо! Это то, что я хочу. Когда люди просят семейную сьемку, я всегда спрашиваю: дом или улица? И только в последнюю очередь предлагаю студию.
Мне долгое время говорили — найди нормальную работу, или вернись в библиотеку. Но что я там буду делать, книжки фотографировать? И я отвечала, что на пенсии туда пойду, а мне говорят — на пенсии тебя туда не возьмут. Ну и слава богу! Мне надо гореть, творить, я хочу снимать жизнь, и моменты, которые стоит запомнить. Кстати, если у вас ремонт — зовите меня!