Память сквозь года. Эмма Чадова делится воспоминаниями об отце. Он погиб на Украине в 1943 году
Недавно к нам в редакцию обратилась Эмма Васильевна Чадова с просьбой написать об ее отце, который погиб на Украине в 1943. Эмма Васильевна и сама уже старенькая, в апреле она отметила 85-летний юбилей, но она так бережно и трогательно хранит воспоминания о своем папе, и эта память о нем передается в их семье из поколения в поколение, что мы не посмели отказать.
Эмма Васильевна передвигается по дому с ходунками, она радостно встречает нас на пороге своей квартиры и признается, что очень ждала. Мы располагаемся в комнате, стены которой увешаны портретами ее родственников, и она начинает свой рассказ.
— Отец мой, Василий Георгиевич Елсуков, родился в 1915 году. Жили мы с семьей в Ревде на улице Рабочей, мама папа, я и сестра Лиличка, которая старше меня на два года. В1942 году папа ушел добровольцем на фронт. Служил лейтенантом. Он писал домой много писем, в одном из них сообщает матери: «разглядываем форму офицера, приеду домой, ты меня не узнаешь». Но получить эту форму ему так и не довелось, отец писал, что немцы уже так близко, «как от нас до Краснояра», а вооружены наши солдаты были неважно, это уж я потом узнавала в военкомате, как там все было.
На столе перед нами лежит большая семейная «книга памяти», в ней собраны фотографии и сохранившиеся пожелтевшие письма с фронта, написанные отцом.
Когда Василий Елсуков ушел на фронт, его жена, Любовь, уже ждала сына, Юрия, который родился без него.
— Вот отец в письмах пишет о том, как ему хочется увидеть сына, спрашивает, на кого он похож — Эмма Васильевна с трудом сдерживает слезы.
Но увидеть сына ему так и не довелось. В 1943 году семья получила похоронку.
— Это сестра Лиля мне рассказывала, она видела и помнит, как принесли бумагу, и как плакала молодая мама, оставшаяся вдовой с тремя детьми. Папу я совсем не запомнила, мне всего четыре года было, когда он ушел на фронт, знаю о нем только по рассказам мамы и сестры. Лиля помнит, как однажды, когда мы болели краснухой и лежали на печке, он пришел с работы и принес нам конфеты и подарки — Лиле чайный сервиз, а мне кошечку. Еще рассказывала, что он часто ходил с нами в парк, который был, где Шараминский мост. Мы резвимся, бегаем, а он сидит, читает газету и на нас поглядывает. Мама говорила, что отец хороший человек был — честный, справедливый.
Когда отца не стало, семье пришлось очень тяжело, выживали как могли.
Мама Любовь раньше работала кассиром. А в Краснояре жила бабушка Акулина, и она стала звать родственников к себе, говорила, что всем вместе будет проще. У нее были овцы и хозяйство. Так семья перебралась в деревню.
Позднее друг отца, служивший вместе с ним, написал семье Елсуковых, о том, что было наступление, что были они у одного пулемета и Василия убило снарядом. Было это в Рубовске.
— Повзрослев, я стала писать письма на Украину, посылала запросы, мне отвечали, это все вот тут хранится тоже — говорит Эмма Васильевна, показывая на книгу, — Погиб отец 2 марта 1943 года. Нам удалось узнать, где он похоронен, но сама я там не была. Побывала там только моя племянница, у нее муж военный, и на Украине у него было много знакомых, вот они и поехали. Там стоит церковь небольшая, они зашли, поставили свечи, а когда подошли к памятнику и хотели сфотографироваться, вдруг из ниоткуда выскочил белый кролик. А отец наш в Год кролика родился. Может быть, это он почувствовал, что внучка приехала, кто знает…
По словам Эммы Васильевны ее взрослая жизнь сложилась хорошо. Всю жизнь она проработала медсестрой в нашей городской больнице с ревматологом Галиной Горевой, успела поработать и в Дегтярске в терапевтическом отделении. Вышла замуж, родила дочку.
— Сестра Лиля тоже стала медсестрой, мы с ней вместе учились. Сейчас она живет в Первоуральске, видимся мы нечасто, она тоже плохо ходит, но мы каждый день с ней по телефону говорим. А вот младший брат Юра уже умер.
В альбоме есть фото, на котором потомки Василия Елсукова идут в строю Бессмертного полка, неся на плакате портрет своего героя.
— На 9 мая мы собираемся всей семьей, ребята участвуют в шествии Бессмертного полка, потом приходят и мы пьем чай, вспоминаем погибших героев, рассматриваем семейный альбом. Когда мой внук, Кирилл, был маленьким, я с ним водилась и рассказывала ему о его прадеде, а потом он в школе написал о нем сочинение.
Внучка Ксения однажды пришла из школы и плачет, мальчишка обидел, дразнил. А я говорю: не плачь, меня знаешь как в детстве звали? Эмка-легковушка! Потому что в ГДР выпускали машину М-ку легковушку. И вот мы бегаем, мяч кидаем, и дети кричат: «Эмка-легковушка, лови мяч». Детство, есть детство. Теперь внуки мои уже взрослые, вот жду правнуков, надеюсь, что дождусь.
На вопрос о том, почему Эмма Васильевна захотела рассказать о своем отце, она отвечает просто и искренне:
— Я хочу, чтобы о нем помнили. Сейчас люди зачерствели, многое их не интересует, но помнить наших погибших защитников очень важно.