Метатели советского периода
Как Геннадий Нуждин в Ревде тренировал молотобойцев и копьеметателей
А вы знали, что в советское время в Ревде была сильнейшая школа метателей? Да, при Спортшколе работала секция, где школьники метали копья, диски, молоты и толкали ядра. И делали это так хорошо, что десятки спортсменов получили звания кандидатов в мастера спорта, участвовали в чемпионатах страны и всего Советского Союза. Первым и единственным тренером молотобойцев и копьеметателей в нашем городе был Геннадий Нуждин. 7 января он отметил 80-летний юбилей.
Геннадий Павлович вместе со своей супругой Галиной Михайловной по-прежнему живут в Ревде. Около 10 лет назад супруги получили Знак отличия «Совет да любовь», который вручают семьям, отметившим полувековой юбилей совместной жизни. И до сих пор они — красивая семейная пара. В их уютной квартире вкусно пахнет кофе, в шкафах хранятся собрания интереснейших книг и фотоальбомы со старыми фотографиями спортивной жизни Геннадия Павловича.
Сам Геннадий Нуждин родился в 1945 году в Мордовии. Его отец, вернувшись с войны, забрал семью в Пензу, где закончил сельхозучилище и потом преподавал агрономию. Но в Пензе Нуждины пробыли недолго. Из-за болезни матушки семья перебралась на Урал, в Ревду. И здешний климат поставил маму на ноги.
— Врачи так и сказали — не уедете из Пензы в другой регион, вашей маме долго не прожить, — вспоминает Геннадий Павлович. — Когда приехали сюда, отец сразу начал работать в полях. Увозил маму на Каменную — и работать. И мама выздоровела.
Геннадий пошел в первый класс 25-й гимназии, потом перешел в школу №29. В седьмом классе парень задумался заняться спортом. У него для этого был отличный пример — старший брат Александр.
— Братишка очень талантливый был, — с улыбкой рассказывает Геннадий Павлович. — Он и боксом увлекался, и легкой атлетикой, и волейболом. И журналистикой занимался — его сочинения постоянно в область отправляли. И вот он мне как-то говорит: «Ты чего болтаешься? Камни и мячики бросаешь далеко, всех обыгрываешь. Приходи заниматься!» А кто ж меня возьмет? И он познакомил меня с директором спортшколы и тренером по легкой атлетике Эрленом Азиковичем Перельштейном. У него еще мощная школа «высотников» (прыжки в высоту) была.
Эрлена Азиковича будущий спортсмен поймал после соревнований. Просто подошел к нему и сказал, что хочет заниматься. Тренер сначала немного опешил, мол, а ты кто такой? «Да я вон там мячик дальше всех кинул, выиграл. Хочу у вас тренироваться», — объяснил юный Гена.
— И тогда он спросил: «А Саша Нуждин кто тебе?» Так брат, говорю. «Слушай, ты приходи», — ответил мне Эрлен Азикович. И я пришел.
Так началась спортивная жизнь Геннадий Нуждина — с легкой атлетики в школе.
После школы Геннадий снова отправился по стопам брата — решил поступить в Горный техникум. А Александр тогда уже учился в Горном институте. Правда, сразу после поступления Геннадий Павлович отправился на шахту в Буланаш, даже не приступив к учебе. И эта практика затянулась практически на год, где ему, буквально, лежа каждый день в течение шести часов приходилось добывать уголь.
В техникуме спортивная жизнь сопровождала Геннадия. А вот после него встал другой важный вопрос — армия. Геннадий Павловича должны были забрать в морфлот на 3,5 года. Что, конечно, рушило его спортивные планы, ведь парень активно выступал на соревнованиях по легкой атлетике разного уровня.
Тогда Геннадий Нуждин попал в секцию метателей к Грехову. Когда тренер увидел, как молодой ревдинец метает копье, диск и толкает ядро, сразу сказал: «Ты мне нужен!» Так Геннадий Павлович начал побеждать на чемпионатах страны и Союза, параллельно поступив в Пединститут на факультет физкультуры и спорта.
— Я выступал на Первенстве Союза в «Лужниках», — вспомнил Геннадий Нуждин. — Метал копье и получил травму, которая больше не позволяла мне выступать именно среди копьеметателей. О копье пришлось забить. Но диск метать было можно.
Вместе с активной спортивной деятельностью наступил еще один важный момент в жизни — Геннадия Павловича пригласили преподавать. Сначала в медучилище в Свердловске. А потом и в спортшколу в Ревду. Так в нашем городе в середине 60-х появилась секция метателей.
Сначала секция жила и развивалась в здании, где раньше был УПК, а теперь «Еврогимназия».
— Все получалось, — кивает Геннадий Павлович. — Я ж был как шило. Сразу к директору пошел. Так, что это за камера? Мне нужна, для дела. Не дадите? Ну я тогда либо у вас работаю, либо нет! Стадион надо? Построили стадион. Дорожки сделали, поле, пусть и маленькое. Все сами крутили и вертели.
Потом Спортшколы переехала на Жуковского, где и базируется до сих пор. В подвале оборудовали зал для тренировок — даже приезжали архитекторы, которые проверяли, выдержит ли фундамент удары молотом. И в месте, где сейчас футбольное поле, как раз располагался «уголок» для метателей, который обнесли сеткой.
— Чтобы молоты и диски в окна не попадали, — смеется Геннадий Нуждин. — А то они ведь по-всякому могут лететь. Молот весит 7,257 кг. Такой прилетит, мало не покажется.
Условия под копьеметателей и молотобойцев создавались, можно сказать, с нуля. Как и набирались сами спортсмены. Понятно, что для больших всесоюзных успехов метателей надо взращивать с юных лет. Геннадий Павлович собирал будущих атлетов буквально по школам. И создавал из них успешных спортсменов.
— Кандидатов в мастера спорта у меня много было. И это школьники! Это вам не мужики! Диск, ядро, молот, копье — все было. Никого из секции я никогда не выгонял. Больше двух часов тоже не тренировались, успевали даже в баскетбол поиграть. Я когда на конференции разные ездил, в Москву, например, обязательно фиксировал разную спортивную литературу, которую здесь было не достать. И потом ребятам фотографии и видео показывал — рассказывать-то это одно, видеть воочию совсем другое. И на сборы мы ездили на юг, где ребята у меня видели чемпионов Союза и мира, профессионалов. И тянулись за ними!
За многие годы Геннадий Павлович взрастил много классных спортсменов, которые потом уезжали в столицы и продолжали тренироваться там, завоевывая ценные медали. С некоторыми он общается и до сих пор. С коллегами встречаются тоже. Ну а тренировать метателей Геннадий Нуждин закончил в 1982 году.
— Никому стал не нужен этот спорт, — разводит он руками. — Соревнований особо нет, а если и есть — за свой счет. А спортсменам же нужно к чему-то стремиться, к победам. Но если их нет? Как тренировать и тренироваться?
После Спортшколы у Геннадия Павловича был богатый трудовой путь. Много лет он отдал металлургии и охране. Да, его неоднократно приглашали вновь начать тренировать, но на это Геннадий Нуждин грустно отвечал: «Другой я уже». Но при этом он все равно отмечает, что в душе до сих пор остается спортсменом.
— Где я работал, мне везде нравилось. Когда звали обратно и говорили: «Ты нам нужен», я понимал, что мы никому не нужны. В этом виде спорта стало невозможно реализовываться.
— Но при этом, они когда с друзьями соберутся, только о спорте и говорят, — улыбается его супруга Галина Михайловна, на что Геннадий Павлович удовлетворительно кивает.
— Поднять все это снова сложно, — отмечает он. — Как и снова возродить легкую атлетику. Вот была у нас именитая спортсменка Эльвира Якимова. Знаете, сколько она прыгнула в высоту? Объявляю — 194 см. Но здесь она стала не нужна, в Екатеринбурге тоже. Уехала в Узбекистан, где и стала многократной чемпионкой. Тогда было все у нас. У нас всегда был врач, физкультурный диспансер на нас работал. Вот парень захворал, приведешь его туда, врачи скажут: «Палыч, отдохнуть надо парню». Без вопросов! Контроль был врачебный, система было во всем.
Геннадий Нуждин с большой любовью рассматривает старые черно-белые фотографии со своими спортсменами и каждого помнит по имени и фамилии. И про каждую фотокарточку у него есть история. Как и знания и опыт об этом довольно редком сейчас виде спорта. И в Ревде он, пожалуй, единственный, кто знает, как все-таки метать копья и молоты. Было бы, конечно, здорово, если бы Ревда все же осталась с этими знаниями и переняла этот опыт. По крайней мере, Геннадий Павлович, несмотря на почтенный возраст, передать эти знания может. Да и метнуть тоже.