Кудряво поёте!
История фолк-студии «Марьина завалинка» и Татьяны Комарницкой — о новой жизни в Ревде и амбициозных планах
В прошлом году на афишах Ревды появился новый коллектив — «Марьина завалинка». Правда, из нового здесь, как будто бы, только название. Но это лишь на первый взгляд. Да, многим зрителям знакомы лица артистов. Да, многие знают руководителя коллектива — Татьяну Комарницкую. Да, мы вновь услышим от них те самые душевные и зажигательные старинные фольклорные песни. Вот только у «Марьиной завалинки» совершенно новый путь и довольно амбициозные цели. Они переехали в Ревду с новой миссией — построить от маленькой «завалинки» большой творческий «терем». Как это будет и почему для этого нужна молодежь — поговорили с Татьяной Комарницкой.
Пожалуй, одним из ключевых слов, которое тоненькой нитью тянется через весь наш разговор, будет «тепло». «Марьина завалинка» забралась в небольшую комнату крохотного офисного здания на Жуковского, 8А. И в этом комнате — тепло. Спасибо и отоплению, конечно. Но я сейчас про обстановку. С большими колонками, микшером, инструментами соседствует широкий стол под скатертью с самоваром в центре, на котором гордо висит гирлянда из сушек. Тут же самодельные скамьи, покрытые половиками, сотканными вручную. На стене — зеркало и часы в вырезанных из дерева рамках. Да, здесь тепло и уютно.
Свой новый дом в Ревде «Марьина завалинка» обрела недавно, 8 сентября прошлого года. Ну а до этого артисты базировались в доме культуры села Мариинск.
— Там мы организовали казачьи ансамбли «Станичники» и «Вечоры», — вспоминает Татьяна Комарницкая. — Потом, когда наша деятельность начала расширяться, появились юные казачата, которые махали шашками и нагайками на выступлениях. Был у меня там и женский клуб, где мы шили традиционные народные костюмы и сарафаны. И там же, в Мариинске, мы начали танцевать кадриль. Все это есть и сейчас, за исключение юных казачат. Но мы планируем, что и этот проект в будущем возродится. В целом, мы решили, что все это уже не просто отдельные коллективы. А коллективы одной фольклорной студии. И назвали ее «Марьина завалинка».
Но перед этим, в январе 2024 года, Татьяне Степановне пришлось принять тяжелое решение — уйти из Дома культуры и покинуть Мариинск.
— Не было каких-то разногласий [с Домом культуры]. Просто нам захотелось делать больше своих проектов и ни от кого не зависеть, не находиться в рамках муниципальных заказов. У нас ведь есть авторские сценарии. Наш Андрей Яковлевич сам пишет концерты, конферансы. Мы сами делали авторские «избушники» и «вечорки». Писали авторский театрализованный концерт «Сельский рукошлёп» и многие другие. В общем, нам нужна была свобода.
Первой на это решилась сама руководитель. Ну а коллективы пошли следом за ней. Полгода коллектив находился в свободном плавании и постепенно ментально шел к тому, чтобы стать фолк-студией «Марьина завалинка». И уже под этим названием ребята дали большой отчетный концерт в ЦДО в мае 2024 года. Ну и после этого начали поиск помещения под студию.
— Трудно в Ревде найти место, помещение, где мы бы никому не мешали, — смеется Татьяна Степановна. — Мы шумные, мы поем, у нас музыка, инструменты. Нашли вот такой уютный уголок. И начали свою новую жизнь.
Обо всем, что делает «Марьина завалинка», Татьяна Комарницкая говорит с теплом. Сейчас общее количество человек в студии насчитывает больше 30, но в большом смешанном составе поет 18 артистов! Ансамбль подразделяется на несколько небольших коллективов, которые могут выступать на разных мероприятиях как вместе, так и порознь. Кроме того, в студии запустили обучение, решили делиться тем, что они делают и что поют. Сейчас Татьяна набрала две взрослых группы — одна с возрастом артистов 30+, другая 60+.
— И теперь мы хотим привлечь к нашему делу молодежь, — раскрывает свои планы Татьяна Комарницкая. — Мы запускам новый проект — современный фолк. Это моя мечта! Мы планируем брать старинные фольклорные песни, делать под них современную аранжировку и выпускать в новом виде вместе с инструментальным ансамблем. Сейчас у нас есть барабанщик, есть бас-гитара, есть электрогитара, есть гармонь, возможно, будут клавиши. И нам сюда нужны сейчас профессиональные вокалисты. Большой ансамбль не планируем, четыре человека. И нужен еще гитарист. Сюда мы не можем брать новичков, это должны быть поющие и играющие люди.
А еще «Марьина завалинка» запускает класс по обучению игре на гармони. Вот тут нужны любые желающие от 18 лет. И совсем необязательно уметь играть — гармони обучат буквально с нуля.
— Это уже, к сожалению, немного забытый инструмент, в Ревде гармонистов практически нет, — соглашается Татьяна Степановна. — Поэтому будем обучать. Раз уж мы топим за популяризацию народной культуры, гармонь возрождаем тоже. Кстати, мы продолжаем еще одно направление — народная хореография. Да, по четвергам мы танцуем шестифигурные кадрили и круговые бытовые танцы.
С большой теплотой Татьяна Комарницкая отзывается и о тех песнях, которые исполняет коллектив.
— Где вы берете песни? — спрашиваем мы.
— В разных местах, и среди бабушкиных записочек тоже. Мы сотрудничаем с Центром традиционной культуры Среднего Урала в Екатеринбурге, регулярно езжу туда на семинары, разные мероприятия. А они ездят в экспедиции, привозят оттуда материалы, делятся с нами. Ну и интернет — я просто знаю лазейки, куда можно зайти и посмотреть.
Татьяна Степановна признается, что 10 лет назад, когда она начала заниматься ансамблями, с материалом было очень сложно. Но пошли знакомства, общие друзья, коллективы, люди, которые заинтересованы в том, чтобы фольклор жил.
— «Бабушкины записочки» — это тоже очень круто! Иной раз профессиональный коллектив учит партии и не может разложить их гармонично на 4-5 голосов. А бывает слушаешь хор бабушек в какой-нибудь небольшой деревне, они поют и раз — разошлись на семь голосов! Раз — и обратно. И не специально это делают, а просто сидя на лавочке.
И все-таки старинные народные песни — они особенные. Там никогда нет ничего на поверхности. Чтобы их понять, нужно копать гораздо глубже.
— Это же песни с могучим смыслом! Сейчас таких нет. Вот иногда приходят новенькие, а им не заходят старинные песни. Потому что они не простые — и по смыслу, и по музыке. И зритель в Ревде не всегда готов к таким песням. Фольклор все-таки специфический жанр. Но мы стараемся концерты делать так, чтобы они были понятны всем. Да и мода на фольклор сейчас возрастает.
Все же особенность «Марьиной завалинки» сложилась исторически. Да, они поют старинные казачьи песни. Но он (не всегда, но в основном) связан с казачеством.
— Мы исполняем песни разных казачьих войск. Оренбургского, Донского, Кубанского казачества, Терских казаков. Но в основном предпочитаем песни Донского казачьего войска. Они заходят и мне, и всему коллективу. Культур и традиций везде очень много, они передаются из поколения в поколение. Стало много молодых носителей этих культур. Поэтому и материала становится больше.
— Ну то есть «Марьина завалинка» и казачество по-прежнему тесно связаны?
— Конечно. А что такое казачество? Это тоже фольклор. В современном мире люди привыкли думать, что казак — это военнообязанный человек, это обязательно фуражка, шашка в руке и форма на груди. Но казаки и в быту были, вне войны. Они также пахали огород, носили обычную бытовую или праздничную одежду и пели свои казачьи песни, своего войска. И эти песни начинали распространяться по станицам. Так и получилось, что у каждой деревни были свои песни, со своим текстом или говором. Поэтому мы исполняем композиции разных казачьих культур. То есть внутри такого общего понятия, как «казачья песня», очень много еще особенностей и направлений. И все они — очень интересны. Есть с чем работать.
А иногда дело не только в песнях, но и в специфике их исполнения. Потому что довольно много композиций дошли до современной эстрады. Но это все-таки уже не то.
— Возьмем романс «Не для меня придет весна». Эта песня давно зашла в быт и ее можно услышать в эстрадном исполнении. И любой эстрадник ее споет. Но можно исполнить в старинном — с раскладкой голосов, в непривычной заливке. Мы этот романс будем подавать в той гармонизации, как наши бабушки пели. Я называю это «кудрявое пение» — когда голоса переплетаются, все с припевками, с подголосками. Это сложнее, но звучит по-особенному.
Вот обо всем этом Татьяна Степановна рассказывает с теплотой. А особенно о тех, с кем она этот проект делает.
— Я не одна. У меня коллектив, и они все болеют этим делом. Со многими мы рука об руку много лет. Не я одна тут все делаю. Кто-то тащит стулья, кто-то вешает на стену платки, кто-то делает часы или зеркало, кто-то приносит гармошки. Нас много. А с командой всегда легче.
И с этой командой «Марьина завалинка» уже ездит выступать по городам и селам. Были и в Сухом Логу, и в Сысерти, и в Екатеринбурге в парке Маяковского для гостей пели. И про Мариинск тоже не забывают, приезжают на местные мероприятия, являются друзьями и партнерами «Мариинских изб».
— 15 февраля мы проводим вечер народного и казачьего романса в клубе на УПП ВОС, ждем всех желающих. В апреле планируем дать большой отчетный концерт. Пока не знаем где, надеемся, получится в КДЦ «Победа».
В планах у «Марьиной завалинки» — помещение побольше. Хочется разделять обучения от репетиций, проводить это все параллельно. Да и тесновато коллективу в 18 человек в такой небольшой комнате. Ну а если еще и детский коллектив наберут — точно нужен настоящий «терем», шутит Татьяна Степановна.
— Мы болеем этим и хотим, чтобы болели другие люди, в хорошем смысле. Чтобы у них была возможность окунуться в нашу русскую культуру и понять глубины этих песен. И чтобы зрители, молодежь несли эти смыслы, этот фольклор в массы. Мне кажется, это дорогого стоит.
К вечеру в студии собрался почти весь коллектив. Кто после работы, кто из дома, кто понянчившись со внуками. Все такие разные — и по возрасту, и по прическе, и просто физически. Но все — с теплой улыбкой на лице. Ну а когда в руки взяли гармони и затянули старинную русскую песню — они стали одним большим ансамблем, одной фолк-студией «Марьина завалинка». Коллективом, с песней которого на душе тепло. И даже очень.
ВАЖНО
Как попасть в коллектив?
Позвонить по телефону художественному руководителю студии Татьяне Степановне Комарницкой: 8(982)655-28-59. Или прийти по адресу: г. Ревда, ул. Жуковского 8а