Крутящий момент. Почему танцы на шесте — это не так плохо, как кажется
Мы поговорили с нынешним руководителем одной из самых первых студий пол дэнса в Ревде «Sky Pole» Екатериной Бондаревой
Есть такие увлечения, которые считаются спорными. Которые в понимании людей балансируют на грани спорта и хобби, хорошего и плохого. И к ним, мне кажется, можно смело отнести пол дэнс — это танец на шесте. И не на том, о котором кто-то мог подумать. Это спортивная гимнастика, вид акробатики, получающий свою волну негодования и непонимания от сторонних наблюдателей благодаря именно пилону (так называется шест). Мы поговорили с нынешним руководителем одной из самых первых студий пол дэнса в Ревде «Sky Pole» Екатериной Бондаревой.
Студию танца на пилоне в наш город привезли около семи лет назад из Екатеринбурга. Уже тогда ревдинцы взглянули на это дело скептически. Но те, кто понимает этот спорт, кому нравится, активно записались в группы и начали ходить. С тех пор культура пол дэнса в Ревде живет и процветает. Не на широкую ногу, без официальных городских соревнований и в медиа особо не светится. Но живет. Как и живет молва о том, что такие вот танцы — это откровенная пошлость.
Екатерина Бондарева отнеслась к этому увлечению, как к чему-то новому и интересному. Она пришла в студию сначала учеником, ну а через три года переняла дело от бывшего руководителя.
— Я работала в офисе и увидела объявление о наборе в студию. Понимаю же, что сижу по 8 часов в день и надо двигаться. Пришла, народу много. Поначалу было стеснение. Смотрела на пилон, и думала: «Что это за палка? Чего с ней надо делать?» Я ничего не поняла сначала. И первые три месяца мне вообще не нравилось. Но все равно ходила, потому что убеждала себя, что смогу. Но когда сделала первый базовый элемент, это был эффект вау! «Да ладно, это ж так круто!» Я загорелась, и начала совсем по-другому смотреть на тренировки. Они стали большой частью моей жизни.
— И вот прям всегда ходили на занятия, всем довольная?
— Первый год прошел просто на эйфории. Потом, конечно, бывали периоды, когда хотелось все бросить. Их надо просто пережить. Всегда мотивирует то, как делает, к примеру, твой партнер (на пилоне во время тренировок работают по двое — об этом чуть позже) или твой тренер. Если не получается что-то, посмотри и осознай — у них тоже по две руки и по две ноги, как у тебя. Тогда почему ты не можешь?
В танцах на пилоне есть несколько классических направлений. Непосредственно сам пол дэнс — это акробатика на шесте, сложные элементы, с растяжкой, полетами, переворотами и тому подобным. Пол спорт — это то же самое, только с более сложными, силовыми элементами.
— Когда мы говорим «пол дэнс», то должны понимать, что «дэнс» — это все-таки танец, — объясняет Катя. — Поэтому все движения — они довольно плавные, элегантные. В пол спорте все на силу. Это мощь, это большая кропотливая работа. В пол дэнсе ты можешь сделать какой-то очень просто для пилониста элемент, но он просто очень круто и эффектно смотрится. И все говорят — ого! А в пол спорте ты упашешься, что-то выдашь эдакое сложное. И все говорят — а что, уже хлопать надо?
Есть еще одно направление — экзотик пол дэнс. Это уже больше танец, под музыку, состоящий из каскадов и комбинаций, исполняемых и на пилоне, и в партере (на полу). И да, в этом направлении девушки танцуют на длинных каблуках.
Еще в Ревде появилась бачата. В этой же студии. К пилонам танец отношения не имеет, но дело тоже интересное и для маленького города необычное.
Кстати, на пол дэнс ходят и дети. Совсем малыши, от двух лет, занимаются лечебной физкультурой, оздоровительной гимнастикой. А вот с семи лет девочки занимаются уже на пилоне в группе пол кидс. С 13 лет они могут посещать взрослые группы. Их разделяют мы по возрастам для того, чтобы детям было интереснее друг с другом.
Студию пол дэнса от обычной танцевальной или спортивной студии отличает наличие пилонов. Это такой металлический шест, прикрепленный к полу и потолку. Он может вращаться — чтобы постоянно находиться в движении, практически летать на нем. А может и быть в статике — закреплен специальным держателем. Для такого вида пол дэнса то же есть упражнения.
— Что нужно, чтобы заниматься пол дэнсом?
— Две руки и две ноги. И вес не более 100 килограмм. У меня есть тренер, она в теле. Я очень ей горжусь! Она не боится работать на пилоне. Она такая классная, сочная, на нее хочется смотреть. И когда люди говорят: «Я не пойду заниматься, потому что я полная», пожалуйста, не надо! Не бойтесь!
— Ну, все-таки это гимнастика. Разве не нужен, к примеру, шпагат для этого?
— Были случаи, когда кто-то говорил: «Я сначала на шпагат сяду, потом к вам приду». Но надо сначала прийти, а потом появится шпагат (смеется). Правда, очень много штампов и заблуждений в плане пол дэнса. Вот, например, правильное питание и всякое такое — это не про нас. Нет, есть каждый день гамбургеры не стоит, конечно. Если хочешь — съешь. Зачем себя морить? Не надо думать, что если у нас все на спорте, то мы ничего не едим.
— А что вы думаете или чувствуете, когда пилон называют шестом?
— Так это и есть шест. Тут какой момент. Если человек называет пилон шестом, но понимает, что мы тут не стриптизом занимаемся, я отношусь к этому нормально. А если человек говорит, что вы там у себя без трусов прыгаете, такое вообще не приемлю. Мне вот иногда прям кричать хочется: «Да нет же! Это не то!» Вы знаете, из соседних домов так любят наблюдать, что мы тут делаем, и выходят на балкон покурить... Они ж видят — девушки в трусах. Хотя, на самом деле, в шортах! Просто не понимают этого. Вот оголена десятая часть ягодицы, все — стриптиз. Шорты, в действительности, выглядят абсолютно прилично. Там нормальная ластовица, хорошая ткань. У экзотик пол дэнс да, одежда немного другая, она направлена на сексуальность. Но это не стриптиз.
— А в этом виде спорта, насколько я знаю, просто невозможно не шортах заниматься. В штанах же нельзя — скользко.
— На первой тренировке разучивается самый первый главный элемент — зацеп коленом. Когда ты ногой, по сути, держишься за пилон. В обычных штанах да, это тяжело сделать. Для тех, кто стесняется, есть такой вариант — лосины из экокожи. Это смотрится очень прилично, и сделать можно все то же самое, что и в шортах. Это ломает стереотип, что мы тут все голые ходим. В такие моменты, когда кто-то выступает в лосинах, люди смотрят и думают: «А чего-то она в лосинах? Они все-таки нормальные что ли?»
— Вас, я вижу, прям сильно задевает это сравнение.
— Почему я обижаюсь, когда наш вид спорта называют стриптизом. Там, возможно, тоже все сложно в плане грации и пластики. Но мы работаем на силу. Девчонки приходят с тренировки, у них содраны ладони, ноги в синяках, потому что ты постоянно стукаешься о пилон. А он, как ни как, металлический. Люди просто не понимают, сколько стоит за этим трудом. У нас нет цели показать свои формы или какие-то там места. Мы показываем возможности тела, его силу, выносливость, при этом красиво и грациозно.
— По поводу травм. Часто падаете? Можно ли без мата лазить по пилону?
— Если ты в себе уверен, можешь сделать сложные силовые элементы без мата. Но они есть, и на тренировках мы всегда их кладем, особенно для тех, кто занимается недавно. На пилоне работают по два человека, по очереди. Один занимается, второй страхует. Тренер всегда показывает, как нужно правильно страховать. Когда я еще занималась, у меня была партнер — Наташа. Я всегда была в ней уверена! Был момент, когда я просто полетела с пилона, понимала, что не контролирую ситуацию, не держусь ни рукой, ни ногой. Я — падаю. И Наташа смогла меня удержать. Тут очень важно доверие. Хотя маты — это наша безопасность. Мы заставляем их стелить.
— Есть еще один момент, который, скажем так, у многих ассоциирует пол дэнс со стриптизом. Это музыка. Она вообще обязательна?
— С ней всегда веселее, она заряжает. Но именно в пол дэнсе музыка не обязательна. Другое дело, если ты ставишь номер на отчетный концерт или соревнование. Там да, музыка нужна. И используется не только пилон, но и партер. Такой нюанс. Вот у экзотик пол дэнса даже тренировка — это постановка номера, его репетиция. У нас, у пилонистов, все сложнее. Классический пол дэнс — это элементы, которые для выступления нужно собрать в кучу, положить их на музыку, придумать вставки между силовыми элементами, чтобы руки отдохнули от пилона. Так строится номер. Просто две минуты работать на пилоне — это очень тяжело. Мы ж еще и крутимся при этом.
— Кстати, что делаете, чтобы голова не кружилась?
— Ничего! (смеется) Мне как-то сестра предложила просто смотреть в одну точку. Не помогает. Это все дело привычки. Сначала у меня голова тоже кружилась, а потом нормально.
— Можно одновременно заниматься разными видами пол дэнса?
— Нужно! Тогда ты в экзоте сможешь сделать что-то крутое на пилоне. Или у пилонистов не будет проблем, чтобы что-то сделать в партере, чтобы отдохнуть. Я вот на пилоне могу многое сделать красиво. Но для меня проблема перейти, к примеру, от пилона к пилону (на некоторых соревнованиях это обязательное условие). Я не знала, как это сделать. Нельзя просто прошагать от пилона к пилону. Просила тренера по экзот пол дэнсу. Она мне что-то на 15-20 секунд придумала, я корявенько повторила.
— У вас на пилонах занимаются и дети. А что о них говорят? Ну, в плане ассоциаций и всего прочего?
— К детям вообще вопросов нет! Ни разу с таким не сталкивалась, чтобы кто-то что-то про них плохое сказал. Хотя они выполняют абсолютно те же элементы, что и более взрослые девушки. Кстати, у нас девочка ходит на пол кидс (дети), а ее мама — на экзот пол дэнс. И вот у нас будет 3 апреля отчетный концерт, и они обе будут выступать. Придут посмотреть друг на друга. Классно же!
— Придет ли время, когда у всех людей отпадет сравнение пол дэнса и пилона со стриптизом?
— Никогда. У нас в головах с детства заложено очень много ограничивающих убеждений.
— Но поколения же меняются.
— Тогда — лет 40. Может 50. Моя мама, например, понимает, что это не стриптиз. А некоторые другие близкие — наоборот. Поколения меняются, но убеждения остаются. Моя мама поработала с этими ограничивающими убеждениями. И все хорошо. Дело в установках, которые мы сами ставим в своей голове. Но вы же понимаете, как сложно с ними работать и их переделывать, если человек не желает этим заниматься. Ему проще — видеть вот так. А у нас нет времени и сил, чтобы пытаться сменить ему призму, угол, под которым он смотрит на пол дэнс. Нам нужно заниматься своим любимым делом.
Pole dance — разновидность танца, в которой исполнитель выступает на одном или двух пилонах (шестах), сочетая элементы хореографии, спортивной гимнастики, акробатики. С 2000-х годов также развивается как форма акробатики, не связанная напрямую с эксплуатацией сексуальности. Спорт на пилоне или пол спорт входит в состав дисциплин воздушно-силовой атлетики, развивается как самостоятельное спортивное направление. Выступления каждого участника содержит обязательный набор гимнастических, акробатических элементов, связок и переходов.
В конце января 2014 года Российскую Федерацию спорта на пилоне и воркаута приняли в члены Комитета национальных и неолимпийских видов спорта. Пол дэнсу присужден официальный статус Pole Sport (пилонный спорт).
Первые деревянные пилоны появились в Индии в конце 11 века и использовались для йоги под названием Маллакхамб. Изначально у шеста занимались только мужчины. В последствии деревянные пилоны заменили на железные, что усложнило технику. Йога с железным шестом получила новое название — Малластамбха.
Большую роль в становлении пол дэнс сыграли, как ни странно, циркачи. Путешествуя по всему миру, они перенимали традиции разных народов и на их основе ставили новые номера. Танцы на шесте не стали исключением. Зрелищные выступления акробатов на деревянных или чугунных пилонах вызывали восторг у зрителей.
В 20 веке, когда эротическая индустрия стала набирать обороты, появились танцы go-go. Именно это направление и затмило многовековую историю пол дэнс, ведь теперь первое, что приходит в голову при упоминании танцев на шесте, — это полуобнажённые девушки с томным взглядом. Хотя начиналось все иначе...
Источник: Чемпионат.com