Горы по плечу. Ревдинец Алексей Пагнуев в высотной гонке в Испании добежал до «бронзы» Чемпионата мира
Мы поговорили с Алексеем, как он попал в дисциплину, что происходило на Чемпионате, и почему скайраннинга до сих пор нет на Олимпиаде (и это хорошо)
В дни зимних Олимпийских игр много говорят о спорте. И есть такие дисциплины, которые не входят в программу Олимпиады. Но это не значит, что они не заслуживают внимания общественности. На днях стало стало известно, что ревдинец Алексей Пагнуев в составе сборной России взял бронзу на Чемпионате мира по зимнему скайраннингу. А команда нашей страны стала третьей в рейтинге национальных сборных в этом виде спорта. Мы поговорили с Алексеем, как он попал в дисциплину, что происходило на Чемпионате, и почему скайраннинга до сих пор нет на Олимпиаде (и это хорошо).
Чемпионат мира проходил 4-5 февраля в Испании, на горном курорте Сьерра-Невада, что в Андалусии. Это были первые мировые соревнования по SkySnow — новая дисциплина скайраннинга. Ведь обычно спортсмены бегают по горам на длинные (иногда короткие) дистанции по горам с приличным набором высот летом под жарким солнцем. Здесь то же самое, только действие происходит зимой и на протяжении всей дистанции лежит снег. Такого в мировом скайраннинге еще не было.
Алексей — опытный скайраннер. Но международные старты проходили, в основном, летом. И на подобные мировые соревнования спортсмены отбираются на Чемпионате России и этапах Кубка страны. Сообщение о турнире в Испании пришло неожиданно в ноябре. У Алексея были неплохие результаты на летних соревнованиях. Плюс он был в списках сборной России. Поэтому ему предложили поучаствовать. А он, не раздумывая, согласился.
— Если для мирового скайраннинга эта дисциплина (бег по снегу) новая, то для нас обстановка вполне привычная. Вот проходят соревнования, например, летом в Приэльбрусье. Там тоже мы бегаем по снегу. Поэтому в этом плане российские скайраннеры более подготовленные. Наш климат предполагает снег. А значит и шансов победить у нас больше. Я сразу согласился. Такую возможность упускать было нельзя. Единственная проблема — сообщили об этом довольно неожиданно. Федерация альпинизма России (скайраннинг попадает под юрисдикцию именно этой федерации, не легкой атлетики) не могла нас финансировать. Пришлось подключать спонсоров и изыскивать собственные средства. Но это стоило того.
Летом российским спортсменам, особенно тем, кто с Урала или северных регионов, участвовать, действительно, гораздо сложнее. Прежде всего, из-за акклиматизации. На Чемпионатах в той же Испании или Италии стоит жара, к которой трудно привыкнуть. Где адаптироваться к таким условиям в России? Ну да, можно поехать на Кавказ, провести там некоторое время. Но эффект будет все равно не такой. Спортсменам, которые живут в таких условиях, гораздо проще. Поэтому зимний скайраннинг — самое то для россиян.
— Я сразу понял, что есть шансы бороться с итальянцами и испанцами (они одни из самых сложных соперников). Плюс в первый день Чемпионата был «вертикальный километр» — это короткая гонка, в которой у меня уже получалось попадать в призы на Чемпионатах России.
Всего на SkySnow было два забега. Первый, как уже сказал Алексей, — «вертикальный километр». По протяженности дистанция около 4 км, но набор высоты — более 900 метров, что сразу говорит о крутизне градиента.
— Этот «километр» нужно прямо преодолевать, иногда даже переходить на активную ходьбу. Тут используются палки и кроссовки с мини-кошками (это обязательные условия для всех забегов SkySnow). На «вертикалку» у меня были ставки. Но не получилось. Я занял пятое место. А россиянин Виталий Чернов — второе. Он у нас сильнейший вертикальщик в России. Пятое место — это неплохой результат. Всего стартовало порядка 40 мужчин. Просто в последние годы я уделяю больше внимания на подготовку для более длинных дистанций, на ультра и сверхмарафоны. Поэтому в компоненте скоростной выносливости я несколько уступал. В начале старта, где-то после первых 100 метров набора высоты, лидеры взяли очень хороший темп. Я прям почувствовал работу итальянцев. У Виталия получилось за ними держаться. Ну а я понял, что не готов к таким скоростям и боролся за пятое место. Это объективный результат. И, формально, он был лучшим для меня на международных испытаниях.
— На какой высоте пришлось работать? Готовы ли вы были к ней?
— Чемпионат проходил на высокогорье Испании. Стартовали мы на отметке 2100 метров, а финишировали на 3000 метров. К этим высотам действительно надо было готовиться. Я уезжал на 3 недели в Приэльбрусье. Жил на высоте 1600 метров. Тренировки проводил в среднем на 2000 м, несколько раз забегал за 2500 м. Вопрос адаптации к высоте индивидуальны, у всех организм по-разному реагирует. Но я на 100 % убежден, что сидеть на экстремальных высотах тоже рискованно. Поэтому я жил ниже. И это сыграло мне на руку. Я не перетренировался и сохранил форму.
— Вы говорите о хорошем пятом месте, но все равно чувствуется, что осадочек остался.
— Виталий заслуженно взял второе место. Я рад за него, хотя немного и завидовал. Мы же спортсмены, мы все амбициозны. Пятый результат, класс. Но в историю ты не попал.
Второй день — высотная гонка. Дистанция 12 км, но набор высот остался прежним — порядка 900 метров. Отличие от «вертикального километра» в том, что нужно добежать до верхней точки и потом спуститься назад. Но есть и набор высоты, и ее сброс.
— На гонку я не рассчитывал. Думал, получится в вертикалке. Ведь работа вверх у меня хорошо получается, а бег вниз — похуже. Плюс я думал, что после первого дня сил будет меньше. Но мне удалось успокоиться и настроиться на гонку. Был еще один ключевой момент. В первом забеге у меня были тяжелые кошки. Альпинистские кошки в принципе нелегкие. У меня были беговые, но тяжелее, чем у других. Я просто не уделил этому внимания. Пришлось прямо там покупать кошки полегче, благо была пара на меня. Тут каждый граммы влияют, особенно при работе в гору. К тому же, в высотной гонке запрещены палки. Для меня это не было проблемой. Условия были приемлемые — мягкий снег, на нем как бы проседаешь, проваливаешься. Такая трасса предполагает хорошо подготовленные мышцы стабилизатора. На Урале больше полугода бегаешь по такому снегу. В общем, я был в своей стихии.
На старте Алексей ушел одним из первых и закрепился в пятерке лидеров. Вместе с ним бежали три итальянца и американец. Один спортсмен из Италии (который выиграл первую гонку) оторвался вперед, за ним пошел парень из США. Ревдинец остался бороться с двумя итальянцами за третье место.
— Это было сложно в эмоциональном плане. Чувствовалось давление, было тяжелее психологически, чем физически. Никогда в жизни не был призером на мировом уровне и этого очень хочется. Очень переживал за длинный спуск, особенно за последние 4 км. Гонка была вечерняя, под конец начало темнеть. Это нормально для скайраннинга, когда попадаешь в разные условия. Поэтому последние километры мы бежали с фонариками — они входят в обязательное снаряжение. Это был эмоциональный финиш, сложно передать словами.
Один из итальянцев отстал на подъеме, но на спуске начал догонять. Алексей держался за вторым. Шла борьба, скорости увеличивались. И буквально на последнем километре снег стал мягче. По нему Алексей начал убегать от итальянца.
— На последних ста метрах я боялся сбиться с разметки. У меня такое уже происходило. И смотрю — лидеры финишируют, но как будто где-то в стороне. Неужели я выбрал не тот коридор? От этой мысли даже остановился на доли секунды. Оглянулся, итальянец бежит строго за мной. Судья кричит, что я бегу правильно. Но эта пауза, произошел срыв темпа. Итальянец нагонял. Но я смог удержать позицию и пришел третьим.
— Какие были эмоции после финиша? Осознание, что вы — бронзовый призер Чемпионата мира?
— Сначала я радовался, конечно. Но потом началась проверка снаряжения. Судьи иногда делают это, выборочно. Потому что есть обязательный перечень, нельзя брать ничего лишнего. В первый день ничего не проверяли, а тут решили. Начал переживать, вдруг у меня что-то не так и меня дисквалифицируют. Все прошло хорошо. Потом отправили всех на допинг-тест. Там офицер говорил по-английски, а у меня с этим языком не очень, я начал переживать, что что-то упущу или отвечу не так. В общем, были еще разные моменты, которые не давали полноценно прочувствовать первые эмоции от победы.
В итоге, благодаря серебру Виталия Чернова и бронзе Алексея Пагнуева сборная России заняла третью строчку в рейтинге, пропустив вперед Италию и Испанию. Всего на Чемпионат приехали 15 стран. Были еще спортсмены из Андорры, Германии, Португалии, Боливии, Франции, Швеции, Финляндии, даже из Боливии, Бразилии и Чили. В составе сборной России выступали четыре мужчины (Свердловская, Иркутская, Саратовская области и Владивосток) и две девушки (Челябинск и Башкирия).
Жили российские спортсмены не вместе со всеми другими скайраннерами. Им пришлось снять апартаменты немного в стороне от старта. Дело в том, что у россиян не было европейской прививки от коронавируса, только отечественный «Спутник», который в Европе пока не котируется.
— В страну пустили спокойно. У нас было приглашение, мы заполнили медицинские сертификаты на сайте консульства. И ПЦР-тесты сдали, правда, у нас их даже не спросили. А селить с другими командами отказались.
Это не первые международные соревнования для Алексея. Он родился и жил в Краснотурьинске, где занимался лыжами. Потом ушел в легкую атлетику. Перебрался в Ревду. Начал заниматься горным бегом, трижды становился чемпионом России. Ездил на чемпионаты мира в Турцию, Албанию, Италию, Швейцарию, Польшу. Но без особых успехов. После допингового скандала в мире легкой атлетике и запрета участия в разных соревнованиях российских спортсменов, Алексей перешел в скайранниг. Успел поучаствовать в турнирах в Италии, Шотландии. У него даже была в карьере ультра гонка на 50 км с набором высоты в 5000 метров. Тоже без особых успехов. А в Испании, где ревдинец первый раз, все сложилось.
Работает Алексей тренером в школе бега «Урал Трейл». Учит спортсменов горному бегу и скайраннингу. Есть очные тренировки, много занятий онлайн.
— Это модно и удобно. Пишу планы, контролирую, ведь есть гаджеты разные, часы с пульсометром, которые подключены к разным системам. Можно по их данным делать аналитику, простраивать тренировки. В общем, так вот работаем. Стараюсь развивать «Урал Трейл». Очные тренировки проводим, в основном, в Ревде, на Волчихе. Иногда в Екатеринбург ездим. Планирую организовывать сборы на Кавказе. Развивать свои «кэмпы», куда бы приезжали тренироваться все желающие.
— Как считаете, скайраннинг в России сейчас развивается?
— Если сравнить с 2015 годом, это небо и земля. Динамика очень большая, индустрия идет вверх. Очень много проводится трейл-забегов по пересеченной местности, по лесам, болотам, по горам. Много соревнований в России, в Европе, в мире.
— Мне кажется, такие чемпионаты просто нигде не показывают, что и мешает популяризации этого спорта.
— Конечно, это сильный фактор. Хотелось, чтобы показывали. В Европе с этим проще. Там есть турниры, которые транслируют по телевизору. У нас — пока нет.
— Не хотели бы, чтоб скайраннинг включили в программу олимпийских видов спорта?
— Не думаю, что надо идти по этому пути. Там и так много разных дисциплин. Сколько видов? Сможем ли мы сейчас перечислить все? Нет. То же самое будет со скайраннингом. Он потеряется. Не будет на нем фокуса внимания. Ему нужно двигаться своим путем. И стараться привлекать к себе СМИ.
— Бронзовая медаль в Испании — первая на мировом уровне и последняя?
— Нет, нужно ездить на международные старты. Это опыт, это багаж. Там ты развиваешься как тренер. Если участвовать только местечковых стартах, ты никуда не продвинешься. Надо участвовать как можно больше. Это будет в плюс и к популяризации моей школы бега. Очень надеюсь, что SkySnow пройдет снова. Это отличная платформа для уральцев заявить о себе.