Тонкости шитья. Как в Ревде шьют форму для спортсменов со всей страны
В новой серии нашего проекта про ревдинских предпринимателей «Это моё дело» — директор компании и швея Ольга Шишкина
Вы когда-нибудь обращали внимание на костюмы, в которых выступают фигуристы? Они всегда яркие, необычные, идеально вписываются в идею номера. Скажу больше, одежда спортсмена — это его визитная карточка, которая к тому же уникальная. Ведь это не серийная история, а исключительно индивидуальная. И создается такой костюм не на каком-то крупном заводе, а вручную в мастерской. Знали ли вы, что подобное ателье есть в Ревде? В новой серии нашего проекта про ревдинских предпринимателей «Это моё дело» — директор компании и швея Ольга Шишкина. В ее костюмах выступают спортсмены и танцовщики со всей России!
Небольшое двухэтажное помещение где-то между «Водоканалом» и Демидов-центром. Судя по указателям, тут располагается некая транспортная компания. Большой гаражный бокс это подтверждает. Сбоку наверх идет узкая лестница. Нас встречает тихий коридор, небольшие офисы. Ну а в самом конце в маленькой комнате кипит совсем другая жизнь. Тут стучат иголками швейные машины, девушки аккуратно раскладывают ткани, шуршит по эскизам карандаш художника. Именно тут создают уникальные костюмы для спортсменов и артистов. И именно отсюда они разъезжаются в разные уголки страны.
Компания называется просто — «Танцуют все». Ее директор Ольга Шишкина объясняет, что к такой вариации их натолкнули заказчики — фигуристы, гимнасты, танцоры и циркачи. Это основные поставщики заказов в небольшое ателье, история которого начинается из самой жизни.
— Старшая дочка Полина занималась фигурным катанием в Первоуральске, — объясняет Ольга Алексеевна. — У меня хоть и нет какого-то швейного образования, но шить я любила. Вот и решила сшить ей тренировочный костюм. Ну такое платьишко, чтобы в нем можно было на лед выходить. Сшила, и многим очень понравилось. А потом младшая дочь Таисия начала заниматься сначала художественной гимнастикой, а потом спортивной. И для нее начала изготавливать форму. Делала это дома, на обычной швейной машинке. Уже тогда начали поступать заказы, но времени не было, я постоянно была занята детьми. Когда девочки выросли, подумала — если люди просят сшить, почему бы не попробовать?
Кстати, Полина, не закрыла для себя тему фигурного катания — сейчас она учится в Санкт-Петербурге на тренера. Так что, это тот самый случай, когда хобби становится профессией. В момент нашего визита в ателье, Полина тоже была там, помогала маме.
— Первые заказы были на купальники для спортивной гимнастики, — продолжает Ольга Шишкина. — Их шить попроще, чем для художественной. А потом заказов становилось больше, спортивные направления росли. Я поняла, что одна дома с такими объемами я уже не справляюсь.
— А заказы шли именно с Ревды?
— Нет, для Ревды мы очень мало шьем. Ревда нам, видимо, не доверяет. Люди думают: «Как это? Шить спортивные костюмы в Ревде? Поедем-ка в Екатеринбург, там наверняка лучше сделают». Поэтому, шьем чаще всего для уральской столицы. Хотя наши изделия мы отправляем по всей России. И в Москву, и в Санкт-Петербург, и в Петрозаводск, и в Тобольск — это куда мы в последнее время отправляли.
— То есть, дистанционно, не видя заказчика, сшить костюм тоже можно?
— Мы часто так работаем. Родители снимают мерки, и мы отшиваем. У нас для этого есть целое учебное пособие. Специально для родителей. Просто отправляем им видео, на котором показываем, как снять мерки, что нужно сделать. Ну и опыт нам помогает — если видим, что какие-то мерки не соответствуют, просим перемерить.
— Всегда считал, что это делается только на личном приеме.
— Конечно, лучше видеть человека. Кому-то идет один цвет, кому-то другой. Но в любом случае мы разговариваем с родителями. Что они хотят, какая у них программа, под какую музыку (мы обязательно ее прослушиваем). Я не очень люблю, когда мне приносят фото костюма и говорят — сделай такой же. Мы не любим что-то копировать. Да, где-то мы можем что-то подсмотреть, взять на вооружение какие-то интересные детали. Но в конечном счете производим собственный продукт, не похожий ни на что. Потому что он делается по пожеланиям родителей и тренеров с долей нашей фантазии. По эскизу, который мы рисуем от руки.
— От руки? Я думал, все давно на компьютере делается.
— Да, первым делом рождается рукотворный эскиз, мы считаем, что именно они более живые и выразительные. У нас есть художник — Мария Симанова. Она делает эскизы, мы вместе можем долго их обсуждать, иногда спорить, дорабатывать. С Марией в команде мы начали работать очень давно, она понимает меня с полуслова. По сути, вся компания с нас и начиналась.
История компании под стать любому бизнесу, который кто-то начинает у себя дома. В какой-то момент заказов стало так много, что Ольга стала переживать, успеет ли она все сделать. Пришел большой заказ, работать приходилось день и ночь. И тут муж Ольги — Станислав — предложил пригласить на помощь Марию. Мол, она занималась шитьем, давай позову. И позвали. С тех пор Мария Симанова работает в команде, правая рука и незаменимый помощник Ольги Алексеевны. После той ситуации муж предложил перевезти ателье из дома в помещение, которое было у семьи (то самое, где они и базируются сейчас, а вышеупомянутая транспортная компания снимает у них помещение в аренду). Это было в ноябре 2019 года.
— Заказов становилось все больше. Мы поняли, что не справляемся, и начали набирать в свой штат швей. И коллектив формируется до сих пор. Сейчас наша команда выросла. Закупили новое промышленное оборудование. Планируем в скором будущем отдать под ателье не одну комнату, а весь этаж.
— У вас заказывают только индивидуальные костюмы?
— Есть и групповые заказы. Сейчас вот хотим развить новое направление — отшивать партии тренировочных костюмов. Просто мы больше любим индивидуально, по конкретным заказам. Массовое производство — оно может и более денежное, и быстрое. Но не такое творческое. Да, там мы тоже рисуем эскиз, по которому делаем несколько одинаковых костюмов. Но тут теряется какая-то уникальность.
— Какой был самый большой массовый заказ?
— Для хора, 45 костюмов. Он уехал в Катав-Ивановск Челябинской области.
— Много у вас вообще заказов?
— Очень много. Но надо понимать, что это сезонная работа. Как дети учатся в школе, так они и занимаются. Потому в мае купальник для художественной гимнастики никому не нужен, как и платье для фигуристки. Летом наступает период, когда заказы заканчиваются. Тогда муж начинает выигрывать тендеры, по которым мы отшиваем заказы. Это госзаказы для спортивных школ, институтов и танцевальных коллективов. Вот недавно мы отшили костюмы для коллектива из Нижневартовска. Еще одну партию отправили в Москву — там были русско-народные костюмы. Зато летом мы можем просто взять и всем коллективом хором пойти в отпуск. Это тоже плюс.
— Получается, вы шьете не только для спортсменов.
— Для кого угодно можем сшить костюмы. Просто любим больше спортсменов, потому что с этого все и начиналось. Лично я больше люблю фигуристов. У них все лаконичное, не ляпистое, не такое яркое. У гимнастов, к примеру, больше мелких деталей, которые на льду смотреться не будут. С другой стороны, у фигуристов костюмы создаются под номера, под персонажей, они, как бы, масштабнее.
— Вы говорили, что Ревда к вам обращается редко. Но все же обращается. Кто именно?
— Сейчас мы шьем для ревдинских взрослых фигуристов. Шили гимнастам. Цирковой коллектив «Эквилибриум», все их костюмы — наше детище. Мы с ними дружим очень давно.
— Насколько я понимаю, нельзя сшить костюм, который подойдет и в фигурном катании, и в гимнастике?
— Да, в каждом виде спорта есть свои правила к костюмам — свои детали, своя ткань. Вникать в это непросто. Ведь сшить какую-то ерунду — легко. А чтобы было по всем правилам — тут нужен особый подход. Вот, например, мы шили форму для команды по спортивному ориентированию (она из Омска). Она у них, оказывается, тоже есть — что-то типа олимпиек из ложной сетки и довольно обтягивающие штаны. Это было необычно.
— Как раз хотел поговорить про ткань. Она какая-то особенная?
— У фигуристов и гимнастов, по сути, используется одна ткань — бифлекс. Она растяжимая в обоих направлениях, похожая на лайкру, но не блестящая, а матовая. Очень хорошо облегает тело. Правда, для тренировок бифлекс не совсем подходит — это не такой дышащий материал. Для этого есть различные трикотажные полотна. Ну или бифлекс, но другой плотности.
— Где вы берете такую ткань?
— Есть хороший магазин в Екатеринбурге. Что-то покупаем в Москве. Но весь бифлекс, который мы используем для фигуристов и гимнастов, итальянского производства. Скоро должны прийти образцы других тканей, будем пробовать. Чтобы вы понимали, мы не шьем вслепую. Сначала нужно ткань потрогать, пощупать.
— Есть такое мнение, что костюмы для выступлений фигуристов и гимнастов (возьмем их для примера) очень дорогие. Это правда?
— Да. И это из-за материалов. Не только ткани, но и, например, страз, которыми украшается костюм. Плюс краска. Мы же не просто берем и сшиваем материалы. Все ткани мы красим специальной краской, контурами и глиттерами, тонируем, чтобы создать объем. Это художественный замысел.
— А этот самый бифлекс — с ним сложно работать?
— Наоборот, эта ткань легка в обращении. Она послушная. С ней можно работать с помощью обычной швейной машинки и оверлока. Даже для спортсменов, которые выступают в сборных страны, все шьется на обычной машинке. Потому что это — ручная работа. Каждое платье — отдельное произведение, с которым ты проживаешь жизнь.
— Какие самые сложные или интересные заказы у вас были?
— В прошлом году было несколько заказов на рокерскую тему. Сначала в таком стиле делали костюмы для фигуристов. Потом для Макса из «Эквилибриума» для циркового номера. А в этом году шили рокерскую косуху для новорожденного. Родители были в таком восторге, что попросили отшивать такие каждый год, ко дню рождения. Это классно! Но мы все-таки больше по спорту, чем бытовым заказам.
— Что больше всего помогает вашему делу?
— Свобода. Когда родители нам дают свободу для сотворения костюма и не вмешиваются в процесс. Сказали, в каких тонах хотят костюм, дали послушать музыку, что-то подсказал тренер, и мы начали делать. Наверное, в этом и наша особенность. Здесь не пошивочный цех, а творческое ателье.
Ольга сама каждый день проводит за швейной машинкой. Несмотря на должность директора. Документами и закупками занимается муж. А Ольга — творит. Конечно, компании есть, куда расти, есть возможность расширять ассортимент. Правда, мечты при этом довольно простые и приземленные.
— Хотела бы я видеть наши костюмы на олимпийских чемпионах? Пока не задумывалась. Нам сейчас хочется, чтобы Ревда поверила в нас. В нашем городе есть секции, где нужны костюмы, есть дети, которые в них нуждаются. И мы готовы для них творить.
— А вы следите за тем, как делают ваши коллеги в Екатеринбурге?
— Конечно. Мы следим за работами других мастеров, смотрим фото с разных соревнований, кто в каких купальниках выходит. Отслеживаем, кто был в наших, как они на ребятах смотрятся, при прическе, при макияже. Вот недавно в Екатеринбурге выступали художественные гимнасты в наших костюмах на соревнованиях «Orange cup-2022». Мне кажется, девочки были шикарны! Зачастую спортсмены в наших костюмах занимают призовые места. И это не случайно, ведь в костюм вкладывается душа и заряд на победу.
Дорогое ли это удовольствие — пошить индивидуальный костюм для номера? Думаю, отвечу сам. Безусловно. Это не пакет в супермаркете купить. Потому что: материалы — раз, стразы и комплектующие — два, работа мастеров — три, уникальность — четыре. Можно и дальше загибать пальцы. В таком виде спорта, где важен образ, костюм играет ключевую роль. Поэтому не стоит его искать на полках магазинов. Чтобы победить, нужно идти к мастерам. В случае Ревды, слово «идти» гораздо лучше, чем «ехать». Мы надеемся, что в будущем все-таки увидим на олимпийских играх в нашей сборной спортсмена, на которого с гордостью можно будет указать и сказать: «Это костюм сшит в Ревде. И мы знаем, где именно».
Реклама 16+
ООО "Танцуют все". Ул. К.ЛИБКНЕХТА, 1 В, СТРОЕНИЕ 1 А. Тел.: 8(922) 210-53-73