Не как курица лапой. Говорим о детском почерке с основателем и педагогом студии «Без помарок» Екатериной Елистратовой
Просторный светлый зал, оливковые стены, с которых на нас с фотографий смотрят десятки улыбающихся детских лиц, всевозможные мячи, кубики, разноцветные мешочки, уютный диван и разные занимательные мелочи на полочках. Здесь и коробки с мелками, горы карандашей, ручек и бесчисленных фломастеров. Но висящая на стене линованная доска и несколько парт говорят, о том, что это не игровой зал и не художественный кружок. Именно так выглядит новое место в нашем городе — специализированная студия детского почерка «Без помарок».
В этом месяце студии почерка «Без помарок» исполнился год. Да, она совсем молодая, как и ее основатель и педагог 23-летняя Екатерина Елистратова. Она окончила ревдинский педагогический колледж и сейчас учится на 4 курсе пединститута. До открытия студии Екатерина работала в школе №3 советником директора по воспитанию, совмещая эту деятельность с работой в частном детском центре.
— Моего коррекционного педагогического образования, курсов повышения квалификации и прочих знаний хватало для того, чтобы вести развивающие занятия, быть дефектологом, репетиром начальных классов, проводить групповые и индивидуальные занятия. Но все чаще стали приходить родители и жаловаться, что их ребенок ужасно пишет. Конечно, нам были знакомы методики обучения письму, но не коррекции. И что делать? Сесть и писать в прописях? Это и есть базовое мышление педагогов, которые не сталкивались с коррекцией почерка. Мне захотелось разобраться и помочь. Я стала искать пособия и методики, но такой информации было крайне мало, да и в основном она была больше научная и непонятно было, как применять ее на практике. Создано уже миллион прописей, а проблема все равно актуальна. Потому что пропись не дает гарантии, это монотонная работа, из-за которой ребенок зачастую просто устает и теряет интерес.
Мысли о создании своего пространства у Екатерины были давно, но чем именно там заниматься она пока не знала. От коллеги она подробно узнала о программе, созданной нейропсихологом-логопедом Вероникой Мазиной, нашла страницу автора, сайт с обучающими курсами и купила один из них. Очень увлекалась и с головой погрузилась в изучение темы. А затем подала объявление об услугах по коррекции почерка у детей и за самую минимальную стоимость отправилась по домам к своим первым ученикам.
— Я ходила с доской и сумками со всеми своими карандашами, мелками, эспандерами от Павла Зыкина до Мичурина и обучала ребят. Мне очень хотелось отработать полученные знания. Так продолжалось несколько месяцев. И хотя я вообще не ожидала, что кто-то откликнется, но спрос был, как и результат. К тому же я поняла, что родителям трудно, и они не знают, что делать. И я подумала, что нашему городу необходимо узконаправленное место, чтобы заниматься там коррекцией детского почерка. Так я и решилась открыть студию.
В детстве Екатерина ходила в библиотеку имени Гайдара и когда узнала, что это помещение сейчас пустует, решила, что это знак. Ну а дальше началась работа — ремонт, дизайнеры, логотип, запуск соцсетей. Тот период был непрост, были страхи и сомнения. Но 20 февраля прошлого года в новой студии состоялось первое занятие, которое Екатерина провела сама. Все прошло замечательно и это вселило ей уверенность. Дети еще на долгое время остались с ней, закончили полный курс, который в среднем длится 5-6 месяцев, при условии занятий 2 раза в неделю и выполнения рекомендаций и домашних заданий.
— Почерк — это очень сложная система, и я смело могу заверить родителей, что если ничего не предпринять сейчас, то в дальнейшем скорректировать его будет сложнее. А еще очень важен симбиоз педагога, ребенка и родителя, при общем взаимодействии результат будет максимально выраженным и стойким.
Почему детский почерк — это такая проблема, спросите вы? Екатерина справедливо полагает, что современная жизнь вносит свои коррективы. Дети все чаще сидят в гаджетах, у них работает только большой палец, а для письма нужны как минимум три. Раньше дети больше двигались, играли во дворе, бегали, пинали мяч, прыгали на скакалке. А физическое развитие тоже сильно влияет на школьную успеваемость. Для выполнения уроков нередко надо было пойти в библиотеку, поработать с материалом и выписать нужное. Сейчас дети чаще остаются дома, выбирая компьютер и приставку. Да и зачем писать, если можно скопировать или напечатать. Сейчас специалисты по коррекции почерка одни из самых востребованных в сфере преподавания.
— Несмотря на время гаджетов, хороший почерк не теряет актуальности. Ручная умелость всегда высоко ценилась. Если человек умеет хорошо вязать, рисовать, писать вышивать это всегда плюс. Да и школа еще долгое время не откажется от письма. Дети как писали, так и будут писать, но, к сожалению, делать они это будут все хуже, и хуже. Такая тенденция уже есть. А почерк, особенно красивый — это один из элементов гармонично развитой личности.
В Китае при прохождении собеседования перед трудоустройством на хорошую работу оцениваются каллиграфические навыки соискателя и его владение пером. Есть над чем задуматься, правда?
У Екатерины Елистратовой очень красивый почерк, что она охотно демонстрирует нам, с легкостью выводя на доске аккуратные буквы, складывающиеся в слово «привет». Писать ее научила бабушка, которая, хоть и не была связана с педагогической деятельностью, но, по словам Екатерины, руками умела делать все. После 1 класса маленькую Катю из-за нескладных и неуверенных каракуль даже хотели оставить на второй год. Но благодаря бабушке этого не произошло. И теперь эта студия красивого почерка в какой-то степени является данью памяти и благодарности за ее старания и заботу.
Свою студию Екатерина Елистратова называет специализированным пространством неспроста. Логопед Виктория Алексеева, как и Екатерина, занимающаяся коррекцией почерка, является специалистом в области нейропсихологического подхода в коррекции технической стороны письма, также обучалась на курсе Вероники Мазиной, имеет диплом о профессиональной переподготовке и, конечно же, высшее педагогическое образование. Программа по обучению и коррекции написана и подана на апробацию, в текущем году она должна вступить в силу, благодаря чему в дальнейшем ребята смогут обучаться в студии по сертификатам ПДФО на бесплатной основе.
Также в студии работает учитель начальных классов Ульяна Антонова, буквально на днях занявшая 3 место в конкурсе «Учитель года» и русовед-филолог, Анна Солина, репетитор по русскому языку, ведущая группы по подготовке к ОГЭ. А скоро в центре появится еще один специалист по коррекции почерка, поскольку заявок на обучение поступает все больше и больше.
Екатерина Елистратова признается, что идеальной ручкой первоклассника она считает простой мягкий карандаш. Но это допустимо не везде. Поэтому, лучшей станет ручка длиной 14-15 см, с невязкими чернилами, которую не нужно расписывать. У нее должен быть легкий не металлический, а пластиковый корпус, диаметром 7-8 мм, круглой или шестигранной формы, прорезиненное основание и полное отсутствие декора и украшений.
Цветные карандаши обязательно нужно выбирать мягкие, как и простые, подойдет мягкость 2Б. Все рекомендации Екатерина обязательно дает каждому родителю на консультации или после первого занятия.
В группах занимаются по 4 человека. Есть группа дошкольников, первоклассников, детей постарше и подростков, чаще мальчишек, которые с удовольствием бегут на занятия со своих «футболов-баскетболов».
— Занимаемся мы по специальной программе, составленной нейропсихологом. В ней нет ничего лишнего или бессмысленного, все что мы делаем имеет значение. Урок начинается с двигательного упражнения с мячом — резиновым, теннисным или для пинг-понга. Иногда мы задействуем цветные кинезиологические мешочки, которые вы видели на полке. Двигательное занятие дает воздух мозгу, запускает его, активизирует и настраивает на работу. Так же оно задает ритм, ведь письмо — это ритмическое действие: крючок за крючком, палочка за палочкой. Если ребенок не может выполнить крупномоторное действие — отбить поймать, то на письме серийная организация будет очень тяжело даваться. С каждым уроком задание усложняется, меняется чередование, добавляются хлопок или приседание.
Вдоволь повеселившись, дети садятся и выполняют упражнения на ориентировку в пространстве. Это необходимо, чтобы понимать, где правая половина листа, где верхний левый угол, и правый нижний, и где третья строчка сверху.
— Ведь все это не автоматически появляется в детском мозге. Вот смотрите, здесь нужно найти правую руку миньона и раскрасить ее красным карандашом. Но ведь мы с миньоном смотрим друг на друга, и наши правые руки будут расположены диагонально. Не все дети это понимают. Тут и включаются шестеренки. Ребята выполняют эти задания с удовольствием и очень радуются, когда справляются.
Третье упражнение и снова ритмы: топотки, хлопки и прочие ритмические действия, которые дети повторяют за Екатериной. Получилось? Отлично! А теперь включаем музыку и стараемся попасть в определенный бит. А в конце песни еще и нарисуем в воздухе узор.
А затем в ход идет чековая лента. Догадались, на что она похожа? Она имитирует строку. И дети рисуют на ней различными видами восковых мелков, которые Екатерина покупает и плавит сама. Здесь тоже есть определенная хитрость — это необходимо для коррекции хвата. Ведь если ручку мы можем взять, как угодно, в том числе неправильно, то с маленьким восковым мелком этот номер не пройдет. Порой неправильный хват сформирован настолько стойко, что попытки переучить ребенка приводят к психологической ломке, проще изначально научить правильно, чем потом переучивать. Неправильный хват — это спазм. Тут и помогают мелки. Выполняя это задание, ребенок учится затормаживаться для того, чтобы рисовать узор строго в строке. Потом это помогает видеть в тетради верхнюю и нижнюю границы и не выходить за ее пределы. Тот же принцип — от крупного к мелкому: на широкой чековой ленте отрабатывается узор, который позже ребенок перенесет в узкую тетрадную строчку.
После того как все справились наступает время разминки для детских ручек. Это всевозможная гимнастика и упражнения с инструментом для укрепления мышц кисти. В ход идет су-джок, эспандеры, и даже денежные резинки. Екатерина достает одну из них и показывает упражнение «осьминожка», при котором все пальчики разъезжаются и собираются обратно — работа на напряжение и расслабление.
А в конце занятия обязательна работа с буквой. Вот, например, письменная буква «г».
— Мы смотрим на эту прекрасную букву, 10 раз пальчиком ее обводим по стрелочке, штрихуем, разбираем элементы. И начинаем писать. Но мы не делаем это молча. Мы пишем под звуковой ритм, проговаривая звук на каждую часть элемента. Все что возвышается, пишется по звук «и», все что опускается вниз, пишется под «раз», «два», «три». Мы тренируемся на магнитном листе, а затем в прописи. Если ребенок в школе забудет, как пишется буква «г» у него в голове зазвучит: «и, раз». Эти звуковые подсказки придумал и разработал нейропсихолог и логопед, и они помогают организации детского письма.
Завершая урок, педагоги обязательно акцентируют внимание на успехах ребенка. Екатерина говорит, что это главный принцип работы студии.
— Мы берем яркий солнечный желтый карандаш, находим самую красивую букву и с гордостью обводим ее в кружок. Любой ребенок воспринимает похвалу и откликается на нее. Мы всегда хвалим наших детей, и если сегодня у него что-то не получилось, завтра обязательно получится
Наш почерк меняется со временем. Но база и основа, если они правильные, остаются прежними. Примерно в 4 классе у ребенка начинает формироваться письменная индивидуальность, он начинает добавлять в письмо личные моменты, отличающие его от других. Таким образом наш почерк приобретает уникальность.
— Я бы очень хотела, чтобы все родители понимали значимость занятий письмом, а дети были развиты и успешны. И чтобы учителя не писали им в тетрадках и дневниках красным цветом замечания за некрасивый почерк.
Реклама, 16+
Студия почерка "Без помарок". Тел. 8(922)125-24-31 (Екатерина Алексеевна)