Из Кореи с любовью
Екатерина Зубова — о корейской культуре, музыке, танцах, Сеуле и о том, как стать ближе к суперзвёздам
Что вы знаете о Южной Корее? Первое, что приходит на ум, это корейская кухня, корейское кино, корейская косметика и… корейская музыка! Удивительно, но в этой молодой стране (ей в следующем году исполнится 80 лет) практически все становится мировым феноменом. Кое-что и вовсе обретает глобальный общепринятый бренд. Сегодня мы поговорим о корейской популярной культуре. Коротко — к-поп (читается, как кей-поп). Вы знали, что она добралась и до Ревды?
В новой серии нашего проекта «Это мое дело» — ревдинский преподаватель к-поп танцев и руководитель танцевального объединения MIMI DANCE Екатерина Зубова. Совсем недавно она вернулась из образовательного тура из Южной Кореи, где прошла более 30 мастер-классов у именитых к-поп хореографов. В большом интервью мы поговорили с Катей, что вообще такое к-поп танцы, как они стали мировым феноменом, чем удивляет и разочаровывает Сеул, насколько он дорогой и необычный, как проходят мастер-классы в Южной Корее и почему в отеле нужно заклеивать скотчем все дырки.
Екатерине Зубовой — 19 лет. Она учится в екатеринбургском РАНХиГС, уже четвертый (!) год занимается репетиторством — преподает математику. На сцену Катя вышла в юности. Она восемь лет пела и танцевала в ансамбле русской песни «Веснушки». После выпуска из коллектива, желание дальше заниматься творчеством у девушки не пропало, и она начала искать что-то для себя, свой стиль.
— Изначально Южной Кореей я заинтересовалась как страной для путешествий, — вспоминает Екатерина. — Я много смотрела видео про эту страну и там узнала про корейскую поп-культуру. Послушала музыку — мне понравилось. Посмотрела клип — они там не только поют, но еще и танцуют! Я поняла, что хочу также.
— Какая группа и песня стали «отправными» для тебя в мир к-поп?
— Женская группа BLACKPINK и их клип DDU-DU DDU-DU. У корейских артистов так принято — они выпускают песню, клип на нее и отдельно видео с хореографией для клипа. То есть у них всегда поставлен танец полностью на всю песню. И они это показывают. Такие ролики называются «танцевальная практика». Я их смотрела и учила движения, глядя в зеркало. Пыталась повторить точь-в-точь. Это, кстати, сложнее, чем ставить собственную хореографию. Когда ставишь свое, у тебя нет границ. А тут все строго — попасть в каждый бит, в мелодию, в звук.
Свои танцевальные практики Екатерина Зубова начала выкладывать в социальные сети. На одном из них девушка просто делала разминку под к-поп песню. И ей в комментарии написала знакомая, мол, «хочу танцевать с тобой». Не вопрос.
— Я училась к-поп всего полгода. И не думала, что так скоро начну преподавать. В общем, я пригласила знакомую на первый урок. Она выложила видео с него к себе в соцсети, это увидели ее знакомые. И так все началось. Сначала были индивидуальные занятия, потом пришлось открыть группу.
Сейчас Катя ежедневно преподает к-поп танцы в Ревде и Екатеринбурге (там аж в двух районах). Она арендует помещения, к ней приходят танцевать девочки разных возрастов, которым нравится корейская поп-культура. И состав групп постоянно растет
Давайте быстренько разберемся, что вообще такое к-поп культура в целом. Если вы о ней ничего раньше не слышали. Для самой Южной Кореи это, пожалуй, настоящий современный культ. Там работают целые школы и академии, в которых с малого возраста буквально взращивают больших артистов, формируют группы, которые собирают многотысячные стадионы. Самих артистов в Корее принято «скромно» называть «идолами».
К-поп на мировой арене бабахнул, благодаря харизматичному рэперу PSY и его песне Gangnam Style. За 12 лет клип на ютубе набрал более 5 млрд просмотров! А в Сеуле южнокорейскому «идолу» даже установили памятник. PSY открыл дорогу в мировую музыкальную индустрию десяткам артистов и коллективов. Даже те, кто далек от к-попа, когда-нибудь про мальчишескую группу BTS или тех же девчонок из BLACKPINK. И списки корейских «идолов» на мировой арене с каждым годом пополняются новыми именами и названиями.
— У них есть компании и агентства, куда приходят желающие стать артистами, подписывают с ними контракт. Их называют «трейни», по-нашему стажеры. И они несколько лет занимаются, танцуют, работают с учителями и хореографами. Если директоров компании все устраивает, стажеры дебютируют с треком. Но для этого надо пройти длинный путь. Есть одна девушка, она тренировалась с 8 лет. Сейчас ей 26 лет, и она на сцене.
Танцы считаются неотъемлемой частью как клипов, так и живых выступлений южнокорейских исполнителей. В танцевальные коллективы входит десятки танцовщиков, и каждый из них автоматически становится востребованным и модным хореографом. Все дело в уникальности стиля к-поп танцев, который собирает в себе все самые модные и популярные направления.
— В к-поп почти все танцевальные стили смешаны — это и вог, и хип-хоп, и джаз-фанк, и вакинг. И все они могут быть представлены в одном танце, — объясняет Екатерина.
Конечно, учиться к-попу по видео недостаточно. Катя побывала на десятках различных мастер-классов у корейских хореографов, которые, кстати, часто гастролируют по России.
— Когда я первый раз сходила к корейскому хореографу на мастер-класс (он приезжал в Екатеринбург), я увидела, как они ведут свои занятия. Мне очень понравилась эта система, и я внедряю ее в наши тренировки. Сначала обязательно разминка. Потом в течение 20 минут учим первую часть хореографии под музыку, под счет. Дальше — самотренировка. Ребята сами повторяют движения, думают над ними, делают медленные повторения с самим собой. Потом учим вторую часть, снова самотренировка. И собираем всю хореографию в один танец, обязательно записываем это на видео и выкладываем в соцсети для рефлексии. Вот так проходят занятия у южнокорейских хореографов. И у нас.
— Мы увидим вас на ревдинской сцене? Есть цель какого-то сольного концерта или проекта?
— Думаю, увидите. Мы должны были выступать на Дне молодежи в этом году. Но его сдвинули из-за непогоды, и мы в новую дату уже не смогли. А вообще у нас самая главная цель — показать, что картинка, которую дети и подростки видят в интернете, это не что-то нереальное. Вот они смотрят клип и думают: «Они такие звезды! Я не смогу с ними встретиться, танцы сложные, чемпионаты сложные». Я хочу им показать, что не все так сложно. Что Корея ближе, чем можно думать.
Екатерина Зубова в этом году исполнила свою мечту — она посетила Южную Корею. И не просто ради путешествия, а именно ради танцев. А получилось все довольно спонтанно.
— Мы собрались в поездку группой знакомых-хореографов из других городов и даже стран. Просто где-то в соцсетях под каким-то постом кто-то написал: «А поехали в Сеул!» И все ответили: «Поехали!»
У России с Южной Кореей действует безвизовый режим. Поэтому для въезда в страну нужно лишь загранпаспорт и электронное разрешение К-ЕТА. Прямого перелета в Корею нет. Сначала летишь из Москвы до Китая 8 часов, потом пересадка и еще 2 часа до Сеула.
Всего в Южной Корее Катя пробыла 18 дней. Сначала они сняли на две недели два этажа в домике на 14 человек. Потом девочки улетели, а Катя уехала в другой район Сеула одна, где снимала номер в гостинице.
— Было страшно не из-за того, что осталась одна. Было страшно, что я знаю, что может быть в номере в Корее. Там очень распространены скрытые камеры. И первый день, как приехала, даже не стала разбирать чемоданы. Я сначала заклеила все дырочки в номере скотчем. Если заходите в туалет в метро, там все стены заклеены скотчем, висит табличка «Опасайтесь скрытых камер» и есть тревожная кнопка. На самом деле, в Сеуле безопасно. Ты можешь оставить телефон на скамейке, придешь через три дня, и он будет лежать на месте. Большинство преступлений в Корее совершается скрытно. Я не знаю как, но в странах Азии сделали так, что слышно звук на телефоне, когда ты фотографируешь или снимаешь на видео. Даже когда у тебя отключен звук и все уведомления. Даже если ты прилетел со своим телефоном. Делаешь фото, включаешь видео, делаешь скриншот — все это сопровождается звуком.
Несмотря на то, что девушки-хореографы поначалу прилетели в Сеул «толпой», у каждой был свой график мастер-классов, на которые они хотели сходить. Все по расписанию, как в дневнике. В день по 2-4 занятия в разных студиях.
— Я, прежде всего, хотела попасть к тем мастерам, за которыми слежу давно. Например, девочка Хариму. Она была одной из ярких участниц одного танцевального корейского шоу с мировым масштабом. Вот к ней в первую очередь сходила. Была на мастер-классе у ONELOVE — хореографа артиста Чимина из группы BTS.
— А все мастера, к которым можно прийти на занятия, работают с «идолами»?
— У всех есть команды, но далеко не все разглашают, какие. А если и знать, к победителям разных шоу не попасть. Есть хореограф Bada Lee, все танцоры к-поп хотят к ней попасть. Открывается запись на мастер-класс и через пять секунд закрывается.
Принцип мастер-классов в Корее такой же — пришли, выучили связку, станцевали, сняли на видео, пошли дальше. Даже без всяких разминок. Катя за три недели посетила более 30 таких мастер-классов. На каждом в среднем присутствовало от 20 до 60 человек.
— Там никто не требует от мастера внимания. Он просто показывает движения, и твои проблемы, запомнишь ты или нет. Ты учиться пришел. У них не принято задавать вопросы. Там каждый сам за себя. Но при этом никто не будет на тобой смеяться, если ты новичок. Наоборот, похлопают, поддержат.
— Как тебе вообще Сеул? Совпали ожидания с реальностью?
— Не совпали, но это в хорошем смысле. Я ожидала, что там все будет сложно, много улиц, метро. Я когда впервые увидела метро, решила, что больше сюда не зайду, только но такси буду ездить. В с метро подружилась, во всем разобралось. Оно у них очень удобное. Корея ведь новая страна. Поэтому там все новое! Шикарные высотки! И ты идешь около них пять минут, сворачиваешь за угол, а там трущобы. И они их не стесняются! Видела, как из высотки выходит статный кореец, в костюме, с рюкзаком, в туфлях, заходит за угол и идет в маленькое кафе в трущобы есть лапшу.
— Сеул дорогой город?
— Да. Поездка в метро обходится в 1,5 тысячи вон — это 70-80 рублей. И это не окончательная стоимость. Зависит от того, куда ты поедешь. Если добираться два часа до места, то надо будет дополнительно доплатить еще рублей 100. На такси 15-минутная поездка будет стоить 2-2,5 тысячи рублей.
— Как с языком? Сложно было общаться?
— Там все на английском свободно говорят. И бабушки, и дети. А с английским у меня все отлично.
— Кстати, как реагировали на то, что вы из России?
— Реагировали прекрасно! Хореографы, когда мы им говорили, откуда прилетели, открывали гугл-карты, смотрели, как мы добирались, и были шокированы: «Зачем вы сюда приехали?!» В метро подходили дедушки, бабушки, спрашивали, откуда мы, говорили, что из России, они показывали большой палец, типа круто. Наоборот, к нам проявляли больше интереса. Никакой агрессии. С иностранцами легко знакомиться. В магазине встречаемся, видим, что иностранцы, и вы как-то заранее в голове понимаете, что если что — вы вместе.
— Сильно в Корее любят к-поп?
— Для них это национальная музыка и гордость. На одном мировом чемпионате говорили, что «Корея состоит из кимчи, соджу и BTS». Капуста, водка и поп-группа. BTS вообще считается достоянием Кореи. У них везде играет к-поп. Плакаты, на метро, на машинах, на грузовиках — их очень много. И чаще всего эти плакаты делают фанаты в поддержку групп, а не компании.
Конечно, Сеул и носители к-поп культуры дали Екатерине не только крутой опыт, который она передаст своим воспитанникам. Но и множество идей, которые девушка уже внедряет в свои тренировки. Ее путь действительно впечатляет искренней самоотдачей. Катя сама арендует помещения в двух городах, покупает световое и музыкальное оборудование. И делает это на средства, которые сама же зарабатывает репетиторством и занятиями. Не без проблем и проволочек, но всегда с красивой улыбкой и неповторимым позитивом.
— Глядя на вашу хореографию, что должны испытывать зрители?
— Люди должны удивиться и запищать. Когда смотришь на танец, видишь движение и вау. Чтобы была реакция: «А как она это сделала?»
— Что дальше? Какие планы?
— Работать над своими проектами. В следующем году планирую съездить еще раз в Корею повышать свой уровень. Еще хочу посетить Японию. Если мечтать глобально, то хочется попасть на подтанцовку к «идолам». Без разницы, к каким, но важно в какую компанию. Это реально. Сейчас есть международные компании, которые проводят прослушивания среди иностранцев. У меня есть знакомая, которая уже танцевала с «идолами».
И знаете, после этого разговора сложилось четкое ощущение, что это обязательно случится. Что эта хрупкая улыбчивая девушка выйдет на мировую сцену. И что она непременно зажжет. А мы удивимся и запищим.
Реклама 12+
MiMi Dance dancing school 8 (922) 615-17-61