Больше, чем жизнь
Что такое флорариумы. И как благодаря им, Юрий Василенко из Москвы создал новый многообещающий бренд
Любите выращивать цветы? Или вы задумывались о необычном живом растении у себя дома? Тогда запоминаем новое слово в домашнем растениеводстве — флорариум. И это не игрушка, а компактная, но настоящая экосистема. Наш проект «Это мое дело» добрался до Москвы, и в новой серии мы знакомим вас с основателем столичного бренда HEIS Юрием Василенко. Поговорили с ним, как может пригодиться профессия агронома в современном мире, что такое флорариумы и как они работают, сколько живут такие экосистемы, и почему для Юрия это не совсем бизнес.
Юрий — родом из Севастополя, сейчас живет в Москве и там же развивает свой проект, который доступен всем жителям страны. И путь к этому бренду начался в студенческие годы, ведь Юра учился в московской академии на агронома. После обучения пошел работать в компанию, которая занималась продажей растений. Так начался 12-летний путь, на котором была и работа флористом, и менеджером по закупкам и продажам.
— Около пяти лет я работал у ребят в JMP Flowers, которые держали свою небольшую, семейную, можно сказать компанию в Польше. Но очень крупную по производству. Они занимались выращиванием орхидей, — вспоминает Юрий Василенко. — У них был очень небольшой штат, в московском офисе нас работало всего четыре человека. Зато нас постоянно привлекали на разные встречи, мероприятия, выставки, летали в разные страны, в том числе в Германию, в Нидерланды. В общем, расширяли свой кругозор и узнавали, что вообще происходит в мире цветов.
Во время одной из таких поездок Юрий и увидел флорариумы — цветы в банке. Это были гиацинты. И тогда Юра подумал: «Как круто! Тоже такое хочу сделать».
И сделал. Вот такие баночки с цветами стали настоящим хобби для Юрия. Он их делал в свободное время, ставил дома, на работе, прямо рядом с рабочим ноутбуком.
— Спустя какое-то время начал вести социальные сети и спрашивать у подписчиков — нравятся ли им такие банки? И они начали спрашивать у меня — а можно ли это купить? Получается, от начала этого хобби до первой продажи прошло около пяти месяцев. И да, я стал продавать свои работы. Это было в 2019 году.
На самом деле, Юрий и не думал тогда, что идея станет бизнесом. Он просто творил, носил на работу, показывал коллегам, собирал обратную связь и в социальных сетях. Заказов становилось больше, времени меньше. Пришлось поменять работу, чтоб офис был ближе к дому, так удалось высвободить еще 2-3 часа под любимое дело. А потом и вовсе отдаться полностью только своему хобби.
— Так совпало, что вместе с этим пришло осознание — у меня случилось выгорание на основной работе. 12 лет в этой сфере, куда смог дорасти — я дорос, что хотел узнать — узнал. Надо было что-то новое. Тогда я стал уделять еще больше времени своему хобби. Хотя и просел по зарплате, но на ипотеку и еду хватало.
Еще около трех месяцев Юра сотворял флорариумы в своей небольшой однокомнатной квартире. И вот пришел первый корпоративный заказ — нужно было сделать сразу 80 флорариумов.
— У меня вся квартира была забита сырьем, растениями, весь балкон был заполнен бутылками. Но первый корпоративный заказ я собрал дома. И заработал тогда первый серьезный оборот — около 300 тысяч рублей.
Эти деньги пошли на первое производственное помещение. Оно было небольшим, буквально 25 квадратов. Но туда из квартиры переехали стеллажи, ящики и бутылки, в итоге получилась полноценная мастерская. У Юрия стали появляться работники, которые помогали ему с заказами. А с ними — помещение побольше. Начала расти популярность и у бренда HEIS. Проектом Юрия заинтересовались большие СМИ.
Благодаря огласке, бренд попал в поле зрения ребят, которые открывали в Москве H&M Home. Крупнейший мировой ретейлер в свой магазин приглашал несколько маленьких местных брендов. И HEIS это приглашение получил. Несколько дней Юрий с командой работали в московском «Авиапарке» и сделали выручку в разы больше, чем за месяц.
Такой заработок позволил открыть свой шоу-рум — пространство, куда приходили покупатели, знакомились с брендом, приобретали продукцию. Здесь же все флорариумы и сотворялись. Ну а после начала 2022 года стало туго с поставками, пришлось снова сменить локацию, отказаться от шоу-рума и уехать в более отдаленные районы
— Мы думали, будет большая просидка по продажам. Но оказалось, что люди стали либо приезжать к нам сюда в мастерскую, либо заказывать через интернет. Сейчас порядка 95% продаж идут через сайт и маркетплейсы.
Конечно, флорариумы — это не открытие Юрия Василенко. Их придумали еще в 19 веке. Знаменитый английский ботаник Натаниэль Уорд придумал стеклянные теплицы для транспортировки растений друзьям в далекие страны. Их называют просто — террариумы. Теперь же это одно из новых веяний домашнего дизайна.
— С опытом я понял, что флорариумы — это немного другой формат выращивания растений, — объясняет Юрий. — Мы привыкли, что цветы у нас дома растут в горшках. А тут — в резервуарах. Это не значит, что так лучше или проще, чем в горшках. Это просто по-другому. Например, если растение в горшках мы каждые полгода-год пересаживаем, то здесь мы их стрижем, потому что резервуар не позволяет им разрастаться. Если в горшках растение мы поливаем, к примеру, раз в неделю. То в резервуарах гораздо больший интервал — от нескольких недель до нескольких месяцев.
Все дело в высокой влажности. Все испарения воды из растений остаются в резервуаре и возвращаются в почву. Но именно поэтому далеко не каждое растение подойдет для флорариумов.
— Изначально типов террариумных растений не так уже и много. Растения, преимущественно, не сильно любят прям в воде расти, в огромной влажности. Особенно цветущие. При высокой влажности цветки быстро гниют. Но мы стараемся подбирать такие виды, которым в резервуаре будет комфортно. А так, флорариум — это все равно украшение для интерьера, если обобщить. Растения в горшках — тоже декор.
Все-таки флорариум — это не просто растение в банке. Это может быть целая история, со своим смыслом и идеей, со своим дизайном и задумкой. И оно не просто помещено в банку, где постоит пару недель и все — пропала красота. Это экосистема, в которой при должном уходе растения могут жить до 50 лет! Флорариум или горшок не уменьшают данный показатель.
— Есть специальный рецепт грунта для террариумов, его базовая часть уже придумана. Дренажи, грунты — есть разные рецепты и проекты по всему миру. Мы обычно берем и соединяем их, создавая что-то новое.
— Как рождается флорариум в вашем проекте? Вы же не просто насыпали в банку землю и посадили туда растение?
— Я беру понравившийся резервуар. Или даже несколько. Покупаю много растений, которые, как мне кажется, будут жить во флорариуме. Добавляю истории с рельефами и камнями, делаю композиции, иногда сразу несколько. Всю работу мы проделываем пинцетами. Потом готовый продукт скидываю друзьям, знакомым в чатах, клиентам. Что-то дорабатываю после обратной связи. Потом эта композиция стоит в мастерской несколько дней, мы все вокруг нее ходим. И если нам в итоге нравится, отправляем на фотосессию, и она попадает в каталог.
— И такая композиция может прожить много лет?
— При должном уходе, да. Смотрите, мох и грунт — это расходники. Их надо менять, как, например, масло у машины. Не полностью, но частично. Само растение остается. А оно может жить 20, а то и 50 лет. Тут больше стоит исходить от вида растения, есть растения, которые живут и более 70-100 лет. У нас есть клиенты, которые брали флорариумы еще в начале проекта, шесть лет назад, и они у них до сих пор стоят.
— А кто ухаживает за флорариумами? Сами покупатели?
— Да, мы им помогаем, даем видео инструкции. Но иногда люди сами приносят нам композиции, как на химчистку. Стекло почистить, грунт поменять, растения постричь. И резервуары мы подбираем такие, чтобы подобраться к грунту было не сложно.
Юрий признается, что он очень трепетно относится к качеству продукта. Для этого им приходится заморачиваться в плане сырья. Поэтому да — флорариумы у HEIS получаются одними из самых дорогих.
— Сырье стараемся покупать самое лучшее. Какие-то небольшие компоненты закупаем в России — скажем, уголь или мох. Но, в основном, все иностранное. Торф у нас бельгийский — он максимально очищен от примесей, коряг и камушков. Наш торф не обрабатывают, часто резали руки камнями. Я даже прививку от столбняка себе ставил.
Раньше возможностей было больше. Крышки заказывали в Италии, резервуары в Польше, фигурки для декора в Германии. Сейчас многое закупается в Китае, но у проверенных поставщиков. Всего их у проекта — более тридцати.
Растения зачастую голландские. Но некоторые берут и маленьких поставщиков в России. У таких растения более адаптированы к домашнему климату, потому что выращиваются дома, а не в теплицах.
— Мне хочется всегда соблюдать тот уровень качества продукта, какой я бы сам хотел получить. Поэтому такие важные акценты на хорошем и недешевом сырье. Плюс рост штата и количества заказов, когда сложнее контролировать качество, — это мы тоже нивелируем стоимостью. Да, с большими заказами появляется процент того, что я бы себе не купил. Если я увижу флорариум, который мне не нравится, я уберу его с полки.
Сейчас в команде HEIS около 10 человек. Но Юрий дома не сидит, он работает шесть, а то и семь дней в неделю, контролируя все процессы. Сейчас проект в месяц делает минимум 300 флорариумов, максимум, в сезон — 2500 штук.
Конкуренция у HEIS в Москве есть, но небольшая. Всего сейчас работает около пяти проектов.
— Каждый раз, когда появляется подобный проект, мы переживаем. Но получается так, каждый из проектов продает свой флорариум. У каждого своя особенность. Я общаюсь со многими коллегами, делимся опытом. Но это все равно пока маленькое комьюнити. И маленькая ниша. Но она постепенно растет. И мы постепенно растем вместе с ней.
Да, есть еще одна более обширная ниша — флорариумы с суккулентами. С кактусами, проще говоря. Но такие Юрий не признает.
— Это просто композиции с суккулентами. В правильном флорариуме должны быть как минимум тропические растения. Точнее, должна быть соблюдена композиция одной климатической зоны.
Действительно, флорариумы HEIS и у других подобных проектов выглядят совершенно иначе. Это как маленькие ярко-зеленые миры под стеклом. С душой и самой настоящей жизнью внутри. Как крохотный тропический сад у тебя в квартире. И Юрий планирует в будущем этот сад вписывать в интерьеры.
— Я до сих пор не считаю свой проект бизнесом, — признается Юрий Василенко. — Мне нравится то, что я делаю. Здесь нет такого стремительного выгорания, как было на основной работе. И тут есть планы на будущее. Мне хочется флорариумы интегрировать в предметы интерьера, чтобы это была функциональная история. К примеру, тумбочка с флорариумом, в которую можно положить вещи. Или стол, на котором живут растения, и ты можешь поставить ноутбук и работать рядом с ними. Мы уже работаем над этим.
Лично я уверен, что популярность таких экосистем будет только расти. Ведь это не просто красиво. Это отвечает миссии проекта — HEIS хотят приблизить людей к естественной природе. Чтобы мы учились за ней ухаживать и с ней вместе существовать. Чтобы у каждого из нас был свой маленький мир, который бы мы берегли. А вместе учились бы беречь и весь остальной, большой мир.