Яндекс.Метрика
Автор:
«Ревдинский рабочий»
Мнения

Церковь и вызовы времени

Где и как искать ответы на классическую дилемму «иметь или быть». Мнение настоятеля храма святых Жён Мироносиц отца Романа

19 июля 2020
206

Отец Роман, настоятель храма святых Жён Мироносиц

«Мир никогда не будет прежним» — слышим мы на каждом шагу. Можно подумать, до нынешних событий мир не менялся. Это его обычный способ существования: без «прорывов», «революций» (обычно в переносном смысле, как в рекламе) и прочих скачкообразных движений прогресса миру скучно. Или даже страшно. Вот и меняется весь он до неузнаваемости с известным ускорением: когда-то на это уходило несколько столетий, сейчас хватает пары десятилетий.

Неизменным остаётся только само желание меняться как можно быстрее, насколько позволяет технический прогресс. Занятие, несомненно, увлекательное, не чуждое некоему азарту. Но если задуматься о смыслах и целях этих перемен, возникает некоторое ощущение пустоты.

Конечной цели здесь в принципе нет и быть не должно, иначе движение остановится — этого боятся больше всего. Менять «старое» на «новое» (ссылаясь на недостатки «старого»), чтобы завтра отказаться от «нового» в пользу ещё более «нового» (эти проклятые недостатки забрались и сюда!)... Либо просто потому, что человеку наскучило однообразие.

С первым проще. Если оглянуться, окажется, что недостатки есть во всём, что придумано и создано человеком. Если не оглядываться, то об этом можно не думать и жить, увлекаясь процессом с головой. Особенно хорошо это получается, если в формулу «менять старое на новое» добавить слово «срочно». Тогда оглядываться будет некогда, все будут заняты, всем будет интересно.

Мы постоянно бежим от того, что сами недавно создали. Впереди всегда одна, по сути, картинка: вот теперь, вот-вот станет совсем хорошо. Только вот эту штуку переделаем, тут исправим, тут поменяем, там применим новую (последнюю!) модель — и вот тогда... Десять лет проходит такой гонки, двадцать — впереди всё та же, по сути, картинка, только меняются названия того, что нужно поменять, и список недостатков, вызвавших такую необходимость. «Движение — жизнь». Эдак получается, что даже ослик с привязанной впереди морковкой прекрасно соперничает с человечеством по эффективной мотивации.

С однообразием и разнообразием сложнее. Для одних людей важно, что у них есть для достижения своих целей, и нет проблемы, какие цели ставить и почему. Для других, наоборот, важно разобраться в себе как в личности, в своих целях, смыслах и ценностях, и нет проблемы, каким именно инструментом пользоваться (главное здесь — твои знания и опыт).

Можно сказать, это классическая дилемма «иметь или быть»*. Похоже, люди, живя по принципу «иметь», больше всего увлечены созданием условий для жизни и сменой впечатлений. Здесь никогда нельзя достичь идеала (посмотрите на сверхбогатых людей — даже у них этот процесс далёк от завершения), поэтому тишина, стабильность для них — скучное однообразие. Напротив, живущие по принципу «быть» не любят постоянно перестраиваться под новые условия; им нужно тратить время и внимание на саму жизнь как реализацию свободы духа, а не на освоение новых средств, методик, инструментов, и, тем более, не на просмотр и оценку быстро меняющихся картинок. Это суета, которую они не любят. Классический пример: пока прочитал и осмыслил все последние новости, уже появились другие, ситуация уже поменялась.

Поэтому церковь и не торопится (и не должна торопиться!) искать новые ответы на все вопросы, вызовы и претензии к ней, возникающие в быстро меняющемся мире. Она сама живёт по принципу «быть» и своих чад призывает к тому же — очищать и спасать себя, свою душу — от злобы, жадности, лукавства, сладострастия...

Все средства к этому давно известны и доступны, все ответы на главные вопросы давно даны. Самоё трудное, как ни парадоксально, — с этим смириться и внимательно, терпеливо делать то же, что и все поколения христиан до тебя — искать Царства Небесного и правды его. А всё остальное приложится.

Кстати

*Что за дилемма?

«Иметь или быть?» (нем. «Haben oder Sein») — изданная в 1976 году поздняя работа немецкого психоаналитика и философа Эриха Фромма, исследующая две философские категории: обладание и бытие, как два основных способа существования человека в мире, отношения ко всему сущему.

«Иметь» — значит, относиться к жизни потребительски, желать обладать чем-то для счастья, для удовлетворения. Иметь машину, иметь любовницу, иметь деньги, власть, славу, здоровье. Накапливать блага и пользоваться ими — вот цель и смысл жизни.

А человек, желающий «быть», не стремится к обладанию властью, деньгами, славой — он считает всё это тленным, ненужным. Качество внутренней жизни, богатство души ценится им несравнимо выше количества материальных внешних благ.

Комментарии
Авторизоваться