Искусство вслепую
Как существует театр без ограничений под эгидой ВОС
Уже год в районе УПП ВОС работает необычная театральная студия. Стать артистом там может каждый, вне зависимости от возраста, образования, опыта и даже ограничений по здоровью. Руководит студией Елена Кондратьева, и она знает не понаслышке, что для творчества нет преград, ведь сама она инвалид по зрению, что не мешает ей помогать людям реализовывать свои таланты.
На сцене актового зала заводоуправления РЗСИ шум и кутерьма. Актёры театральной студии только недавно получили новый текст рождественской пьесы, идут читки. Пока одни работают на сцене, остальные повторяют свой текст за кулисами.
— Вот вы сейчас говорите свои слова и идёте за рядами, там, где проход, — руководит юными артистами Елена Кондратьева. — Идёте вдоль стеночки и уходите в костюмерку.
Елена руководит театром уже год, и подсказывая своим актёрам как двигаться по сцене, она держит всё в голове: схема зала, где и как располагаются ряды, где край сцены, где реквизит, где входы и выходы. Всё это она запоминала наощупь, ведь зрение у Елены Кондратьевой полностью отсутствует.
Как призналась руководитель студии, к творчеству она тяготела всегда. С детства посещала множество разных кружков, в том числе и театральных.
— Занималась в детстве и будучи уже взрослой, — поделилась Елена. — Когда здесь были какие-то театральные кружки от общества слепых, тоже играла в спектаклях.
Потом был долгий трудовой путь на заводе РЗСИ, а затем случилось сокращение. К сожалению, для многих людей с инвалидностью найти работу не так просто, и потеряв место на Ревдинском заводе светотехнических изделий, Елена Кондратьева надолго выпала из жизни.
— Эти 12 лет просто сидела дома, — вспоминает она. — Но тут Всероссийское общество слепых, совместно с «Газпромом» организовывали по программе трудоустройства для инвалидов квоты. Это проходило во всём регионе и вот на нас тоже дали несколько квот.
Официально Елену устроили реабилитологом, в соответствии с образованием, которых у неё, на минуточку, два — одно юридическое, другое социальное.
Реабилитация — это широкое понятие, и хороший реабилитолог должен уметь работать в разных направлениях и с разными пробле6мами. Именно поэтому Елена долго думала, как же охватить как можно больше людей, помочь всем. Решение пришло спонтанно — театр.
Заводоуправление располагало для этого сценой, а Елена — своими организаторскими и творческими талантами.
— Театр даёт очень много, — объяснила Елена Кондратьева. — И внимание, и движение, и общение, и память, и работа над речью, чтение текстов.
Все артисты в студии очень разные и у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Студию посещают как дети, так и взрослые, в том числе люди с инвалидностью по зрению и пожилые. Преград для артистов здесь нет — на сцену может выйти каждый. А руководитель Елена всегда подскажет, научит, если надо — отведёт за руку, и внимательно проследит чтобы занятия помогли актёрам не только показывать хорошие представления, но и работать над собой — преодолевать ограничения, становиться лучше, учиться воспринимать друг друга.
— Кто-то не очень хорошо видит, или не видит вообще, кто-то преодолевает здесь застенчивость, учится общаться, выходить на сцену, становится увереннее в себе, — пояснила Елена. — Некоторые работают над речью, а кто-то учится ориентироваться в пространстве. У каждого от занятий есть своя польза, реабилитация, но они не слышат этого слова, для артистов это театр, это творчество, дополнительный интерес.
Вместе с незрячими и слабовидящими артистами на сцене прыгает бойкая девчушка лет семи. Маргарита занимается тут недавно и театр помогает ребёнку не только весело и интересно проводить время, но и развивает память, речь, помогает социализироваться, а также адекватно воспринимать людей с различными особенностями.
— Теперь ты выходишь в центр и поёшь свою песенку, — подсказывает руководитель Наталья.
Пока девочка поёт, другие артисты внимательно следят за текстом, ожидая своей реплики. Кто-то следит глазами, а кто-то руками — по Брайлю. Текст у всех один, но экземпляр у каждого свой, подходящий под особенности артиста.
— Мы уже ставили один спектакль «Ещё раз о Красной Шапочке на новый лад», также военные стихи мы читали, потом мы проводили «Басня бой», каждый у нас выступал в нескольких ролях, — поделилась Елена Кондратьева. — В этом процессе можно было присмотреться к актёрам, посмотреть, какие роли кому подойдут, кому и над чем стоит поработать.
Коллектив театральной студии настолько разнообразный, что возрастной диапазон труппы от 7 до 70 лет.
Разрасталась студия постепенно. Если в начале занятий было всего 4 человека, то сейчас на сцене заводоуправление собирается уже 22 артиста, плюс неизменный руководитель.
— Берём всех! — заявила Елена. — Пока у нас, всё-таки, небольшой театр, и к нам в основном ходят люди из нашего района, но те, кто приходят — с удовольствием занимаются и, как правило, остаются с нами надолго.
Примерно 50% коллектива — дети, и Елена Кондратьева отлично показала себя в работе с маленькими артистами. Они слушаются преподавателя и наперебой рассказывают о том, что Елена отличный руководитель и замечательно с ними ладит.
Но, конечно, бывают и проблемы с дисциплиной, ведь за детьми нужен постоянный контроль.
— Вот, видите, что происходит? — смеётся Елена, услышав шум из актового зала. — Стоит их только одних оставить и…
Дети шалят, веселятся, иногда немного спорят, а иногда могут попасть и в другие курьёзные ситуации:
— Где Баба Яга? Где Катя? — вопрошают со сцены.
И тут все дружно ищут потерявшуюся актрису.
— Может она ушла домой? В тексте ведь написано, что Баба Яга уходит домой, — предполагает один из артистов.
Впрочем, потерянную актрису быстро находят совместными усилиями, и репетиция продолжается. Все проблемы здесь привыкли решать вместе — если кто-то чего-то не может, поможет товарищ по сцене.
— Следить — это самая большая сложность в моей работе, — признаётся Елена. — Они мне, конечно, все помогают, подсказывают. Конечно, первое время, для детей было необычно работать с незрячими актёрами, всегда старались помогать, куда-то отвести, но позже я уже сказала, чтобы они позволили им самим изучать всё и запоминать. Незрячие артисты ведь тоже у нас двигаются и по сцене, и по залу, и им надо всё это самостоятельно запомнить.
Сейчас коллектив театральной студии уже слаженный, и каждый знает где и в чём он, может быть полезен, при этом не ограничивая друг друга и давая простор для развития.
— Если мне нужно, чтобы они что-то сделали на сцене — я делаю это вместе с ними, — рассказала Елена. — Вместе с ними иду, прыгаю, где-то лазаю, всё показываю на себе. Это тоже особенность моей работы, будучи незрячей. Мы работаем всегда вместе.
Работа над рождественской постановкой предстоит большая, ведь история в ней очень необычная и разнообразная. Есть и элементы кукольного спектакля, и песни. Всё это — авторская работа Елены и её творческих помощников. Чистый эксклюзив!
— Что-то я придумываю сама, где-то ищу помощи, — объяснила Елена. — Прямо посреди постановки у нас также будет вертеп, где будет кукольный спектакль о рождении Христа. Здесь мне помогают с изготовлением кукол, выбором материалов.
Сама история будет очень необычной и очень доброй, даже Баба Яга здесь не злобная старуха, а маленькая девочка, которая совсем не злая и просто тоже хочет праздника, хоть и действует не самым правильным образом.
Для историй Елена иногда вдохновляется литературой, иногда что-то придумывает сама.
— Уже сейчас мы работаем над спектаклем к 9 мая, пишем для него сценарий, — рассказала Елена. — Для основы мы взяли незаконченное произведение другого автора, и то, что оно незаконченное, для нас совсем не проблема, а наоборот — плюс. Появилась возможность написать концовку так, как мы хотим.
Планы у театра есть, и теперь, как призналась Елена, у неё началась совсем другая жизнь. Каждый день, занимаясь повседневными делами, она учит и повторяет текст, думает над постановками, реквизитом. Театр окружает её везде, так как очень основательно вошёл в её жизнь.
— Ребята также всегда меня встречают на улице, бегут ко мне, здороваются, и мы говорим о театре, — смеётся Елена. — Можем репетировать прямо на улице, что-то повторять, они ходят ко мне домой заниматься. Каждый очень ждёт спектакля, когда сможет выйти на сцену, показать себя и то, над чем мы работали такое долгое время.
— Сейчас у нас не очень много зрителей, — признаётся Елена Кондратьева. — Конечно, мы даём объявления, но пока приходят в основном жители нашего района, друзья и члены семей артистов, но мы верим, что у нас ещё будут полные залы.
Прийти на спектакли могут все желающие, которые также могут увидеть интересные, необычные и по-своему удивительные постановки с артистами, для которых не существует никаких преград.
Ну а если кто-то пожелает не только посмотреть, но и поучаствовать, дружная театральная семья готова принять новых участников коллектива.
— Очень нам не хватает мужчин, особенно сейчас, — поделилась Елена. — Сейчас для спектакля очень нужен Дед Мороз, и пока эту роль отдать некому.
Пока по трудовому договору Елена устроена до конца 2025 года, но очень хочется, чтобы театр жил и процветал, и его артисты верят в его будущее. А пока Елена больше сосредоточена над его настоящим, и оно уже даёт свои плоды — и сама Елена, и её труппа уже начали покорять различные конкурсы и начали собирать свою собственную копилку наград, становясь лауреатами разных степеней.
Сейчас театральная студия готовиться к новогодним праздникам, но для волшебной сказки им не хватает самого важного персонажа — Деда Мороза. Елена надеется, что вскоре найдётся подходящий на эту роль человек, который присоединиться к труппе.
Вера, 12 лет:
Я уже год хожу в театралку. Мне очень нравится Елена, она самый лучший преподаватель в моей жизни! Она добрая, умная, красивая и скромная, и всегда нам помогает в трудную минуту. Мне больше всего нравится играть Снегурочку, потому что это очень интересная роль для меня. Она очень умная и красивая, надеюсь я очень хорошо её сыграю.
Рома, 10 лет:
Мне очень нравится ходить в театральный, потому что у меня тут много друзей и знакомых. Мне нравится наш педагог Елена, она очень добрая, никогда на нас не кричит (ну очень редко, только когда мы плохо себя ведём). Больше всего мне нравится сцена, когда мы развешиваем звёздочки.
Маргарита, 7 лет:
— Я только летом начала заниматься в театре. Мне нравится, у меня хорошая преподавательница. Тут всё классно и тут мои лучшие друзья.
Катя, 10 лет:
— Я хожу уже год, чувствую себя настоящей актрисой. Мне нравится Елена, она добрая, если нужно — где-то помогает. Товарищи по сцене нормальные, мы здесь все друзья, хотя бывает иногда кто-то бесит.
Маша, 11 лет:
— Мне очень нравится в этом театральном, потому что тут много хороших ребят и отличный преподаватель. Мы ставим очень интересные спектакли и сценки.