Яндекс.Метрика
Автор:
Ксения Данилова
Интервью

«Заговори, чтоб я тебя увидел». Чем может быть полезен каждому центр "АктиВЫ" — рассказала педагог по речи Алена Салимова

21 сентября 2023
386

В светлом просторном классе совсем скоро начнется урок, доска чисто вымыта, а цветные стулья расставлены полукругом в ожидании гостей. На полу в углу слегка подувядшие цветы в вазонах — совсем недавно центр развития личности "АктиВЫ" отметил свой первый день рождения. О его работе, о самых главных клиентах, и о том, чем он может быть полезен каждому из нас, нам рассказала автор и педагог курса «Через речь к успеху» Алена Салимова.

Алена Салимова, педагог центра "АктиВЫ" и автор курса «Через речь к успеху». Фото Владимира Коцюбы-Белых

Начало пути

— Меня зовут Елена Валерьевна Салимова, но все зовут меня Аленой. А началось все с того, что однажды я посчитала необходимым заняться своей речью. Было это давно, в то время я работала на Ревдинском заводе ОЦМ в отделе сбыта. В мои обязанности входила реализация цветного проката в такие регионы, как Татарстан, Башкортостан, Удмуртия. Отдельно вела работу с энергетическими компаниями по всей России, выезжала на тендеры, конкурсы, аукционы. На конкурсах присутствовала большая комиссия от директора по закупкам до инженера по установке, и мне было нужно рассказать о продукции нашего завода, привести аргументы в пользу покупки именно у нас, ответить на все вопросы. С задачей я справлялась, но мне не хватало навыка публичных выступлений, а он-лайн курсов тогда еще не было. Поэтому я стала заниматься самостоятельно, читала литературу, прокачивала себя.

У Алены Салимовой лесотехническое образование, она химик-технолог гидролизной промышленности. Но поработать ей довелось в разных нишах. Это был не только завод, но и сфера красоты, здоровья и омоложения, и журнал «Технадзор», и даже банк.

— Когда пришло время выходить из декрета, я увидела вакансию в банке. И пришла попробовать. Претендентов было много, а взяли меня. Потому что я умею говорить. Это был пример, того, как может работать речь — мне пригодились мои навыки. Работа в отделе «Вклады и переводы» мне нравилась, но хотелось получить опыт публичных выступлений. Поэтому, когда появился новый продукт, мы с руководителем стали ездить по организациям и рассказывать об ипотеке. У нас были очень высокие продажи, здесь опять же пригодились навыки ораторского искусства. Где бы я не работала, везде старалась совершенствовать эти знания и приобретать новые. Второе высшее образование я получила в УРФУ по специальности маркетинг. Это же здорово: учиться, развиваться, общаться с разными людьми. Позже я получила дополнительное образование и диплом государственного образца о профессиональной переподготовке в Школе речевого имиджа и дизайна голоса по курсу: «Голос. Речь. Публичные выступления»

— Как вы узнали про этот центр, почему пришли именно сюда?

— Я не выбирала, это произошло само собой. Хоть я и занималась обучением персонала, работая в журнале технадзор, но проводить уроки по речи не планировала. Занималась этим только для себя и под свои потребности. Но у меня сын подросток, ему 15 лет и ему нужно расти и развиваться. Когда я узнала об открытии центра АктиВЫ, он стал посещать занятия здесь. А руководителю центра, Елене Вшивцевой, нужен был педагог, и мне предложили попробовать им стать. Я провела первый пробный урок и меня выбрали из нескольких претендентов. То есть, все началось с занятий сына, а я уже позже подключилась.

— Почему выбрали именно вас?

— Я люблю детей, а они это чувствуют. И тогда, на пробном открытом уроке, они откликнулись, с желанием выполняли приготовленные мной упражнения, включались в процесс. Все прошло здорово и легко. После этого решили набрать новую группу. Всего было три группы детей, позже подключились и взрослые. Их тоже набралось несколько групп — желающих прокачать свою речь оказалось немало.

Любимые подростки

— Занятия центра в основном направленны на подростков? Почему?

— Да, но не только. Здесь мы зовем их «любимые подростки». Они очень классные, окрыленные. У них столько энергии, смелые мечты, с ними здорово общаться и работать. В то же время им сейчас не с кем поговорить, не хватает общения, здесь они открываются, мы обсуждаем любые интересующие их вопросы. Они приходят за полчаса до начала и уже в коридоре начинают общаться, а после урока не могут расстаться. Если говорить о занятиях, то они помогают подросткам лучше понимать других, принимать себя, усиливать свои результаты. Будут полезны тем, кто испытывает затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, стесняется знакомиться с новыми людьми, но хочет развить свои навыки общения, уметь слышать и понимать других людей, быть понятыми и принятыми в коллективе, иметь авторитет в команде, имеет сложности с выражением собственных эмоций и не может совладать с собственными эмоциями, проводит много времени «в телефоне», за компьютером, в социальных сетях и играх, не способен сконцентрироваться на конкретной задаче

Каждый урок в группе начинается с приветствия. Фото Владимира Коцюбы-Белых

​​​​​​

— Есть какие-то примеры того, как центр помогает подросткам решать поставленные задачи?

— Конечно, их много. Часто приходят дети, которые стесняются выходить к доске, отвечать перед всем классом, да и вообще разговаривать. Конкретный пример: мама привела девочку, ребенок и в школе был зажат, а тут еще и люди незнакомые, первое время она держалась около меня. Через два месяца занятий эта девочка сама поднимает руку и выходит к доске. В прошлом году приходили 9-классницы, мы готовились защищать проект. Репетировали все — как правильно встать, куда деть руки, как поставить ноги, как надо говорить и каким голосом. Учились не теряться, отвечая на каверзные вопросы. Отрабатывали весь процесс. И результат был отличный. Сейчас мы с детьми еще «мозгом занимаемся», выполняем специальные упражнения. В 9 класс ребенок приходит, а у него экзамен по русскому устно. Он вытягивает любую картинку, неизвестно, что ему достанется, и по ней нужно составить рассказ. И тут как раз наши занятия очень помогают, они действительно работают

Через речь к успеху

— А что это за упражнения для мозга?

— Нейродинамическая гимнастика. Она стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности, снижает утомляемость, улучшает моторику, как мелкую, так и крупную, формирует уверенность в себе при публичных выступлениях.

— А что касается взрослых, ведь для них в центре тоже есть занятия, чем они могут быть полезны?

Курс для взрослых называется «Через речь к успеху», он учит людей общаться, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения, развивать личные проекты, справляться с эмоциями. Занятия для взрослых проходят курсом, состоят из 5 уроков продолжительностью 2 часа. На курсе мы работаем над уверенностью, избавляемся от страха и волнения при выступлениях, работаем над техникой речи, скоростью, интонацией, настраиваем речевой аппарата и артикуляцию. Готовимся к встречам, важным переговорам, разбираем, как вести себя перед камерой, учимся работать с возражениями и критикой. Речь отражает наш внутренний мир, как мы говорим, так и живём.

В процессе занятий у людей меняется не только голос, но и внутреннее состояние, они становятся более раскрепощёнными и уверенными в себе. Голос не отделим от тела, мозга и психики, всё в нашем теле взаимосвязано, если вы работаете над одним, то одновременно прокачиваете и другое.

— Прокачать речь, прокачать мозг, что это значит?

— Взбодрить и заставить работать. Прокачать свою речь означает улучшить свои навыки, расширить словарный запас и развить способность свободно выражать свои мысли и идеи. Ведь кто такой уверенный оратор? Человек, в арсенале которого есть развитое умение убеждать, актёрская игра и красноречие, он хорошо владеет темой и способен донести ее до своей аудитории.

Речь — это комплексная работа

— Как проходят ваши уроки, с чего они начинаются?

С приветствия. Самое первое что мы делаем, это произносим громко и четко свои имя и фамилию. И сделать это надо гордо, уверенно заявить о себе. Многие не могут. И дети, и взрослые. Кто-то до сих пор стесняется своего имени или фамилии. Мы прорабатываем это на занятиях. Потом у нас идет зарядка 15 минут. Мы выполняем разные упражнения на артикуляцию, на голосовые связки — взбадриваемся. Затем начинается теория, она занимает около 20 процентов времени, а остальное практика. Мы работаем с осанкой, занимаемся активацией словарного запаса, избавляемся от слов паразитов, учимся правильно стоять и дышать. Это комплексная работа. А последние 30 минут урока мы играем в речевые игры. Иногда это «Крокодил» или «Мафия». Дети обожают мафию, они готовы играть часами! Наш урок длится 2 часа, время пролетает незаметно. Наши занятия проходят в формате практических заданий, командных и парных упражнений, деловых и ролевых игр, во время которых подростки могут прожить проблемные ситуации и попрактиковаться в различных способах их преодоления с помощью изученных инструментов.

Алена Салимова и ее «любимые подростки». Фото предоставлено Аленой Салимовой.

— С какими сложностями вам приходилось сталкиваться здесь?

— Все дети разные, но каждый интересен и уникален. Да, подростки не самая простая категория, нужно не только завоевать, но и суметь удержать их внимание и доверие. Чтобы ребенок сам захотел посещать занятия, а не потому, что мама заставляет. А весной что с ними делается! Когда все тает, расцветает, им же надо гулять. Либо дома сидеть за компьютером, у них там своя жизнь. А тут еще идти куда-то надо, и так школы хватает. Но мне пока это удается, у нас с ними идиллия, мы говорим на равных, но они чувствуют авторитет. Общаемся «на вы», но по имени, как я им говорю: кто знает, может мы с вами будущие коллеги. А еще у нас здесь безопасное пространство: мы можем свободно говорить о том, что важно каждому из них, и это никуда не уйдет. У каждого здесь свои цели, задачи и план, который ребенок ставит себе сам — план того, что он может и хотел бы достигнуть здесь за год наших занятий.

Будущие коллеги

— Что вы считаете главным в своей работе и чего бы еще хотелось достичь на этом пути?

— Главное, это люди, которых я встречаю здесь. Я зову их мои звездочки, ведь каждый из них неповторим и важен. Я радуюсь, когда вижу, как подростки и взрослые расцветают на глазах, это дорогого стоит. Одной девушке предстояло организовать масштабное событие, но ей не хватало навыка публичных выступлений и уверенности. После наших занятий и репетиций это мероприятие состоялось в КДЦ. Вся наша группа пришла ее поддержать. Она держалась так, будто всю жизнь выступала на сцене. Мне бы хотелось популяризировать занятия речью, чтобы таких историй успеха стало больше.

Стрелка часов близится к заветной цифре, один за другим в кабинет начинают заходить ребята, «любимые подростки». Каждую неделю мальчишки и девчонки из разных классов и школ города собираются в одном месте, чтобы научиться красиво говорить, общаться без стеснения и стать уверенными, успешными взрослыми. И, кто знает, может среди них уже есть будущие выдающиеся ораторы и коллеги педагога по речи Алены Салимовой?

Комментарии
Авторизоваться