Яндекс.Метрика
Автор:
Ксения Данилова
Интервью

«Я прощал. И многие исправлялись».

Ветеран СУМЗа Юрий Гольдин отметил 90-летний юбилей. Сегодня он вспоминает о заводе, которому посвятил половину жизни

8 декабря 2023
259

29 ноября отметил свой 90-летний юбилей Юрий Зиновьевич Гольдин, знакомый, пожалуй, каждому ревдинцу, так или иначе связанному с СУМЗом. Этому предприятию он посвятил 47 лет своей работы, 30 из которых — в должности начальника цеха двойного суперфосфата. Мы встретились с ним на следующий день после его 90-летнего юбилея и очень тепло пообщались, вспоминая трудовое прошлое, массу изобретений, побед, достижений и сложностей, поговорили о семье и об ответственности, а еще узнали секрет долголетия.

Юрий Зиновьевич выходит ко мне в сопровождении супруги Руфины Ивановны и дочери Светланы. Он в хорошем настроении, бодр и общителен, сложно поверить, что вчера ему исполнилось 90 лет.

Руфина Ивановна, также бывшая работница СУМЗа, после 33 лет работы вышла на пенсию в должности начальника химической лаборатории сернокислотного цеха. Вместе с Юрием Зиновьевичем они вырастили сына и дочь, а сейчас у них четверо внуков и уже трое правнуков. В браке они еще со времен заводской комсомольской юности, и по сей день являются друг для друга опорой и поддержкой.

29 ноября Юрию Гольдину исполнилось 90 лет, 47 из которых он посвятил заводу. Фото предоставлено семьей Гольдиных

Изобретательный цех

Юрий Зиновьевич Гольдин родился 29 ноября 1933 года в Луганской области. В 1942 году в ходе эвакуации во время Великой Отечественной войны он с семьей попал на Урал в Ревду, где его отец был назначен начальником строящегося мартеновского цеха РММЗ.

На СУМЗ он был направлен в 1956 году, после окончания механического факультета УПИ им. Кирова. Начинал с должности бригадира измельчения обогатительной фабрики. В дальнейшем перешел на работу в заводоуправление, став заместителем главного механика завода, курировал строительство нового цеха по производству двойного гранулированного суперфосфата.

С 1973 года Юрий Гольдин был назначен на должность начальника цеха двойного суперфосфата, где и проработал до самого выхода на пенсию в 2003 году. За этот период количество рационализаторских предложений и изобретений, соавтором которых вместе с другими специалистами цеха был Юрий Зиновьевич, перевалило за отметку 200.

Залогом такого успеха явилась слаженная работа команды единомышленников и профессионалов, таких, как Анатолий Чмарин, Геннадий Скаредин, Владимир Сохраннов, Юрий Декун, Виктор Малыгин, Ирина Бушкова, Галина Некрасова, Вячеслав Виноградов, Римма Усольцева, Степан Васильев и многих других специалистов. Позже в команду влились и молодые кадры, которые и сегодня у руля — Максим Сладков, Андрей Армеев, Евгений Федоров, Андрей Елисеев.

— В процессе освоения цеха было подано много изобретений, все они у меня здесь есть, оформленные как положено — говорит Юрий Зиновьевич, показывая на шкаф. —Работал я вместе с соавторами. Крепкий сплоченный коллектив — это очень важно, именно такой я и стремился всегда создавать. До конца дело доводил и никогда его на полдороге не бросал. С пьяницами и прогульщиками боролся. Но всегда прощал и давал человеку шанс исправиться. Мог уволить за прогул, а через месяц вновь принять. И многие исправлялись.

Среди лучших людей России

Множество изданий в разное время писали о Юрии Гольдине, называя его человеком-легендой. И ведь действительно, нельзя обойти вниманием достижения и заслуги этого человека не только перед заводом, но и далеко за его пределами.

За время работы Юрий Гольдин был награжден рядом заводских и правительственных почетных званий и наград.

Среди них — «Заслуженный рационализатор РСФСР» (1988 г.), «Лучший изобретатель Среднего Урала» (1987 г.), знак отличия «За заслуги перед Уральской горно-металлургической компанией» (2003 г.), Заслуженный работник СУМЗа, «Ветеран труда РФ». В 2005 году имя Юрия Гольдина внесено в государственную энциклопедию «Лучшие люди России». И это далеко не полный список.

Юрий Гольдин (в центре): "Крепкий сплоченный коллектив — это очень важно, именно  такой я и стремился всегда создавать". Фото предоставлено семьей Гольдиных

Главное — работа механизмов, а технологию можно наладить

На вопрос о том, что же было самым сложным в его трудовом пути, Юрий Зиновьевич отвечает:

— Я же инженер-механик, а тут технологический цех, выпуск двойного суперфосфата, то есть химические процессы. Я курировал строительство цеха по проекту и увидел, где имеются «узкие» места, которые надо решать. Директор завода Иосиф Саркисов сразу понял, что необходима отлаженная работа механической части. Ведь когда работают механизмы, тогда и технологию можно наладить. И ему нужен был механик. Тогда меня и пригласили на должность начальника цеха. Передо мной стояла задача совершенствовать механизмы, обеспечивать их бесперебойную работу в химическом цехе. В этом плане мне очень запомнился переход на барабанно-грануляторную сушилку, коротко — БГС.

О реконструкции цеха

В процессе освоения цеха внедрялось множество изобретений. Одно из них — освоение системы БГС.

Об этом процессе, как и в целом о своей сложной, но такой любимой работе, Юрий Зиновьевич готов говорить много и с большим удовольствием.

— В цехе пять систем, все они одинаковые. На каждой из них три основных аппарата — барабан, гранулятор и распылительная сушилка. Мы внедрили такую систему, которая позволила все три процесса (сушку, грануляцию и распыление) совместить в одном аппарате. В результате такого процесса на каждой системе два аппарата исключались. Вот посчитайте: всего пять систем, два из трех аппаратов на каждой из них исключается. И когда мы внедрили БГС по всему цеху, мы демонтировали и сдали в металлолом 10 крупных аппаратов, а пять осталось. В результате это дало громадную экономию электроэнергии, запасных частей и сырья. Реконструкция цеха с переводом на БГС позволила освоить проектную мощность в 1 млн. тонн двойного суперфосфата и сделать цех рентабельным. А позже перевести его на выпуск триполифосфата натрия.

О помощи школе

После ухода Юрия Гольдина на заслуженный отдых цех возглавил Владимир Сохраннов, а позже Максим Сладков, главный инженер СУМЗа в настоящее время.

— Максим Михайлович пришел на завод будучи молодым механиком, начинал рабочим в цехе суперфосфата. Да и сейчас на заводе много выходцев с суперфосфатного цеха, которого давно уже нет. Но специалисты остались и нашли себе применение. В моей семье тоже есть металлурги, правда, они не живут в Ревде и не связаны с СУМЗом.

А еще большое удовольствие приносило Юрию Гольдину шефство над школой № 28. Он сам стремился к этому, всегда был заинтересован в помощи детям, напрямую контактировал с директором Людмилой Федосеевой и курировал многие вопросы.

— Было дело, да. Многое делалось для школы. Да разве сейчас всё вспомнишь? Ремонты были за нами, замена крыш, перекрытий. Помогали с организацией занятий в секциях.

— Папа был очень внимателен к проблемам и нуждам школы, ко всем вопросам подходил с полной отдачей, — добавляет Светлана. — Кому-то может это было в нагрузку, а он занимался этим с радостью и удовольствием. Я помню, однажды в школе сгорел какой-то бойлер и была срочная необходимость в его замене. И папа тут же все это организовал и этот важный аппарат на кухне очень быстро заменили. Такой вот он активный был всегда.

На работу с радостью

Спрашиваю Юрия Зиновьевича о том, что ему особенно нравилось в его работе и он без раздумий отвечает:

— Все нравилось. Я всегда на работу шел с радостью. Нравилось заниматься улучшением условий труда. Вот представьте, в цехе 1000 человек, а попить негде — воды нет. Именно так и было дело, когда я пришел в цех. И как быть? А до этого я работал главным механиком обогатительной фабрики, там была самодельная сатураторная установка газированной воды, и я сделал здесь в цехе такую же, в результате все были обеспечены питьевой газированной водой. Позже сделали отдельную комнату, ее отремонтировали и запустили. Ну как же тут не радоваться?

Трудности в работе для меня были связаны в основном с реконструкцией механизмов. Перевод на другую технологию — это ведь не так просто. Но процесс этот интересен и занимателен. Хотел бы я что-то изменить, оглядываясь назад? Мне трудно сказать. Я делал то, что мог. По своим возможностям, по своим знаниям, по своему опыту.

Дочь Юрия Гольдина, Светлана вспоминает, что у папы практически не было выходных.

— Я хорошо помню это из своей молодости. Ночь или день — неважно. Круглосуточная работа, круглосуточные отгрузки. Какие-то происшествия или нестыковки, он всегда был на связи.

— Каждый день надо было что-то решать новое. Иначе не успеть за жизнью, — соглашается с ней Юрий Зиновьевич. — Вот приходишь в 10 часов вечера с работы, а утром надо принести готовое решение. Поэтому не отдыхал мозг-то! Всё время приходилось думать, как быть. Даже ночами. И утром я шел на работу уже с готовым решением какого-то узла или какого-то усовершенствования по оборудованию.

Но в редкие выходные Юрий Гольдин всегда старался найти время для того, чтобы покататься на лыжах, или сходить в бассейн с семьей. Приобщал к спорту сначала детей, а потом и внуков. На аккордеоне он научился играть еще в школе, в 5 классе, но и сейчас может взять в руки инструмент и что-то сыграть для близких. Насколько позволяет больная рука. Но множество песен, в том числе и со времен юности, до сих пор помнит наизусть.

Играть на аккордеонге Юрий Зиновьевич научился еще в школе, но и сейчас может взять в руки инструмент и исполнить  что-то для близких. Фото предоставлено семьей Гольдиных

Раскрываем секрет долголетия

Не могу не спросить, в чем же заключается секрет такого активного долголетия, и Юрий Зиновьевич отвечает:

— Думаю, что семья поспособствовала этому. Я постоянно работал, но от домашних дел был освобожден, все легло на плечи жены. Во-вторых, сказались занятия спортом и отсутствие вредных привычек. Вот говорят, что от фтора выпадают зубы, а у меня ситуация обратная — все зубы целы, одна единственная пломба, — смеется Юрий Зиновьевич. — Поэтому я сделал вывод, что фтор укрепляет зубы, конечно, при определенной концентрации. Ведь неслучайно фтор добавляют в зубные пасты. А вообще, наверное, генетика. Родители тоже прожили долгую жизнь. Генетика, здоровый образ жизни и работа мозга — думаю, это все повлияло в совокупности. Я и сейчас жизни радуюсь. Рад тому, что живу с семьей, что все живы и здоровы, большего и не нужно.

— Папа очень много читает, — добавляет дочь Светлана. — Выписывает и получает все газеты. И даже когда болел, лежал со сломанной ногой, все равно старался быть в тонусе и, как минимум, кроссворды разгадывал. Он всегда в курсе всех новостей. Потому что мозг привык работать.

Самому хвалиться незачем

В конце нашей беседы я прошу Юрия Зиновьевича обратиться к читателям или дать совет молодому поколению с высоты своего опыта. И он отвечает очень мудро:

— Важно всегда нести ответственность за свое дело. Решать его независимо от обстоятельств, добиваться результатов. И обязательно доводить начатое до конца. В итоге будет главным то, что скажут люди, которые вас окружали, а самому хвалиться незачем.

А что еще нужно для счастья?

Свой юбилей Юрий Гольдин отметил в кругу родных, говорит, что собрались все родственники — они приехали из Верхней Пышмы, Сысерти, Екатеринбурга. Все собрались вместе в этой небольшой комнатке и смотрели старые семейные фильмы. И окружавшие его дорогие люди сказали, что он их герой, и они гордятся им. И люди, знавшие его по службе, и когда-то работавшие под его началом, тоже сказали много приятных слов. В газете «Ударный труд» вышла статья с поздравлениями и словами уважения и благодарности Юрию Гольдину.

Комната, в которой мы общаемся с Юрием Зиновьевичем еще хранит следы вчерашнего юбилея. Такого большого и важного праздника для него и его семьи. Трудовой путь длинной в половину века закончился 20 лет назад, а жизнь идет дальше. Она продолжается в окружении самых близких и родных, в их нежной заботе и искреннем внимании. А что же еще нужно для счастья?

Комментарии
Авторизоваться