По ZOVу сердца. Волонтерскому движению ZOV исполнился год. О том, что было за это время рассказали его основатели Юлия Гатиуллина и Елена Пустовалова
Есть ситуации, к которым можно относиться по-разному. Соглашаться, не соглашаться, поддерживать или нет. Но когда дело касается помощи ближнему, для некоторых людей вопросов выбора не существует.
Мы встретились с Юлей и Еленой в клубе «Цветники», именно отсюда, как мы все помним, проходили отправки мобилизованных в сентябре прошлого года.
Мобилизованных в те дни мужчин привезли на временный пункт в Елань, и, как рассказывает Юлия Гатиуллина, тогда она получила оттуда сообщение о том, что солдатам не хватает многих бытовых вещей. Ведь никто не был готов к таким событиям, никто не знал, что будет дальше. Растерянность и неопределенность стали постоянными спутниками тех непростых для всех дней.
Так же в сообщении говорилось, что вещи можно передать через Сергея Лаптева, председателя дегтярского общества воинов-афганцев.
— Я с ним знакома, поэтому сразу ему позвонила, — вспоминает Юлия, — И от него узнала, что там уже готовят посылку в Елань. Наши с Леной мужья оба пограничники, они поддержали идею помочь ребятам, и мы стали собирать для них помощь вместе. Просто сами по себе, скинулись, пошли и купим.
А потом, чтобы привлечь людей, Юля создала группу в соцсетях, в ней женщины опубликовали пост о том, что все желающие присоединиться к сбору могут приносить вещи к автостанции.
— Я ведь раньше не умела ничего. До этого не знала даже как в соцсетях фото выложить, детей просила, — смеется Юля, — Знала только как «лайк» поставить А сейчас пишу информационные посты, сообщения по сбору средств, веду группы в Телеграм-канале и Вконтакте.
И все это с большой душой и с юмором — Юлия Гатиуллина человек очень веселый. И у нее, и у Лены свой бизнес, они не привязаны к офису, работают сами на себя, имеют навыки управления. Но, как они обе признаются, совмещать такую масштабную волонтерскую деятельность с работой практически невозможно.
— И вот мы приехали и стояли там у машин, встречали людей — продолжает Елена. — Народу было очень много. Люди везли всё — медикаменты, продукты, одежду, спальные мешки. Все собранные вещи мы отправили в Елань.
В следующие дни отправки мобилизованных эти активные женщины уже были как следует подготовлены.
— Уже в первые дни после объявления сбора на счет поступило порядка 80 тыс. рублей, — говорит Елена, — На эти деньги мы закупили вещи, термобелье. В качестве спонсорской помощи от одного из предприятий города мы получили спальные мешки, люди также приносили трусы, носки, термобелье и лекарства.
— Мы с Леной ходили с этими спальниками и вещами и прямо здесь это все раздавали мужчинам, — рассказывает Юлия, — Ловили их в толпе, спрашивали, «Тебе надо? Бери! Вот термос, вот кружка, возьми, пожалуйста, чтобы не замерзнуть». Просили их не отказываться. Многие удивлялись: «Это что, все бесплатно? Где вы это взяли?»
Так все и началось. Соцсети заработали быстро, горожане с готовностью отозвались и пошло-поехало.
«Гуманитарку» также начал собирать Союз ветеранов боевых действий. Волонтеры объединились, паковали вместе коробки и увозили ребятам. Отправляли машины в Заречный, в Дегтярск, а уже оттуда они шли на Донбасс.
— А потом мы подумали, зачем мы посылаем в Заречный, в Дегтярск, разве мы не можем сами отправлять напрямую? — улыбается Юля. — Так мы собрали свою первую фуру и в ноябре впервые поехали на Донбасс.
Опять же очень помогли отзывчивые ревдинцы, силами простых горожан и предприятий, при помощи ИП и магазинов была собрана большая посылка с продуктами и теплыми вещами. С привлечением соцсетей удалось собрать деньги и купить 150 пар теплых сапог. К сбору подключились Союз ветеранов боевых действий, Центр по работе с молодежью, Остров доброй надежды и другие. Первая фура отправилась в сопровождении ревдинских мужчин.
— Сначала мы собирали посылки по наитию, а уже потом, поддерживая с солдатами связь, начали понимать, что им сейчас нужнее. Так мы перешли на покупку техники. Коллиматорные прицелы, генераторы, спутниковые тарелки и прочее дорогостоящее, но нужное оборудование. Одних только тепловизоров мы купили и отправили более 20 штук. Средняя стоимость каждого в среднем 70 тысяч рублей. На все это мы тоже собирали деньги, что-то покупали спонсоры. Подключались и различные предприятия, оплачивая нам транспортные расходы на фуру.
Всю зиму по выходным Елена и Юлия стояли возле городских торговых центров, собирая посылки для солдат. Люди приносили не только сладости, но и сигареты, теплые вещи, средства гигиены, и даже лопаты.
В январе к волонтерам присоединилась Людмила Дундер.
— У Люси сын отправился на СВО, — рассказывает Юлия, — И, имея на руках список необходимых солдатам вещей, она обращалась за помощью ко многим волонтерским организациям. Многие обещали помочь, но сбор совершенно не шел. И она обратилась к нам. За трое суток мы полностью собрали все, что было в этом списке — инструменты, сварочник, и прочее. Тогда мы как раз отправляли очередную машину, и Люся поехала ее сопровождать.
Так она доставила груз помощи в Запорожье и отвезла посылку в Луганск, где был в то время ее сын. С тех пор так и пошло. Каждый месяц отправляется фура, которую сопровождает бесстрашная Люся.
— Ее уже ждут на выгрузках и везде встречают, как родную — говорит Елена.
Посылки с помощью мирным жителям волонтеры не собирают, но недавно при отправке груза передали посылку для перинатального центра В ДНР, в Макеевку. В ней были памперсы, весы и прочие необходимые вещи для новорожденных детей, обшей стоимостью 160 тысяч рублей.
— Это все купила женщина-спонсор из Симферополя, а увезла и передала наша Люся. География перемещений Люси очень обширная. ЛНР, ДНР, сейчас вот еще и Запорожье. В настоящее время она в отъезде, сопровождает очередную фуру.
Как-то раз Люся съездила в Белгород, там она увидела, как плетут маскировочные сети. И переняла опыт.
— Поначалу мы плели из тряпок и ветоши, вымачивали их в марганцовке, ходили все покрашенные — рассказывает Елена. — А потом стали покупать специальные прочные ткани в бобинах. Дело пошло, открылась мастерская, которая работает по сей день. Наши волонтеры как стахановцы. Сами себя они называют паучками, а еще дали название своему трудовому отряду — «Бригада Паши Ангелиной».
Сети плетут и женщины, и мужчины, их около 30 человек, все разного возраста. Кто-то приходит сюда каждый день как на работу, а кто-то по возможности, в свободное время.
Другие активные волонтеры с навыками шитья объединились в группу «Шьем для наших». Дом ветеранов выделил им помещение, где они шили белье и вещи для солдат и госпиталей. Но сейчас уже развернулись не на шутку, и, помимо этого, вовсю шьют для наших солдат шапки, термобелье и флисовые кофты, сохраняющие тепло. Ведь зима не за горами. Также им очень активно помогает такое же объединение швей в Первоуральске.
— Вот на этой неделе к нам обратился наш земляк, надо было срочно отправить посылку с вещами, и наши «пчелки» быстро подготовили 81 футболку, 50 трусов и флисовых кофт! Работают быстро, качественно и под запрос, учитывая нужды бойцов. Народ к ним тоже подтягивается, кто-то домой берет шитье, кто-то работает там.
А буквально пару недель назад у волонтеров движения ZOV появилась новая инициатива.
Одна из активисток группы, Светлана Серебренникова, увидела в Липецкой группе помощи, как готовят сухие, сублимированные супы. И решила этому научиться. Приготовила овощи в сушильной машине и сделала пробную партию супов для своих друзей-походников. Эксперимент оказался удачным.
— Но мы подумали, что одной Свете будет тяжело, и создали Вконтакте еще одну тематическую группу, — говорит Юлия. — Сразу нашлись помощницы, кто-то из женщин сушит морковь, кто-то капусту, сейчас тем более как раз урожай собрали. Потом это все соединяется в один набор и упаковывается для отправки. И супчик ZOV готов. Быстро, вкусно, по-домашнему и с заботой. Одна упаковка идет примерно на три литра, точной пропорции мы пока не знаем. Первую партию отправили на днях, ждем отзывов. Так что все у нас при деле: у кого сети, у кого суп, у кого шитье.
Спрашиваю, есть ли сейчас потребность в овощах, нужно ли их приносить.
— Потребность есть больше в руках, — отвечает Елена, — Когда женщины объединяются для общего дела, найти морковь и свеклу не проблема.
Волонтеров и их деятельность активно поддерживает ТЦ «Дом», организаторы центра всегда приглашают их на свои праздники. В честь 9 мая позвали на солдатскую кашу.
— Наша каша самая вкусная была, между прочим, — смеется Юлия — Мы перепутали рецепт. Пожарили морковку, лук, взяли 8 пачек гречки и 11 банок тушенки, а надо было наоборот! Кашу варили наши мужчины волонтеры и пограничники на полевой кухне на Воинской.
— Вот что бы мы без них делали? — добавляет Елена.
Отправки грузов происходят регулярно, волонтерская работа не прекращается. Конечно, это тяжелый труд и накопившаяся усталость дает о себе знать.
— Каждый раз после отправки большой фуры думаешь, что все, это был последний раз, больше нет сил, — вздыхает Елена, — Но приходит новый запрос. И мы работаем дальше. Мы без этого уже не можем. Как по-другому?
— Летом мы отправляли пореже, потому что приобретения были серьезные и дорогостоящие, — Добавляет Юлия, —Для нас по-прежнему важна рука помощи. Всегда актуальна и финансовая поддержка. Все посылки у нас всегда адресные, ни на каких складах мы никогда не выгружаемся. Доставляем на конкретное подразделение и по конкретному запросу.
Кроме всего перечисленного, за этот год наши волонтеры отправили на СВО уже 7 автомобилей. И останавливаться не собираются.
Самой лучшей из них был Хантер, купленный за 275 тысяч. Также всегда востребованы УАЗы, «буханки» и прочие «рабочие лошадки».
— Мы, конечно, их ремонтируем, проходим полное ТО в сервисе у Алексея Лесникова, он нам не отказывает, делает все быстро и грамотно. Всем машинам мы придумываем позывные. Например, Нива «Оливка», с приобретением которой помог отец Алексий и его прихожане.
Общая помощь за год составила более десяти миллионов рублей. И все это благодаря помощи жителей Ревды и предприятий города.
— Мы гордимся своей Ревдой, такой маленький и такой отзывчивый городок с огромным потенциалом. Объемы помощи действительно поражают, и делают это все простые люди. У нас на СВО никого нет, то есть нет никакого личного интереса. Мы стараемся помогать всем.
Но волонтеры признаются, что сейчас помощи стало меньше, наверное, люди устали, да и цены, конечно, выросли.
А еще добавляют, что у них есть мечта, чтобы каждый житель города перевел для бойцов по 100 рублей.
— Ведь сейчас очень много неравнодушных патриотов. Да, помогать нелегко. Но помогать вместе гораздо проще!