«Отсюда я увидела весь мир». Как врач-массажист из Ревды Татьяна Дяушкина взошла на Эльбрус
Зачем ей это, и как штурмовать самую высокую точку Европы — в нашем большом интервью
Татьяна Дяушкина из Ревды 12 лет делает массаж малышам и занимается лечебной физкультурой. И вдруг она решилась на поступок, который перевернул ее жизнь. Татьяна поднялась на самую высокую точку Европы.
— Татьяна, почему вдруг Эльбрус? Не самое простое место для восхождений.
— Да, чаще на Эльбрус поднимаются люди, чтобы испытать себя и свой характер. Но меня больше манила его красота и величие. И ещё мне нужна была перезагрузка. Все было не спонтанно. К походу готовилась восемь месяцев. Закупала одежду, экипировку, узнавала, что мне нужно из провизии, чтоб голодной не остаться и чтоб места в рюкзаке хватило.
Но за два дня до отъезда я поняла, что физически не готова! Выяснилось, что у меня низкий гемоглобин. Еще мучила постоянная боль в пояснице. И вообще — нужно было решиться оставить дома троих детей. Рюкзак весил около 30 кг. Я его не могла поднять! Тогда было желание сдать билеты и продолжать сидеть в своей норке и ничего уже не хотеть. Но это не про меня. Сдать билеты — это означало сдаться. И как дальше жить, если ты проявила слабость и остановилась в начале пути? Ну уж нет! Я собрала всю свою волю, помахала всем рукой и села в поезд до Пятигорска. И больше не разрешала проявляться слабостям, страхам и слёзам до самой вершины — до 5642 метра над уровнем моря.
— А до этого вы ходили в горы?
— Любовь к горам появилась в 2017 году на Розе Хутор. Моя первая высота была 2300 метров в снежную погоду. Я оказалась как будто в сказке! Хотя была совсем не готова к снежному походу, очень сильно замерзла, у меня промокли ноги. Зато моя первая гора забрала у меня кашель, который длился четыре месяца. Он не давал по ночам спать. А когда спустилась с горы, то кашля как будто и не было.
— Итак, что нужно взять с собой, чтобы взойти на такую гору?
— Самое важное — это рюкзак, палатка, спальник и специальные альпинистские ботинки (на этом нельзя экономить). Надо брать одежду на три сезона — лето, дождливая осень, зима. Серьёзно надо отнестись к выбору трекинговых ботинок и носков — всё это должно быть качественным, не промокать, не натирать и греть. Берем термос, который удерживает тепло при отрицательной температуре. Солнцезащитный крем с фактором защиты 50, не меньше. У меня были пуховые зимние варежки, еще флисовые перчатки. Обязательно поляризационные очки или хорошая горнолыжная маска, чтобы не получить ожог сетчатки. Ну и термобелье и флисовая одежда. А остальное снаряжение — «кошки» (не те, которые мяукают), ледоруб, каску, бахилы, альпинистское снаряжение для ходьбы в связке — я взяла в аренду у компании, с которой и пошла в поход.
— Как вы добирались до горы, и какой вообще был маршрут? За один день, как я понимаю, на Эльбрус не поднимешься.
— До Пятигорска я ехала поездом. Там было собрание с гидом и нашей небольшой группой из трех человек. Проверили снаряжение, получили инструкции и 1 августа выехали до Терскола — это поселок в Кабардино-Балкарии, у подножия Эльбруса. Поднимались с юга, для новичка это самый нормальный маршрут. Заселились в палаточном городке «Бивуак», пожили два дня. Акклиматизация очень важна, поэтому мы для начала поднялись на гору Чегет (высота 3100 метров). Шли около пяти часов. На третий и четвертый день поднялись еще выше. Сделали переход до обсерватории (высота 3200 метров) и жили там два дня. По пути посетили водопад Девичьи Косы. Потом небольшой переход до ледовой базы (высота 3700 метров). Погуляли там 3-4 часа и спустились к палаткам. Все это нужно, чтобы организм привыкал к высоте. На шестой день мы поднялись на Гарабаши (4200 метров). Оттуда налегке шли до 5000 метров. Перепад высот за день — 800 метров. Потом наступает день отдыха перед восхождением, подготовка, небольшая прогулка для поддержания мышц в тонусе. И на восьмой день выходим на штурм с отметки 4800 метров. Подъем до западной вершины (5642 метра) занял 8 часов. Девятый день — спуск по канатной дорожке.
— Как себя чувствовали? Здоровье не подводило?
— При подъеме на Эльбрус есть участки, где можно сорваться, и мы шли в связке, цепляясь карабинами. Нужно быть предельно внимательным. Есть «тропа зомби». Не зря она так называется. Я почувствовала, что сознание затуманено, а ноги еле волочатся. И когда подошла к пику вершины, тут же ощутила прилив сил. На высоте чувствовала себя отлично, дала выход своим эмоциям. Я рыдала от счастья!
— Как близкие отнеслись к этой идее?
— Дети мамой гордятся! Хотя поначалу Артем — средний сын — не хотел отпускать. Кто-то из взрослых ему нарассказывал страшные истории про Эльбрус и горную болезнь. А муж говорил — надо ехать. Конечно, он мной восхищается! Я вернулась, в какой-то мере, героем для своей семьи. Ну и, конечно, для самой себя. Потому что победила страх и выдержала все испытания.
— Да, я тоже слышал много историй, как там погибали туристы.
— Поэтому очень важно выбрать хороших гидов. Я обратилась в компанию «Страху нет» в Пятигорске. Я им доверилась. Самое опасное место при подъеме на Эльбрус — это «Косая полка»: узкая тропа перед выходом на седловину. И еще в ледниках есть трещины, но ты их на поверхности не видишь. Поэтому очень важно быть с гидом и быть в связке, вовремя не растеряться и самозадержаться ледорубом, если упал. Так сказать, «зарубиться».
— Ну и как там, наверху?
— Красота неописуемая! Ты выше облаков и как будто видишь весь мир целиком. С вершины Эльбруса кажется, будто все эти горы-великаны смотрят на тебя снизу, а ты машешь им в ответ. Никогда не забуду этот рассвет на Эльбрусе. И бесконечное звездное небо перед штурмом. Жаль, что на вершине можно находиться не больше 15 минут, чтобы успеть спуститься вовремя. Эльбрус принял меня и дал нам хорошую погоду на подъем. Так совпало, что штурм был 8 августа, в День альпиниста. Я узнала это, когда нас поздравляли люди, уже спускавшиеся с вершины. А 4 августа был мой день рождения, я загадала, чтобы так все и было.
— Что дальше? На какую вершину планируете взойти в будущем?
— Когда спускалась с Эльбруса, было желание поехать на пляж, на море. Это и по деньгам дешевле, и никаких тебе испытаний. Но ненадолго. Теперь я ночами вижу, как мы идем в связке или как спускаюсь с горы. Чувствую, что частичка моей любви осталась там, на Эльбрусе. Про повторный подъем я не могу сказать. Но можно подняться и с востока, и с севера, там более экстремально. Можно подняться на Чегет до самой вершины. Хотя мне теперь хочется узнать загадочные и мистические места Горного Алтая. Я прямо слышу, что они меня зовут (смеется).